Храм солнца в конараке, индия. Храм Сурьи в Конараке — олицетворение камасутры Что использовалось в оформлении знаменитого храма солнца

Вместе с нашим индийским другом на его мотоцикле, а не как планировали ранее, на местном автобусе. В Индии так часто случается, планируешь одно, а получается как надо:). Мотоцикл оказался новенький и крепкий, дорога на удивление просторной и гладкой, и сама поездка выдалась живописной. За час мы домчали до Конарка. Поглядывая на проезжающие мимо забитые доверху автобусы с вываливающимися по бокам и сверху людьми, мы радовались свободе и простору, которые даровал нам наш стальной конь.

наш индийский друг

Нас ждал храмовый комплекс прославляющий Бога Солнца Сурью. Это один из древних храмов Индии, был построен в Конарке царём Нарасимхадевой в конце XIII века и располагался прямо на берегу индийского океана.Но в конце того же века храм был разграблен Великими Моголами, океан покинул подножье храма и отошел на 3 км. Это то, что мы знали из исторических источников….

полисадник вокруг храма солнца

Мы припарковали мотоцикл недалеко от центрального входа в храмовый комплекс и пошли покупать билеты. Для туристов билет стоит 250 рупий, а для местных 10 рупий. Тут же не отходя от кассы к нам начали приставать гиды наперебой предлагающие свои услуги, но у нас был свой гид, за что ему конечно большое спасибо.

Храм-колесница встречал нас двумя львами-стражами, и поднявшись по лестнице мы сразу попали на верхнюю платформу, на которая в свое время танцевали ритуальные танцы жрицы и жрецы. Колонны храма украшены танцующими фигурами мужчин и женщин. Штат Орисса славен своими танцами, а потому и в наше время, здесь проводят фестивали танцев и эти древние площадки как и прежде служат для танцевальных действ.

танцевальная площадка

Впереди раскрывалася центральная часть храма, украшенная резными каменными скульптурами, повествующими о жизни людей, во всей своей красе. Здесь мы обнаружили в большом количестве тантрические скульптуры соития мужчин и женщин в различных вариациях и позах. Конечно храм Солнца в Конарке не сравнить по насыщенности эротической архитектуры с известным индийским храмом Каджурахо, но суть обоих храмов раскрывается в их сердце, т.е. внутри. Подойдя ближе ко входу в сам храм, мы наткнулись на заваленную кирпичом стену — вход закрыт. Но насколько мне известно, в начале 20 го века удалось сфотографировать красоту таящуюся внутри — пустоту, там ничего не было кроме одной статуи хранителя храма — бога Солнца. Все краски, вся человеческая жизнь с радостями и горестями оставалась позади, снаружи, внутри было место только сияющей пустоте.

Еще одна символика храма Солнца — это 12 колес, на которых и катится колесница бога Сурьи. Сам храм несет в себе силу жизни, движение солнца от рассвета до заката и снова к рассвету, так и колеса символизируют 12 месяцев году и замкнутость цикла жизни.

Колесо времени

Статуя Бога Солнца.

Бог Солнца Сурья собственной персоной

Наш гид рассказал нам историю о том, что под крышей храма находился сильнейший магнит и что именно там в верхней части, под куполом храма располагался главный медиум и как то все это было связано с силой, предсказаниями и энергией. Магнита давно уже нет, крышу снесли и вывезли вместе с другими драгоценными металами, осталось только сила, накопленная веками и вечное баньяновое дерево.

Мы немного передохнули в тени деревьев, с которых осыпались красивые красно-оранжевые цветы, полюбовались гуляющими длинноногими птицами, снующими между высокой травой и снова обойдя весь комплекс вокруг, почтили бога Солнца, сквозь шум и гам от многочисленных туристов, проникая вглубь, дотрагиваясь к сокровенной тишине и пустоте мироздания.

Адрес: Индия, г. Конарак
Дата основания: XIII в
Высота: 75 м
Координаты: 19°53"15.5"N 86°05"40.7"E

Одно из самых известных древних архитектурных сооружений Индии , которое постоянно пользуется популярностью среди гостей этой загадочной страны, это, безусловно, легендарный Храм Сурьи в Конараке .

