Биография василия лебедева-кумача. Василий Иванович Лебедев-Кумач, советский поэт: биография, личная жизнь, творчество Василий лебедев кумач биография

Василий Лебедев-Кумач - знаменитый поэт, который является автором слов к большому количеству популярных в Советском Союзе песен. В 1941 году был удостоен второй степени. Творил в направлении социалистического реализма, его излюбленными жанрами была сатирические стихотворения и песни. Считается одним из создателей особенного жанра советской массовой песни, которая обязательно должна быть проникнута патриотизмом. К образцам таких произведений относили "Марш веселых ребят" ("Легко на сердце от песни веселой..."), "Песня о Родине" ("Широка страна моя родная..."), "Москва майская" ("Утро красит нежным светом..."). Часто сотрудничал с режиссерами, писал тексты для песен, которые звучат в известных советских картинах, при этом неоднократно подвергался обвинениям в плагиате.

Биография поэта

Василий Лебедев-Кумач родился в Москве в 1898 году. Его отец, Иван Никитич Кумач, был бедным сапожником, а мать - Мария Михайловна Лебедева - портнихой. В момент рождения героя нашей статьи отцу было 28 лет, а его супруге - 25. Настоящая фамилия героя нашей статьи - Лебедев, творческий псевдоним Лебедев-Кумач он взял намного позже.

Среднее образование получил в московской гимназии № 10. Лебедев-Кумач оказался способным учеником, поэтому учился в гимназии бесплатно, на стипендию, выделенную историком Павлом Виноградовым - известном медиевистом, автором работ о средневековых поместьях в Англии, происхождении феодальных отношений в Италии, очерков по теории права.

В 1917 году в биографии Лебедева-Кумача происходит важное событие: он оканчивает гимназию с золотой медалью, что открывает множество путей для дальнейшего продолжения образования.

В том же году герой нашей статьи поступает в Московский университет на историко-философский факультет, однако происходит Октябрьская революция, следом за ней начинается гражданская война, так что окончить вуз ему не удается.

Трудовая деятельность

Работать Василий Иванович Лебедев-Кумач начал сравнительно рано. Одним из первых его официальных мест трудоустройства становится бюро печати управления Революционного военного совета, а также военный отдел "АгитРОСТа".

После этого начал трудиться в различных периодических изданиях. С 1922 по 1934 годы был штатным сотрудником редакционной коллегии журнала "Крокодил", постоянно писал различные произведения для кино и эстрады, о которых дальше расскажем подробнее.

В Союзе писателей

В 1934 году стал членом Союза писателей Советского Союза, к тому же считается одним из основателей этого творческого профсоюза, стоявшим у его истоков. В 1938 году Лебедев-Кумач становится депутатом Верховного Совета, а в 1939-м вступает в коммунистическую партию.

Когда началась Великая Отечественная война, служил в качестве политработника в военно-морском флоте, штатно работал в газете "Красный флот". После окончания войны уволился в звании капитана первого ранга.

В последние годы жизни

Василий Иванович Лебедев-Кумач умер достаточно рано, его не стало в феврале 1949 года. Поэту исполнилось только 50 лет.

Как отмечали современники и исследователи его биографии, здоровье героя нашей статьи сильно пошатнулось в 1940-е годы. У него произошло сразу несколько инфарктов, а в 1946 году в личном дневнике он признался, что еще начался и творческий кризис. Это была черная полоса в биографии Лебедева-Кумача, так как поэт отмечал, что страдает от серости собственной жизни и бездарности. Достаток и слава, которые его окружали, перестали радовать и удовлетворять.

Смерть

Через какое-то время отмечал, что рано или поздно все тайное становится явным, отмечая, что имеет в виду подхалимаж, раболепие, нечистые методы работы и подсиживание.

Герой нашей статьи был похоронен на Новодевичьем кладбище. В некрологе, опубликованном в газете "Правда", отмечалось, что поэт Лебедев-Кумач подарил глубокие по содержанию и простые по форме произведения в сокровищницу русской словесности, ставшие важной частью современной социалистической культуры.

Творчество

В самом начале своего творчества Лебедев-Кумач преимущественно писал сатирические рассказы, стихи и фельетоны. Именно с этим набором жанров он начал сотрудничество с журналами и газетами "Гудок", "Беднота", "Крестьянская газета", "Рабочая газета", "Красноармеец", а чуть позже с "Крокодилом".

