Конкурсная презентация "русский народный быт". Обычаи русской старины(презентация) Презентация интересное о русская старина

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну… Автор презентации Алферова Светлана

Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские!

Богатырь - Стихии

Богатырь – стихия был богатырем – великаном. Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше темного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам- горы под ним шатаются, в реку заедет –вода из рек выплескивается. Не с кем Святогору силой померяться. Тяжко ему от своей силы.

Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вел себя как заботливый хозяин- дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок- из земли вытянет.

Усыня - речной великан. Сам- то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся.

Богатырь- Человек Подъехал он к городу Чернигову. У того ли города Чернигова. Нагнано врагов черным- черно, Он как стал- то эту силу великую И конем топтать и копьем колоть -И победил он эту силу великую.

Богатырь- Пахарь Он одной рукой камень вывернет, А двумя- то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович.

Микула Селянинович помогал Защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. «Кто же Русь кормить будет?» Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь- сильнее воина».

В.М.Васнецов « Богатыри» О, Витязь! Делами твоими Гордится великий народ. Твое громоносное имя Столетия все перейдет (А. Толстой)

Илья Муромец и Соловей разбойник « Не родом богатырь славен, а подвигом».

Добрыня Никитич и Змей Горыныч «Лучше того дела нет, Чем родную землю от врагов защищать».

Алеша Попович Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов оборонятся».

Как одеты богатыри?

На тело одета кольчуга- железная рубашка

Доспехи богатырей Шлем Колчан со стрелами Меч- булава Щит

Знаки, обереги, поклонения Знак солнца Знак земли, растительности

Люди поклонялись Богу солнца Даждьбогу Летнему Богу- Ярило

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своей силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной- Сварогу.

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду В Древней Руси родовым деревом считался дуб, уходя в поход богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь- не шатается! И век простоит- не шелохнется!


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Известковый Амурского района

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Литературная игра

«Русская старина»

(для учащихся 9 – 11 классов)

Учитель русского языка и литературы

Тарасенко Светлана Ивановна

Литературная игра «Русская старина»

Цели: 1) Обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся; 2) стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений, формирование навыков общения, развитие воображения, актерских способностей; 3)воспитание грамотного и вдумчивого читателя, нравственных идеалов и эстетического вкуса.

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные.

Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в

живой связи с действительностью, с нашим настоящим и

нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего

прошедшего, как опять-таки думаю. (И.С. Тургенев)

Примечание. К данному описанию прилагается презентация «Русская старина»

Ход игры

Вступительное слово на фоне слайдов 2, 3 (Тема и эпиграф).

Ведущий. Дорогие участники, гости, члены жюри! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить о своих корнях, о славных русичах. Как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были они лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы с вами тоже русичи. Пусть сегодня еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Сегодня мы вспоминаем культуру Древней Руси «Преданья старины глубокой» Слайд 4. Изображение Троице-Сергиевой лавры.

Представление команд (по два человека от 9, 10, 11 классов) Музыкальная пауза Слайд 5. Жеребьевка команд. 1-ая «Волхвы». 2-ая «Иваны да Марьи». 3 -ья «Стрибоги». (У каждой команды свой цвет. Вопросы задаются в зависимости от цифры и цвета)

Представление членов жюри Ведущий. Начинаем игру .

1 тур. Разминка

    Кого в Древней Руси называли оратаем? пахарь

    Как называлась комната монаха? келья

    Торжественное обещание в Древней Руси? обет

    Бог грома и молнии у древних славян? Перун

    Богиня смерти у древних славян? Морена

    Бог солнца, бог-творец у древних славян? Сварог

    Старинная рукопись, документ? свиток

    Боевой топорик с длинной рукояткой? секира

    Похоронный обряд у древних славян? тризна

    Имя Сергия Радонежского в миру? Варфоломей

    Как звали святого, заживо сожженного за веру? Аввакум

    Название монастыря в честь С. Радонежского? Троице-Сергиева лавра

    Летопись – это… событие, записанное по годам

    Житие – это… описание жизни святого

    Поучение – это… жанр, в котором излагаются правила жизни

    Раскрой значение слова «Преподобный» святой монах

    Раскрой значение слова «просфора» хлебец

    Раскрой значение слова «инок» отшельник

Слайды 5, 6. Ответы на разминку: по 0,5 за правильный ответ, максимум: 4 балла

2 тур. Задание для юношей. Ведущий: « В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах о земле о древнерусской быль записывал монах…». Попробуем и мы воплотиться в образ литературного героя, жившего в Древней Руси. У меня 3 монолога. (Капитаны команд вытягивают конверт с заданием). Внимание, игроки! Задание творческое: вы должны от 1-ого лица выразительно прочитать его, сопровождая необходимыми действиями, как-то разыграть и представиться, кто вы, из какого произведения, кто его автор.