Расположено это святилище, посвященное богу солнца, было прямо на берегу живописнейшего Бенгальского залива на территории современного штата Орисса. Почему было? Дело все в том, что за время существования храма море отступило от него чуть более чем на 3 километра. Огромный храм, который, согласно сохранившимся до наших дней документам, был известен еще в средние века мореплавателям из Старого Света , являлся и своеобразным ориентиром для торговых экспедиций. Кстати, раньше европейцы называли это чудо индийской архитектуры «Черной Пагодой». Стоит отметить, что это название и сейчас можно встретить в многочисленных туристических проспектах по Индии, которые предназначены для путешественников из Европы и Соединенных Штатов Америки .

Есть у храма в Конараке и другое название, которое часто используется местным населением. Некоторые индийцы по-прежнему называют святилище бога солнца Падмакешара. Дословно это название можно перевести на русский язык, как «пестик лотоса». Когда храм был только построен и являл собой настоящее чудо, впрочем, им он является и в наши дни, паломники, приходившие поклониться божеству в Восточную Индию, сравнивали это гигантское сооружение с прекрасным цветком лотоса, который на рассвете показывается из воды.

К огромному сожалению, этот удивительный памятник истории и архитектуры не сохранился до наших дней в первоначальном виде: время было безжалостно к культовому сооружению и многие его части и декоративные элементы разрушились. Более того, существуют версии, кстати, подтвержденные археологами, что огромное сооружение, в котором жили служители культа бога солнца, подверглось в определенный период времени нападению, и было частично разрушено. Однако Храм Сурьи в Конараке нельзя назвать руинами: если сравнить его с древнейшими греческими святилищами, в которых приносились жертвы богам Олимпа, то можно даже сказать, что он прекрасно сохранился.

Особый интерес у туристов, конечно же, вызывают знаменитые рисунки, на которых изображены эротические сцены. Современные ученые до сих пор не пришли к единому мнению и не могут дать ответ на вопрос: «С какой целью на стенах Храма в Конараке в мельчайших деталях древними мастерами переданы плотские удовольствия?». В ХХ веке, особенно в его середине, появилась даже версия о том, что именно в Храме Сурьи зародилось искусство под названием Камасутра . Однако такое утверждение некоторых специалистов, по мнению их оппонентов, не выдерживает никакой критики: эротические сцены имели чисто религиозное значение, и в камне «рассказывают историю» культа, в котором главное значение уделялось богу солнца. Однако на этих уникальных росписях стен, к которым в первую очередь спешат гости Индии, приехавшие посмотреть на храм в Конараке, стоит остановиться несколько подробнее, ведь именно по ним можно понять, что представлял собой древний религиозный культ.

Храм Сурьи в Конараке: строительство

Доподлинно известно, что Храм Сурьи в Конараке был возведен в середине XIII века по приказу Раджи Нарасимхадева I, правившего Ориссой. Этот раджа вошел в историю не только благодаря тому, что возвел храм. Его имя довольно часто упоминается на древних табличках, где говорится о том, что это был величайший стратег, сумевший завоевать огромные соседние территории и присоединить их к своему государству. Раджи Нарасимхадева I поклонялся богу солнца и свято верил, что своими успехами он обязан именно ему. Огромная часть военных трофеев пошла на строительство Храма Сурьи. Кроме этого, своим появлением на берегу Бенгальского залива святилище, в котором возносились молитвы, проводились загадочные, мистические ритуалы и приносились дары богу Солнца обязано и родственникам раджи, которые были довольно состоятельными людьми. Они входили, как и раджа, в религиозный культ, и преподносили в качестве дара золото и драгоценные камни, которыми оплачивалась работа древних мастеров.