Также в 1920-е годы выходят отдельные сборники писателя под названием "Чаинки в блюдце", "Развод", "Защитный цвет", "Со всех волостей", "Людишки и делишки", "Печальные улыбки".

Много Лебедев-Кумач пишет текстов для артистов эстрады, в частности для советского агитационного театра "Синяя блуза", самодеятельных коллективов.

Песенное творчество

Настоящая слава к герою нашей статьи приходит, когда песни на стихи Лебедева-Кумача начинают звучать в советских фильмах. Особенно ему удается сотрудничество с режиссером Григорием Александровым.

В 1934 году на экраны страны выходит комедия "Веселые ребята". Это первая музыкальная комедия Александрова, тексты для песен пишет Лебедев-Кумач, а музыку - Исаак Дунаевский.

Картина представляет собой похождения музыкального и талантливого пастуха Кости Потехина в исполнении Леонида Утесов. Его по ошибке принимают за модного заграничного гастролера, он же производит настоящую сенсацию в столичном мюзик-холле, становясь дирижером джазового оркестра. Обычная домашняя работница Анюта, которую играет Любовь Орлова, делает карьеру певицы.

В 1936 году песни Лебедева-Кумача звучат в комедии "Цирк", которую Александров снимает совместно с Исидором Симковым. На этот раз действие разворачивается в 1930-е годы в Советском Союзе. На гастроли приезжает американский цирковой аттракцион "Полет на Луну". Большой популярностью пользуется главная звезда программы Мэрион Диксон, которую эксплуатирует и шантажирует создатель номера немец Франц фон Кнейшиц, знающий о ее "скелетах в шкафу".

В 1938 году выходит еще одна их совместная работа - комедия "Волга-Волга", главную роль в которой вновь исполнила Любовь Орлова. На этот раз картина рассказывает о судьбе маленькой труппы провинциальных артистов, которые едут в Москву на конкурс художественной самодеятельности на колесном теплоходе по Волге. Большинство сцен фильма и разворачиваются как раз на борту этого судна.

Массовая песня

Лебедев-Кумач считается одним из основателей такого популярного в будущем жанра, как советская массовая песня. Помимо уже перечисленных композиций в самом начале статьи, к этому же жанру относятся "Москва майская" ("Утро красит нежным светом стены древнего Кремля...") 1937 года, композиция "Жить стало лучше, жить стало веселей".

В 1939 Лебедев-Кумач пишет "Гимн партии большевиков", а в 1941 году Александров пишет музыку к одному из его самых известных стихотворений - "Священная война". Это патриотическая песня, написанная героем нашей статьи вскоре после начала Великой Отечественной войны. Она стала своеобразным гимном защитников Родины, которые сражались против немецко-фашистских захватчиков. Песня знаменита своим удивительным сочетанием мелодичной распевности и грозной поступи марша.

"Священная война"

Текст "Священной войны" был опубликован уже 24 июня 1941 года, всего через два дня после нападения Гитлера на Советский Союз, одновременно был напечатан в "Красной звезде" и "Известиях". После его публикации Александров написал музыку, причем сделал это мелом на доске, потому что времени печатать ноты и слова просто не было. Музыканты и певцы переписали их в свои тетради, на репетицию записи композиции был отведен только один день.

26 июня Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил эту песню на Белорусском вокзале. При этом до середины октября "Священная война" Лебедева-Кумача не распространялось широко, так как считалась слишком трагическим произведением. В ней упоминается не скорая победа, которую тогда всем обещали, а смертельная битва. Только после того, как немцы заняли Ржев, Калугу и Калинин, "Священную войну" начали ежедневно передавать по всесоюзному радио сразу после боя кремлевских курантов каждое утро.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Песня стала популярной в войсках, в трудную минуту поддерживала боевой дух, особенно во время изнурительных и неудачных оборонительных боев. После войны стала одной из самых часто исполняемых и любимых композиций Ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Во время войны Василий Иванович писал много стихов, практически каждый день в газетах появлялись его новые патриотические произведения.