Монолог № 1 «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов-резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячей и два с тьмою. Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиной, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы у самого сердца своего».

Монолог № 2 «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

Монолог № 3 «Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя, исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному. Недаром многих лет свидетелем господь меня поставил и книжному искусству вразумил; когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безымянный, засветит он, как я свою лампаду – и пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

Слайд 7. Ответы на творческое задание для юношей

3 тур. Творческое задание для девушек

Слайд 8. (фон)

Ведущий. Прочитайте выразительно на древнерусском языке «Плач Ярославны», дайте поэтический перевод наизусть данного фрагмента:

А) Обращение Ярославны к Ветру; Смотри перевод Д.Лихачева

Б) Обращение Ярославны к Днепру; «Слово о полку Игореве»

В) Обращение Ярославны к Солнцу.

4 ТУР. ДЕВУШКА-СЛАВЯНКА (выдается каждой команде контур девушки)

Ведущий. Вам предлагается силуэт девушки-славянки (взят образец из могильника Нефедьево на Волоке Славянском). От 12 частей ее тела идут стрелки с обозначениями, запишите, как звучали раньше слово «дочь» и части ее тела.

дочь – дщерь; веки - вежды; лоб - чело; губы - уста; глаза - очи; грудь - перси; шея - выя; левая рука - шуйца; правая рука - десница; плечи – рамена; пальцы - персты; щеки - ланиты

Слайд 9. Девушка-славянка. Команды показывают части тела и называют слова.

5 ТУР. УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА

Ведущий. Без устаревшей лексики невозможно представить ни одно произведение древнерусской литературы, встречаются архаизмы и в современных произведениях, многие слова непонятны. Но только не нам, знатокам русской культуры. Давайте посмотрим, как вы владеете устаревшей лексикой?

    АГНЕЦ – это а) ангел б) ягненок в) огонь

    БАСУРМАН – это а) национальность б) звание в) вероисповедание

    КЛОБУК носят а) на голове б) на шее в) в кармане

    АЛКАТЬ значит а) кричать б) жаждать в) бежать

    ПРАЩУР – это а) динозавр б) отец прадеда в) болезнь

    ЛЕПОТА – это а)лепные узоры б) настой липы в) красота

Слайд 10 . Ответы на задания 5 тура.

По 0,5 балла за правильный ответ: 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в)

6 ТУР. БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

Слайд 11.

Н В Ж П С Н Д М К З А Х Т С Ц Т

Е Е А И А Е У А А А О Е И А

Ведущий. Ребята, вам понятна эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а, прочитав, разозлился, порвал и выбросил вон. Что же здесь написано? Обратите внимание: в верхнем углу записаны только согласные, во втором – гласные. А ведь обычно в русских словарях они чередуются. Значит, надо читать текст …. ПО ЗИГЗАГУ! - Чья команда быстрее прочтет эту головоломку?

Слайд 12. Ответ на задание «Берестяная грамота». Расшифровка текста: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита»… («Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»). Понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего, вот он и порвал. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.

7 ТУР. СКОЛЬКО?

Слайд 13.

Ведущий. Посмотрите теперь на эту запись. (На слайде: БУКИ, ЕСТЬ, ДОБРО, АЗЪ). Как вы думаете, сколько букв здесь записано? Сколько слов можно составить?

Слайд 14. Ответ. Всего 4 буквы. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова. Составить можно одно слово: БЕДА.

8 ТУР. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Слайд 15.

Ведущий. Вычислите загаданное понятие, воспользовавшись наименьшим числом подсказок, что вы об этом еще знаете:

    Они … были византийские миссионеры.

    Они … проповедовали христианство.

    Они... позаботились о переводе своих произведений с одного языка на другой.

    Они … создали то, чем до сих пор пользуются болгары, сербы и мы, славяне.

    Они … создали свой славянский алфавит, называется он «кириллица»

Слайд 16. Ответ. Кирилл и Мефодий, создатели письменности. День славянской письменности - 24 МАЯ.

9 ТУР. Древняя Русь в живописи

Слайд 17.

Ведущий. Я показываю фрагмент картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Вы вспоминаете название полотна и его автора. Задание по картине (определенное место закрыто) спрятано под цветным кружочком, возьмите свой номер:

    Что расположено в тени слева от главного плана картины, поясните.

    Что расположено на заднем плане? Как оказался здесь герой картины?

    Кто послужил прототипом для создания главного героя?

Слайды 18. Ответы по картине Нестерова.

10 ТУР. Древняя Русь в музыке

Ведущий . Звучит музыкальный фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь». Игрокам предлагается назвать произведение и кратко рассказать историю создания.

Слайд 19 Ответ . Опера композитора Бородина к произведению «Слову о полку Игореве». Писал 20 лет, не закончил ее, продолжил оперу композитор Римский-Корсаков.