Перед постройкой храма у раджи Нарасимхадева I даже не возникало сомнений в том, что святилище солнца должно было быть построено именно в этом месте. Дело все в том, что еще до появления на свет могущественного правителя, территория на берегу Бенгальского залива считалась священной: именно там поклонялись солнцу. Кстати, название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Благодаря тому, что в XIII веке в Индии велись летописи, можно с уверенностью утверждать, что храм начали строить в 1243-м году. Это был пятый год правления Нарасимхадева I, который считался наиболее благоприятным для начала строительства Храма Сурьи. Огромное богатство раджи, его родственников и дань от правителей из соседних княжеств позволили возвести величественный индийский Храм в Конараке всего за 18 лет! Удивительно, но за этот короткий промежуток времени были построены не только стены, башня высотой в 60 метров, но и выполнены резьба, украшены внутренние залы. При этом следует еще и учесть тот факт, что строительный материал приходилось доставлять из гигантских каменоломен по морю. Более того, каждая часть храма была продумана до мельчайших деталей: святилище, которое должно было умилостивить богов, было возведено из трех видов камней. Отдельное внимание уделялось и цвету материала, из которого построен храм Сурьи в Конараке : под лучами солнца он должен был переливаться множеством цветов и оттенков. Задача перед строителями была непростой, однако они справились с ней быстро и без особых трудностей. По крайней мере, именно так говорится в летописях: то, что трудностей при возведении такого колосса не возникало, маловероятно.

Современным археологам, которые вели длительное время свои исследования на территории Храма Сурьи в Конараке, удалось доказать, что в свое время огромный храм украшала гигантская башня высотой чуть более 60-ти метров. По ее руинам удалось даже составить компьютерную модель, на которой наглядно видно, что представляла собой в XIII веке башня-шикхара.

«Черная Пагода»: период расцвета и упадок

Как нетрудно догадаться, период расцвета Храма Сурьи в Конараке пришелся на конец XIII века. Религиозные обряды в нем совершались до середины XVI века. Потом произошло какое-то ужасное событие, которое по какой-то неизвестной причине довольно туманно описывается в летописях. «В момент, когда фиринги пришли в святилище, мы потеряли все, что у нас до этого было. Все благовония улетучились, а нам осталась одна только ветошь», - примерно так можно перевести древнюю летопись, которой удалось чудом уцелеть до наших дней. Многие историки и лингвисты пытались раскрыть тайну этого документа, однако пока их попытки не увенчались успехом. Кто такие «фиринги»? Одна версия говорит о том, что это были враждебно настроенные мусульмане, а вторая, что европейцы. Однако эти версии не больше, чем предположения: что именно произошло в XVI веке в Храме Солнца, так и остается загадкой.

Некоторые специалисты ссылаются и на то, что слово «фиринги» может обозначать какое-либо разрушительное природное явление, например, ураганные ветры или штормы. Поэтому с уверенностью говорить, что на храм напали враги и разграбили его, было бы слишком самонадеянно. Пока ученым не удастся найти ответ на вопрос, кто или что такое «фиринги», тайна разрушения храма так и не будет раскрыта.

Интересно то, что после такого непонятного документа, рассказывающего о разрушении индийского Храма в Конараке, тут же появляются летописи, в которых говорится о том, что после разрушения, святилище по-прежнему остается местом, куда устремляются со всей страны тысячи паломников. Больше всего индусов приходило к храму в конце января: именно в этот месяц в культе бога Сурьи празднуется восход седьмого дня или, как его называет местное население, Парамасура.

К концу XVI началу XVII века в индийских летописях полностью исчезают упоминания о Храме Сурьи в Конараке . О нем «случайно вспомнили» уже в XVIII веке. В середине восемнадцатого столетия паломничество к «Черной Пагоде» решил совершить Баба Брахмачари. По его записям можно сделать вывод: что святилище было к тому времени уже полностью заброшено: брахману пришлось более двух дней пробираться к огромному зданию, которое уже «поглотил» тропический лес. В некоторых документах говорится: «Баба Брахмачари был удручен увиденным зрелищем, которое являл собой некогда величественный Храм в Конараке. Он отдал приказ своим многочисленным проводникам расчистить вход в святилище и забрать из него самые важные для культа Сурьи скульптуры и предметы. После этого паломник с большим количеством скульптур вернулся в город Пури». В настоящий момент во многих храмах этого древнего города можно действительно увидеть многочисленные статуи из Храма бога солнца в Конараке.

Храм Сурьи в Конараке: одна из главных достопримечательностей современной Индии

В наши дни территория вокруг Храма Сурьи в Конараке полностью очищена от джунглей. Этот величайший памятник истории и архитектуры, который, как говорят историки, «представляет собой одну большую загадку», занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что говорит о том, что он должен быть сохранен для наших потомков. Сейчас туристы могут увидеть храм высотой «всего» в 40 метров. Башня-шикхара, как уже говорилось выше, практически полностью разрушена. Разрушена то ли в результате неумолимого хода времени, то ли загадочными «фирингами».