Обвинения в плагиате

Лебедев-Кумач - советский поэт, которого, пожалуй, чаще других обвиняли в плагиате. В частности, о большом количестве заимствований в творчестве героя нашей статьи пишет профессор истории музыки столичной консерватории Левашев.

Например, он утверждает, что поэт-песенник украл строфу для "Москвы майской" у Абрама Палея, а текст песни, которую исполняют в фильме "Моряки", у Владимира Тан-Богораза.

Из этой же статьи известно, что в 1940 году Фадеев собрал Пленум правления Союза писателей после получения официальных жалоб. На нем было представлено 12 доказательств воровства, но после звонка некоего влиятельного чиновника дело замяли.

Установить авторство "Священной войны" пытались в суде. Фемида признала сведения о плагиате не соответствующими действительности. Во многом потому, что выводы экспертов, обвинявших героя нашей статьи в воровстве, опирались только на косвенные источники информации. В суд обратилась внучка поэта. Решение было вынесено в 1999 году.

Краткая биография Лебедев-Кумач В.И.

Василий Иванович Лебедев-Кумач родился в 1898 году в семье сапожника в Москве. Его настоящая фамилия Лебедев, но знаменитым он стал под псевдонимом Лебедев-Кумач. Рано начал писать стихи - с 13-ти лет. В 1916 году было напечатано его первое стихотворение. В 1919-21 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе "Агит-РОСТА" - писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года сотрудничал в "Рабочей газете", "Крестянской газете", "Гудке", в журнале "Красноармеец", позднее в журнале "Крокодил", в котором проработал 12 лет.
В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства (сб. "Чаинки в блюдце" (1925), "Со всех волостей" (1926), "Печальные улыбки"). Для его сатиры в этот период характерны злободневность, острая сюжетность, умение обнаружить типичные черты в самых заурядных явлениях.
С 1929 года Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для "Синей блузы", написал тексты песен к кинокомедиям "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Цирк", "Дети капитана Гранта" и др. Эти песни отличаются жизнерадостностью, полны молодого задора. Прошло уже много лет с момента выхода любимых всем народом кинокомедий, но песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают жить среди нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними знакомо уже не одно поколение людей нашей страны.
В 1941 году Лебедев-Кумач был удостоен Государственной премии СССР, а в июне того же года в ответ на известие о нападении гитлеровской Германии на СССР написал известную песню "Священная война". Об этой песне хочется сказать особо. Она воплотила в себе всю гамму чувств, которые бушевали в сердце любого человека нашей Родины в первые дни войны. Здесь и праведный гнев, и боль за страну, и тревога за судьбы близких и родных людей, и ненависть к фашистским захватчикам, и готовность отдать жизнь в борьбе против них. Под эту песню шли добровольцы на призывные пункты, под нее уходили на фронт, с ней трудились оставшиеся в тылу женщины и дети. "Вставай, страна огромная!" - призывал Лебедев-Кумач. И страна встала. И выстояла. А потом праздновала Великую Победу над страшной силой, противостоять которой смогла только она. И в эту победу внес свой вклад Лебедев-Кумач, внес не только песней, но и непосредственным участием в военных действиях в рядах военно-морского флота.
Лебедев-Кумач пришел с фронта, награжденный тремя орденами, а также медалями. Он умер в 1949 году, но его поэзия любима до сих пор.

(псевдоним; настоящая фамилия Лебедев) , русский советский поэт. Член КПСС с 1939 года. Родился в семье сапожника. В 1919-1921 годах работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе "Агит-РОСТА". Учился в МГУ. В 1920-е годы выступал преимущественно как автор сатирических стихов, рассказов, фельетонов, которые печатались в "Рабочей газете", "Крестьянской газете", газете "Гудок", журнале "Крокодил" и др., выходили отдельными сборниками ("Развод", 1925; "Чаинки в блюдце", 1925; "Со всех волостей", 1926; "Печальные улыбки", 1927; "Людишки и делишки", 1927). Писал для эстрады и звукового кино (тексты песен к кинокомедиям "Весёлые ребята", "Цирк" и др.). Один из создателей жанра советской массовой песни, проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостным мироощущением; многие песни на слова Лебедева-Кумача получили всенародное признание: "Песня о Родине" (1936), "Марш весёлых ребят" (1934, - обе муз. Дунаевского ) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 служил в военно-морском флоте, создал в это время много песен и стихов, звавших на борьбу с врагом: "Священная война" (1941, музыка А. В. Александрова ) и др. Государственная премия СССР (1941). Награжден 3 орденами, а также медалями.