Подведение итогов (оформление протоколов)

Выступление членов жюри. Фото участников игры на память

Литература:

    Рогачевская Е. Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

    Семенова М. Популярная энциклопедия. Мы – славяне!

Санкт-Петербург. Издательский дом «Азбука-классика». 2007.

    Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19 века / Глав. ред. М. Д. Аксенов. – М.: АВАНТА +, 2002.

    Энциклопедия мирового искусства. Издательство «Белый город», 2006.

    Слово о полку Игореве. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.

    Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения/ авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. С. 31-41

1. Тарасенко Светлана Ивановна

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района

Хабаровского края

3. Учитель русского языка и литературы

4. Высшая квалификационная категория


С Масленицей ласковой поздравляем Вас


Поговорки о русской Масленице

Не житьё, а Масленица.

Масленица – объедуха, деньгами приберуха.

Без блинов - не Маслена.


  • Боится Маслена горькой редьки да пареной репы(предстоящего поста).
  • Масленица семь дней(неделю)гуляет.


Понедельник – «встреча»

Утро... Понедельник... Наступает «Встреча». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.


Вторник – «заигрыш»

«Заигрыш» беспечный – вторника отрада

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!


Среда – «лакомка»

Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся. Каждая хозяюшка колдует

у печи. Кулебяки,

сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики –

всё на стол мечи!


Главное угощение на Масленицу - это:

блины

1) рыба;

2) овощи и фрукты;

3) блины.


По древним поверьям, блины – это символ:

солнца

1) весны;

2) солнца;

3) плодородия.


Традиционно Масленицу изображали в виде соломенной куклы, одетой в сарафан

Саму Масленицу традиционно изображали в виде:

1) чучела медведя;

2) соломенной куклы, одетой

в сарафан;

3) снежной бабы.


Что делали с чучелом Масленицы в последний день праздничной недели?

1) оставляли до следующего года;

2) сжигали;

3) топили в проруби.




Пятница – «тещины вечерки»

Пятница настала – «тёщины вечёрки»...

Тёщу приглашает зятёк на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.


Суббота – «проводы»

Близится суббота – «золовки угощение».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!


Воскресенье – «прощёный день»

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...


Пышные гуляния

ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!





Кокошник (от слав. « кокош », обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского « кокошь » курица - наседка, кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Девушки во время святочныъх посиделок надевали самые лучшие наряды, чтобы понравиться женихам.




Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухват a, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из - за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно. Во время Святок обязательно готовили угощение в русской печи.






Наступил памятный 1812 год. Началась Отечественная война с Наполеоном. Хорошо помню: в эту тяжёлую годину набор в армию был особенно большой. В селе остались только женщины, старики да дети. Все, особенно женщины, держали наготове палки, ухваты и прочее, намереваясь с этим оружием встретить неприятеля. Но французы до нашего села не дошли. Только приезжала к нам русская конница. Мог использоваться ряжеными на святках вместо посоха




Веретено - веретно, церк. вертено ср. (вертеть) простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. Во время святочных посиделок девушки чаще всего занимались прядением.


Знай, баба, свое кривое веретено, свое дело. Знай гребень да веретено. Не веретеном в бок, терпеть можно. Не веретеном трясти, о деле, которое требует рассудка. « На шильце, на мыльце, на кривое веретенце »- таким приговором ряженые выпрашивали деньги на Святки. Смирен топор, да веретено бодливо, о мужике и бабе. Без веретена пряжи не спрядешь. Остры веретена намозолили ладони. Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена. Кривое веретено не надежа (не оденет). Кривое веретено не исправится. Девку веретено одевает. Чужое веретенце бери, да и свое припаси. Сделала дело худое, переломила веретено кривое.




Матица Проекция матицы на пол являлась своего рода границей между внешней и внутренней частями дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев. Стол в доме обычно стоял перпендикулярно матице, за исключением случаев прощания с покойником (поминок), когда стол разворачивали и ставили вдоль матицы. У славян матица считалась оберегом и хранительницей дома. В некоторых семьях на матице записывались имена предков. Считалось, что « внезапное разрушение матицы предвещает смерть хозяину, а печи хозяйке » Мы под матицей сиживали, от людей « спасибо » слыхивали Ряженых на Святки пускали под матицу.




Валенки тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки это традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Во время Святок валенок использовался во время гадания, его бросали через забор.
Рушник расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально - обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.


Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены. Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. В некоторых регионах Украины сватовство называлось взятием рушников или отдачей рушников. А в других регионах рушниками называли не сватовство, а обручение. Региональные отличия, касающиеся рушников, бережно сохранялись при переселении в другие местности. Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранился обычай встречать гостей, в том числе и ряженых во время Святок « хлебом - солью », подносимыми на рушнике