Храм бога солнца представляет собой гигантскую колесницу, точнее, ее образ Виману. На ней при помощи семи священных коней по верхнему и нижнему небу передвигается великий Сурья. В цоколе здания можно даже рассмотреть колеса этой мистической колесницы, каждое из которых богато украшено резчиками по камню. Всего колес в Вимане 12, каждое из них имеет диаметр чуть более 3 метров. Согласно древнему культу, колесо является символом времени. Ось между двумя колесами также служит символом. Два колеса - это земля и небо, а ось между ними - тесная связь двух миров. В религиозном культе, в котором поклонялись богу солнца, считается, что Земля и Небо это мужское и женское начало, которые находятся в супружеском союзе!

Видимо, в XIII веке в Индии было принято открыто говорить о супружеском союзе и физической близости. Практически все стены храма, как говорилось в самом начале материала, покрыты вырезанными в камне фигурами мужчин и женщин, предающихся плотским утехам. Интересно то, что даже на колесах можно встретить эротические сцены, которые навечно были запечатлены древними мастерами в камне. Если попытаться разобраться, почему такое внимание уделялось довольно откровенным скульптурам и орнаментам, то можно сделать вывод, что жрицы Храма Сурьи в Конараке, которые исполняли танцы для бога, еще и вступали в физическую близость с паломниками . Это был своего рода ритуал, который проводился с целью привлечь милость высших сил. Именно такое мнение наиболее широко и распространено среди современных ученых. Ничего общего с Камасутрой эти скульптуры не имеют. Правда, никаких убедительных доказательств, подтвержденных древними летописями, в пользу того, что танцовщицы ублажали всех паломников мужского пола, не существует.

Первый находится в штате Ориса в Конарке . Дата постройка этого удивительного по красоте храма относится к 12 веку. храма и покрывающие его изображения уникальны – стены главного мандира около двух метров в толщину, и для их крепления использовались металлические скобы, колонны храма покрыты красивой резьбой и барельефами. Камень для строительства добывался в отдаленных горных районах и затем уже доставлялся сюда. Вокруг основного храма расположены 45 второстепенными храмами.

Храм Солнца (Сурьи), Катармал

Храм был построен царем по имени Катармалла народа Катьюри, правившим землями Кумаона в эпоху раннего средневековья. Короли Катьюри были войнами и великими бхактами, в особенности почитавшими Бога Солнца, воплощение мужества и мудрости, и за время своего правления построили более 400-от храмов в окрестностях Альморы.

Главное божество храма – Бурхадита или Враддхадитья, что означает “Древний Бог Солнца” – может быть датирован 12-ым веком. Другие божества храма: Шива-Парвати и Лакшми-Нараяна.

Сам храм находится на высоте 2116 метров, в 18 километрах от Альморы, и от ближайшего населенного пункта до него ведет только тропинка.

Тропинка к храму Солнца © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

“В соответствии с традицией, композиция любого индуистского храма или любого индуистского сооружения где угодно в стране и во все времена должна базироваться на фундаментальных принципах Ваступурушамандалы. Слияние законов астрономии, астрологии и математики изображается квадратом безупречной формы, олицетворяющим смысл порядка и совершенства как прямую противоположность к беспорядку, присутствующему в жизни человека. Внутри квадрата изображается круг. Это – символ индуистской теории, демонстрирующей, что жизнь – циклична и состоит из движения от рождения к смерти и наоборот.



Главный мандир. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд

Ваступурушамандала выражает в одной небольшой диаграмме не только суть индуистской философии, но также отношение богов и звезд к человеку. Каждый занимает свое соответствующее место, начиная с Брахмы – Творца в центре, и далее от центра к более мелким богам. Таким образом, в символическом центре или святая святых, молящийся и бог существуют рядом друг с другом.


Храм Солнца, (Сурьи) , XIII век. Катармал, Уттараканд

Необходимо понимать, тем не менее, что традиционная теория Васту заметно отличается от причуд псевдонаучных разговоров об архитектуре Васту, ведущихся в в настоящее время. Нехватка цельной и приемлемой архитектуры в стране и широко распространяемые разговоры о том, что здания Васту принесут больше радости их владельцам и жильцам, повысили спрос на такие строения. В этом контексте архитектура Васту не устояла против влияния “специалистов в области Васту”, расплодившихся по всей , и множества проектировщиков, рассматривавших эту тенденцию как средство заработать большие деньги, играя на эмоциях заказчиков.