В. А. Калашников.
Большая советская энциклопедия.

Советский поэт, автор текстов песен (настоящая фамилия Лебедев) родился 5 августа (24 июля - по старому стилю) 1898 года в Москве в семье сапожника. Его отец - Иван Филиппович Лебедев, умер, когда Василий учился в третьем классе городского училища.

Свои первые стихи он написал в 1911 году, начал публиковаться в печати с 1916 года. В 1917 году он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить его не смог из-за начала Гражданской войны.

В 1919-1921 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе "Агит-РОСТА" - писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агит-поездов. С 1922 года сотрудничал в "Рабочей газете", "Крестьянской газете", "Гудке", в журнале "Красноармеец", позднее в журнале "Крокодил", в котором проработал 12 лет.

В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства (сборники "Чаинки в блюдце" (1925), "Со всех волостей" (1926), "Людишки и делишки" (1927), "Печальные улыбки"(1927).

С 1929 года Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для агитационного театра "Синяя блуза" и самодеятельных рабочих коллективов (пьесы "За годом год", "Кирюшкина победа", "Жена завмага"). В 1934 году в содружестве с композитором Исааком Дунаевским он сочинил "Марш веселых ребят" для кинофильма Григория Александрова "Веселые ребята", принесший Лебедеву-Кумачу широкое признание и определивший его дальнейший творческий путь поэта-песенника.

В 1934-1937 годах Лебедевым-Кумачом написано более ста песен, большинство - к кинофильмам: "Волга-Волга, "Богатая невеста", "Если завтра война", "Остров сокровищ", "Вратарь", "Цирк", "Дети капитана Гранта" и многим другим.

В 1938 году Василий Лебедев-Кумач стал депутатом Верховного Совета РСФСР, а в 1939 году был принят в ряды ВКП (б).

После того, как 22 июня 1941 года произошло нападение фашистской Германии на Советский Союз, Лебедев-Кумач написал стихотворение "Священная война". 24 июня 1941 года оно было опубликовано в "Красной звезде" и "Известиях", а вскоре автор текста был объявлен фашистами врагом рейха. Во время Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в военно-морском флоте политработником, был сотрудником газеты "Красный флот", войну закончил в звании капитана первого ранга. В годы войны Лебедев-Кумач написал много массовых песен и стихов, звавших к битве (сборники "Споем, товарищи, споем! ", "В бой за Родину! ", "Будем драться до победы", все 1941 года; "Вперед к победе! ", "Комсомольцы-моряки", оба 1943 года).

В 1946 году здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось, работать стало труднее.

Василий Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Поэтическая деятельность принесла Лебедеву-Кумачу не одну государственную награду. В 1937 году первым среди советских поэтов он был отмечен орденом Трудового Красного Знамени "за выдающуюся деятельность в области массовой песни". В 1939 году поэт был награжден орденом "Знак Почета" - "за выдающиеся заслуги в области художественной литературы". За песню "Священная война" в 1941 году Лебедев-Кумач получил Сталинскую (Государственную) премию.

Василий Лебедев-Кумач был женат, вместе с супругой воспитал дочь Марину. Внучка Лебедева-Кумача - журналист Мария Деева.

В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но… Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор.

Кто хочет - тот добьется

ВАСИЛИЙ Иванович Лебедев-Кумач родился в 1898 году в Москве в семье сапожника. Настоящая фамилия - Лебедев. Стихи начал писать с 13 лет, а первое стихотворение было напечатано в 1916 году. В 1919–1921 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА» - писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестянской газете», «Гудке», в журнале «Красноармеец». Не без его участия возник журнал «Крокодил», в котором Лебедев-Кумач проработал 12 лет.

В 30-е годы он становится признанным лидером поэтов-песенников. Им написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга».

В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но… Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор. В самом деле:

* * *

Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка - это флаг корабля.

Капитан, капитан, подтянитесь -

Только смелым покоряются моря.

