Листья. Федор тютчевлистья Тютчев листья читать полностью

Если читать стих «Листья» Тютчева Федора Ивановича впервые, не сразу удастся определить, к какому жанру оно относится. Это произведение было написано, когда Тютчеву было 17 лет. В начале стихотворения автор описывает спящий зимний лес, поэтому «Листья» можно отнести к пейзажной лирике. Но затем в строчках появляются глубокие философские мысли. Тютчев проводит аналогию между красивыми листьями и человеческими судьбами. В силу своей молодости поэт считает, что старость - это абсолютно бесполезный период жизни человека. Построив стихотворение как монолог листьев, автор сравнивает их с молодым поколением, живущим яркой насыщенной жизнью.

Тощая зелень елок и сосен, которая никогда не желтеет, но не отличается свежестью листьев, ассоциируется у Тютчева с людьми старшего поколения. Проходит лето, отцветают цветы, улетают птицы, и листья не хотят висеть на деревьях и желтеть. В этих строках автор размышляет о том, что молодость быстро проходит, наступает старость, которая ничем не примечательна, кроме постоянных болезней и разочарований. Юный Тютчев не осознает, что прожитые годы приносят человеку бесценный опыт, он становится мудрым и рассудительным. Автор надеется, что старость не коснется его самого. Он призывает ветер скорее сорвать с деревьев пожелтевшие листья, тем самым выражая надежду не дожить до преклонных лет, а покинуть этот мир молодым и здоровым человеком. Надеждам Тютчева не суждено было сбыться, несколько последних месяцев жизни он был прикован к постели и не мог обходиться без помощи посторонних.

Учить это стихотворение можно на уроке литературы в классе или оставить для самостоятельного изучения в качестве домашнего задания. Прочитать текст стихотворения Тютчева «Листья» онлайн или скачать его полностью можно здесь.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Стихотворение «Листья», принадлежащее раннему творчеству Федора Ивановича Тютчева, считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики русской литературы. Это не просто описание природы с ее красотой и силой, это и размышления поэта о смысле жизни, о жизни как таковой.

В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности. Хвоя сосны и елей символизирует тех, кто проживает свою жизнь, «закутавшись в метели». Они не чувствуют потребности в изысканиях и чувственных порывах, ибо их эмоции слишком бедны, а разум – ограничен. Их устраивает та скучная, однообразная жизнь, которую они ведут из века в век.

Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.

С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.

Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.

Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.

Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 3 об.

Первая публикация - РА. 1879. Вып. 5. С. 129, тогда же - ННС. С. 25–26. Затем - Изд. СПб., 1886. С. 52–53; Изд. 1900. С. 77–78.

Печатается по автографу.

Автограф свидетельствует о том, что «Листья» входят в своеобразный «цикл» дорожных стихотворений и помечены автором цифрой «4». Особенность тютчевской пунктуации - повтор тире, им заканчиваются строки: 4, 8, 14, 19, 22-я; повтор восклицательного знака. Интонационный рисунок призван передать порыв, взлет, его протяженность, эмоциональную приподнятость.

Публикации отличаются чтением 19-й строки. В первых четырех изданиях и Изд. Маркса - «Луга побледнели»; в других - «Лучи побледнели» (как в автографе). Слово в автографе закрепляет общую тенденцию картины - изображение высших сфер: древесных листьев, ветров, лучей, птиц, а не жизни на земле (исключение - «Цветы отцвели»). При переиздании, как правило, не сохраняют тютчевских тире.

Датируется 1830 г., как и все другие «дорожного цикла», на основании пометы в автографе.

С. Л. Франк предложил философско-эстетическое истолкование стихотворения: «Поразительно стихотворение «Листья», в котором выявлено как бы единство настроения, объемлющего весну и осень: все цветущее и блестящее есть «легкое племя», и с той же беспечностью, радостью, легкостью, с какою оно весною играет с лучами и купается в росе, оно осенью рвется «с докучных ветвей» и жаждет улететь от земли; в этой отрешенности увядающего от земли обнаруживается именно его жизненность, в противоположность неумирающей, тощей, прикрепленной к одному месту безжизненной зелени сосен и елей. Это сближение осени с весной, перенесение на первую «небесных» черт последней, есть, однако, как бы лишь переход к прославлению подлинной, высшей красоты осени».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором - в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли?.. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) - они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них - тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом - «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим!..

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Литература

Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ-2009 в примерах и комментариях// Казань. Магариф, 2009.- С. 6-10.
Резвая А. Глагол в поэзии. Газета «Русский язык» №31/2001
С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. Лингвистический анализ текста. – Вологда: Издательский Центр ВИРО, 2006. – С. 27-117.
Валентина Х. Лингвистический анализ текста. - http://www.tutoronline.ru/blog/