Храм Сурьи (Солнца), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию

В тексте мандалы (mandala) сказано, что храм не имеет никакого направления в пространстве и поэтому не должен иметь какого-либо специально обозначенного фасада. В то же время, он определяет гармонию расположения других сооружений храмового комплекса и указывает на место построения опор и нахождения или отсутствия дверей, перекладин или окон.


Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию

Поскольку храм является обителью бога, он должен быть построен в таком месте, которое удобно для него и способствует исполнению его замысла. Его притягательная сущность и реальное предназначание стать убежищем от тяжелой жизни вне его частично оказали влияние на его композиционое построение. Храмы строились в различных частях Индии – на крутых горных вершинах, в долинах и на равнинах, на островах, по берегам рек, на территориях фортов, вблизи лесов, в центре городов и вдали от любой цивилизации. В одном древнейшем тексте объясняется: “Боги всегда там, где рощи, реки, горы и родники, им нравятся города с садами и парками для прогулок… именно такие места любимы богами, и там они обитают”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” МК-Периодика, Москва 2001


Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд

Здесь есть один интересный момент. На снимке видно квадратное отверстие в башенке шрайна. Сам шрайн находится прямо напротив главного входа в центральный мандир, и между ним и мандиром лежит непонятный круглый камень (его видно на первом снимке), явно служащий для чего-то постаментом. Солнце поднимается из-за горы прямо за шрайном. У меня возникло предположение, что первые лучи солнца проходили через это квадратное отверстие, фокусировались с помощью какого-то прибора, стоявшего на постаменте и попадали на статую божества, стоявшую в храме. Скорее всего, она была из золота и отсвечивала помещение храма необыкновенно красивыми отсветами, придавая утренней пудже мистическую атмосферу.

Храм Сурьи в Конараке

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма бога Солнца Сурьи – одного из самых больших во всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в плавании.

Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I (1238–1264). После серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, раджа начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить ему милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, добытая в походах, дань вассальных князей, дары родственников. Местность, избранная для сооружения храма, издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак – «Кона-Арка» – означает «Край солнечного света». Возведение храма началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства – гранит, базальт, песчаник различных оттенков – доставляли водным путем из трех дальних каменоломен.

Храм Сурьи в Конараке

Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня-шикхара 60-метровой высоты. Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей огромного храмового комплекса уцелела только восточная часть – колонный зал, где находился вход в несохранившееся святилище. Главные постройки ансамбля были разрушены то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: «Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь» . Кто такие фиринги – неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия.

Несмотря на то что храм Сурьи был разрушен и опустел, к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января – началу февраля). В этот день по древней традиции отмечался праздник Парамасура – праздник Высшего Сурьи.

К середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться сквозь джунгли, чтобы достичь храма. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах.

Даже сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик храма в Конараке сохраняет свою величественность. Высота сохранившейся части здания составляет почти 40 м. Она выполнена в виде гигантской колесницы – это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям – белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит ввысь тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое – по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие солнечного диска – символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, олицетворяют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит и такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц – «невест бога Сурьи», постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал «слияния».

Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев – символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает «человек-лев».

Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозной, почти кружевной проработкой деталей. На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними – уже знакомые эротические сцены. Многие рельефы иллюстрируют эпизоды правления раджи Нарасимхадевы: воины в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже посольства с редким подарком из Африки – жирафом.

Величественные скульптуры загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре фасада храма. С ювелирной тщательностью изображены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину. Вполне вероятно, что это – боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина и вот-вот отшвырнет его в сторону…

Еще более выразительна динамичная скульптура коня, топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешенный всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хоуэлл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве.

Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара – «пестик лотоса».