* * *

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся - позабудь про докторов.

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

* * *

Кто привык за победу бороться,

Вместе с нами пускай запоет!

Кто весел - тот смеется,

Кто хочет - тот добьется,

Кто ищет - тот всегда найдет!

* * *

Как много девушек хороших,

Как много ласковых имен!

Но лишь одно из них тревожит,

Унося покой и сон,

Когда влюблен.

* * *

Сердце, тебе не хочется покоя!

Сердце, как хорошо на свете жить!

Сердце, как хорошо, что ты такое!

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

Юмор, жизнелюбие, задор - вот отличительные черты творчества Лебедева-Кумача. И все же, все же… Это он в тридцать седьмом году - быть может, в самом жутком году российской истории - написал: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». А когда его избрали в Верховный Совет, он немедленно выступил с длинной рифмованной речью, прославляющей Сталина, закончив выступление словами: «Горжусь быть бардом сталинской эпохи». А в 1940 году Лебедев-Кумач чуть не погубил собрата по перу Валентина Катаева, обрушив на него в «Правде» политические обвинения за пьесу «Домик».

Пусть ярость благородная вскипает, как волна

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная вскипает, как волна.

Идет война народная,

Священная война!

Под эту песню, написанную Лебедевым-Кумачом через два дня после начала войны, уходили на фронт, погибали, совершали подвиги.

И вдруг на гребне перестройки появились публикации, обвинявшие автора легендарной песни в плагиате. Суть этого довольно грязненького обвинения заключалась в том, что песню «Священная война» написал еще в 1916 году Александр Адольфович Боде, преподаватель Рыбинской мужской гимназии, который почему-то только в 1937 году решил отправить текст Лебедеву-Кумачу. Не дождавшись ответа, Боде в 1939-м умер. Странно, почему он отправил «Священную войну» именно Лебедеву-Кумачу, а не в какую-нибудь газету? Почему ждал так много лет? Почему, в конце концов, не разучил песню со своими гимназистами в Рыбинске еще в годы Первой мировой войны?

Те, кто пытался очернить имя Лебедева-Кумача, приводили следующий довод: «В четырехтомнике «История советской литературы», вышедшем в 1968 году, воспроизведен автограф этой песни… Нет на ру

кописи Кумача ни помарок, ни исправлений. А раз написано сразу набело, значит, списано». И недосуг было этим самым очернителям заглянуть в Центральный (ныне Российский) государственный архив литературы и искусства, где хранится черновик «Священной войны». Обратимся к свидетельству известного исследователя песен Юрия Бирюкова: «Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача».

Идет война народная,

Священная война,

И ярость благородная

Вскипает, как волна.

С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачеркивает в ней «и», меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.

Следующей была строфа:

За землю нашу милую,

За Родину свою

Всем сердцем…

Пойдем ломить…

Кумач подбирает рифму:

Всем сердцем, всей душой…

Всем сердцем, всею силою…

Зачеркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:

За землю нашу милую,

За наш Союз большой

Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой.

Третья строфа поначалу выглядит так:

Тупому зверю низкому

Загоним пулю в лоб,

Насильнику фашистскому

Найдем дорогу в гроб…

Вариант последней строки:

Сколотим крепкий гроб.

И еще одна версия этой строфы:

Сожмем железным обручем,

Загоним пулю в лоб.

Мы всей фашистской сволочи

Сколотим крепкий гроб…

В книге «Всегда на страже» Ю. Бирюков приводит воспоминания бывшего редактора «Красной звезды» генерал-майора Д. Ортенберга:

«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» - фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами… Во фронтовых газетах… не бывало, кажется, ни одного номера без стихов».

Редактор вызывает литературного сотрудника Соловейчика: «Добывайте срочно стихи». Тот садится за телефон, но никто из поэтов, как на грех, не отвечает. Удается связаться только с Лебедевым-Кумачом:

Василий Иванович, газете нужны стихи…

Не позже завтрашнего утра.

Ну что ж, сделаю…

«На следующий день, - вспоминает далее редактор, - заходит ко мне человек среднего роста, светлоглазый, с золотистой шевелюрой. Это и был Василий Лебедев-Кумач… Стихи немедленно пошли в набор… В сердце ударила строка, вынесенная потом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач впервые произнес их вслух».