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

автора

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй») В этом таинственном тёмном сооружении много необычного для европейского города: и форма здания, суживающегося кверху; и мощные, облицованные красно-фиолетовым гранитом стены; и узкие окна;

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице автора Перевезенцева Наталия Анатольевна

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Ложь и правда русской истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Храм Девочка рисует на сером асфальте рожу с оттопыренными ушами и, чтобы не было сомнений, кого она изобразила, крупно надписывает: «Вовка Никитен дурак, осел и глупый крокодил». У палисадников, на кудрявой траве, пасутся гуси. Бабушки беседуют на лавочках, а мужики

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

22.04.2017

Храм Солнца в Конараке, является высшим достижением архитектуры Индии и шедевром мирового значения. «Конарак» в переводе с санскрита означает «угол солнца», то есть уголок Ориссы, где почитается бог Солнца.

Храм Солнца был построен в городе в XIII веке, в эпоху правления царя Нанарасимхи I. В то время ступени храма еще омывались морскими волнами, сегодня море отступило на три километра, сам храм частично разрушен, однако и сейчас он не утратил своего былого шарма, наполненного красотой статуй и веяниями древности.

Общая информация и месторасположение Храма Солнца в Конараке

Конарак расположен в штате Орисса на Северо-востоке Индии, в 65 км от Бхубанешвара, в котором и находится ближайший к Конараку аэропорт. Ближайшая железнодорожная станция располагается в 35 километрах от города и находится в Пури. Железнодорожное сообщение связывает Пури с Бхубанешваром, Калькуттой, Ченнаи и Дели.

Из Пури до Конарака можно добраться на такси или автобусе – оттуда с утра и до пяти вечера регулярно ходят минибасы в Конарак. Точнее, их маршрут проходит дальше, но по пути они заезжают Конарак. Дорога на автобусе займет около часа, она проходит по весьма живописной зеленой местности – по пути путешественникам предстоит пересечь несколько мостов, идущих через полноводные реки, а в конце пути дорога проходит прямо вдоль берега океана.

Популярность среди туристов Храм Солнца обрел сравнительно недавно – еще в начале XX века этот памятник мировой культуры был заброшен и занесен дюнами, после разрушения мусульманами, датируемого XVII веком. После расчистки сооружения от песка и камней, стала очевидна его подлинная ценность, а также уникальность исполнения. 7 мчащихся в галопе коней везут за собой на 24 колесах, украшенных шикарной резьбой, колесницу бога Солнца. Сам же храм, как и комплекс храмов Кхаджурахо богато украшен изображениями любовных пар в откровенных позах.

История Храма Солнца в Конараке

Существует несколько легенд, описывающих появление в Конараке Храма Солнца. Одна из них гласит, что одного из сыновей Кришны - Самбу, увидели подглядывающим за своими мачехами, купающимися в реке. Разъяренный таким поведением сына, Кришна проклял юношу и выгнал за пределы дворца, наслав на него проказу. А спустя 12 лет бог солнца Сурья, который считался божественным лекарем заболеваний кожи, сжалился над юношей и исцелил от болезни. В знак благодарности Самба и построил этот храм, посвященный богу Солнца.

Вторая легенда, основанная на надписях, найденных в храмах, свидетельствует о другой истории. Так, согласно этим данным, создание храма – это авторское творение царя Нарасимхадева I (время правления: 1238-1264 г.г.) из династии Восточных Гангов. По мнению историков, этот храм строился правителем как символ побед над завоевателями-мусульманами. Строительство храма длилось более 12 лет, над его созданием трудилось более 1200 человек.

7-ми метровая башня Храма Солнца в древности служила маяком для европейских мореплавателей. Они стали называть Храм Солнца «Черной пагодой». Представляя собой огромную модель колесницы Сурьи, храм служил подношением богу Солнца и в то же время был неким символом времени, которым, как считалось, управляет этот бог. Дни календарно недели символизирую семь лошадей (из которых в настоящее время уцелела только одна) везут Солнце на восток, парные колеса этой колесницы представляют собой 12 месяцев в году, а в каждом из них по 8 спиц – символы идеальных периодов дня.

До XVIII века перед входом в Храм Солнца стояла каменная колонна, на которой красовалось изображение Аруны – возничего Сурьи, но затем оно было перевезено в Пури к входу в храм Джаганнатха.

В XVI в. комплекс Конарака был разграблен Великими Моголами, они помимо общих разрушений, сняли медь с куполов храма. С тех самых пор Храм Солнца находился в колоссальном упадке. По традиции, в Индии не восстанавливают индуистские храмы, поскольку считается, что, начав разрушаться, храмы, таким образом, завершают цикл своего существования. Однако в начале XX века археологи начали реконсервацию этого памятника архитектуры.

Команда археологов и реставраторов выстроили заново большие участки стен, портик укрепили за счет скал и песка, а каменные скульптуры обработали химикатами, чтобы прекратить дальнейшее разрушение. Также в это время вокруг храма были посажены деревья, которые заслоняют территорию от ветров, которые способствуют разрушению памятника архитектуры. А в 1984 году Храм Солнца в Конараке был внесен организацией ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Текущее состояние Храма Солнца в Конараке

Войдя в храмовый комплекс с восточной, выходящей к морю, стороны, путешественники попадают в так называемый Зал подношений. Эта, сохранившаяся сегодня, но лишенная крыши верхняя платформа храмового комплекса с массивными колоннами, украшенная резной скульптурой, возможно, некогда была танцевальным залом, где исполнялись ритуальные танцевальные представления. Такое предположение современные археологи делают в виду сходства этого зала с аналогичным в комплексе Лингараджа.

Сам же ансамбль храма сложен из трех частей. Танцевальный павильон, о котором говорится выше, расположен как бы особняком от двух других. А вот зал для молящихся (джагамохана) и святилище (деул) соединены вместе. Когда-то эти два сооружения возвышались на единой огромной платформе и являлись гигантской двухкупольной каменной лестницей.

Зал для молящихся сохранился довольно хорошо – крыша держится на железных балках, однако внутренне убранство помещения угадывается с трудом, поскольку для предотвращения обвала здания зал изнутри забит песком и галькой. Изображения, украшающие зал в основном посвящены любви. Естественно, каменный декор не сохранил своего первозданного шика, но и то, что уцелело до наших дней, производит на путешественников неизгладимое впечатление.

Кружевной орнамент покрывает собой различные поверхности выступов и углублений, которые, в свою очередь, являются нишами и постаментами для горельефов, фигур, а также скульптурных групп. Богатейшую игру светотени и гармоничные сочетания объемов представляет взору путешественника изумительный контраст между мелкой резьбой орнамента и монументальными скульптурами.

Скульптурные группы, украшающие зал для молящихся в основном представляют нам любовные пары, композиции из которых весьма причудливы, но в тоже время именно они наполняют отделку храма эротическим подтекстом, который весьма интригует иностранцев.

Что же касается самого святилища храма, то оно давным-давно рухнуло. Однако если провести воображаемую реконструкцию, то можно представить, что его высота составляла примерно 70 метров. Единственное, что сохранилось до наших дней, это некогда окаймляющие внешние стены святилища огромные каменные скульптуры запряженных слонов и боевых коней, удерживаемых солдатами.

Храм Солнца в Конараке - что можно посмотреть рядом?

Один из самых главных танцевальных фестивалей Индии проходит в Конараке в 5-х числах декабря. Со всей страны в город стягиваются разнообразные классические и народные танцевальные коллективы и исполнители. Штат Орисса традиционно считается родиной танца одисси. От других танцев его отличает особая скульптурность танцевальных движений, которые доносят до людей, что скульптура представляет собой застывший танец, а сам танец - это воплощение движущейся скульптуры.

Представляет большой интерес для туристов и Археологический музей, расположенный в Конараке, как и следовало бы ожидать, здесь представлены образцы скульптуры храмового комплекса Солнца, это, в основном, фрагментарные изображения девушек и пар, сгорающих в любовных объятиях. На самой территории музея можно увидеть 6-метровую каменную плиту, на которой представлены изображения богов девяти планет. Изначально эта плита украшала собой один из входов в храм.

Представляет туристический интерес и пляж Конарака, правда он не подходит для пляжного отдыха в прямом смысле это слова, но зато по нему весьма интересно бродить по вечерам, изучая местный колорит, наблюдать за работой рыбаков. Вблизи от пляжа Конарака можно увидеть священный пруд Чандрабхага. Считается, именно в нем Самба вылечился от проказы. Ежегодно в рамках религиозного фестиваля тысячи паломников собираются у водоема, чтобы совершить священное погружение.