* * *

Вот, собственно, и вся история. В погоне за сенсацией иные журналисты не щадят ни свата, ни брата. Кому-то зачем-то понадобилось опорочить имя замечательного поэта-песенника. И никто за это не ответил, никто не наказан… Только в «Независимой газете» от 05.07.2000 г. появилось опровержение: «Сведения, изложенные в статье «Священная война» - эхо двух эпох» о поэте-песеннике В. И. Лебедеве-Кумаче, признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача. В связи с чем редакция газеты доводит до сведения читателей, что автором текста песни «Священная война» является В. И. Лебедев-Кумач».

_________________________________________________

«Песня хороша только тогда, когда звук, и слово, и мелодия, и мысль слились в одно целое, когда из песни «буквально ни слова, ни ноты не выкинешь». «Поэт и композитор - два равноправных творца песни, и чем теснее и теплее их содружество, тем лучше и продуктивней они смогут работать». «Надо писать песню так, чтобы самому хотелось ее запеть. Запевала должен начинать песню от самого сердца и петь ее со всей страстью и любовью - только тогда ее подхватит весь народ». В. И. Лебедев-Кумач

Василию Ивановичу Лебедеву-Кумачу по праву принадлежит титул основного песенника советского народа.

Биография кратко

Появился на свет Василий Иванович Лебедь-Кумач в семье сапожника-кустаря. Это произошло 24.07 (5.08) 1898г в Москве. По завершению муниципального трёхклассного училища он попал в гимназию, которую закончил в 1917 г. с золотой медалью. С 1919 по 1921 год Лебедев-Кумач трудился в бюро печати Политического управления Реввоенсовета Республики, где писал стихотворные тексты к боевым политическим плакатам Агит-Роста.

В 1922 году Лебедев-Кумач стал одним из активных сотрудников созданного при его участии первого сатирического советского журнала «Крокодил», где он выступал в качестве фельетониста не только в стихах, но и в прозе. «Крокодильские» стихи и рассказы Лебедева-Кумача посвящены главным образом темам хозяйственного и культурного строительства и морально-бытовым вопросам.

Являлся одним из основателей Союза писателей в 1934г. Плодотворную деятельность поэта Лебедев-Кумач сочетал с большой общественной работой. В 1940 году Лебедев-Кумач вступил в большевистскую партию. Это событие способствовало еще большему расцвету творческой деятельности выдающегося советского поэта-певца.

После продолжительной болезни, Василий Лебедев-Кумач ушел из жизни 20 сентября 1949 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество Лебедева-Кумача

Первые стихи Василия Лебедева были напечатаны еще в его гимназические годы - в 1916 году в «Журнале для всех». Как и многим другим русским талантам, дорогу в жизнь Лебедеву-Кумачу открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Во время гражданской войны он писал листовки, воззвания, рассказы, фельетоны. В период второй мировой войны Лебедев-Кумач вел службу в военно-морском флоте.

На живом материале фронтовых впечатлений, в тесном общении с моряками поэт создает цикл стихов и песен «Комсомольцы-моряки». Широкой популяризации песен Лебедева-Кумача содействовала звуковая кинематография. Много известных песен первый раз прозвучали в таких фильмах, как «Веселые ребята», «Цирк», «Богатая невеста», «Волга-Волга» и многих других.

Работу для кино - одного из важнейших видов искусств - поэт считал для себя честью. Воодушевленные знойно-патриотическими и поэтическими строками Лебедева-Кумача, знаменитые композиторы - И. О. Дунаевский, А. В. Александров, М. Блантер, К. Листов - облекали их в богатую музыкальную оправу.

Премии и награды

В 1936 году советская власть наградила В. И. Лебедева-Кумача за выдающуюся работу по творению общественной песни орденом Трудового Красного Знамени. В 1938 году В. И. Лебедев-Кумач был удостоен ордена «Знак почета» за выдающиеся заслуги в сфере художественной литературы, а в 1940 году за отличное выполнение указов командования в войне с представителями правящего класса Финляндии - ордена Красной Звезды. В марте 1941 года за общеизвестные песни В. И. Лебедеву-Кумачу было присвоено высокое звание лауреата Сталинской премии.