Как провести социологическое исследование. Темы планов по разделу социология Вопросы и задания к источнику

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры.

Во-первых, патриархальную культуру . Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру , где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия , отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой . В ней доминируют установки подданнической культуры, порождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры.



В тоталитарном типе политической культуры формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря – «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан – скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

Термины: политическая роль, политическая субкультура.

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер – национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. – М., 1988. – С. 94.

Вопросы и задания к источнику:

1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества
Обществознание

11 класс
Контрольная работа №1.

Социальное развитие современного общества
Задание №1. Внимательно прочитайте приведённый текст и ответьте на вопросы.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера - таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение. <...>

Виды ассоциаций

Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий - агрегата и социальной категории. Социальная группа - это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от людей, не принадлежащих к данной группе.. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллективов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокупность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожидающие в очереди записи на курс обучения, - все это примеры агрегатов. Используя высказывание Ирвинга Гоффмана, агрегаты - скопления людей, находящихся в нефокусированном взаимодействии друг с другом. <...> Конечно, внутри агрегатов обычно можно обнаружить различные виды групповых отношений.

классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик, таких, как определенный уровень дохода или профессиональное положение. Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте; они не обязательно придают особое значение тем общим характеристикам, согласно которым их объединяют. <...>

Первичные и вторичные группы

Не все группы, к которым мы принадлежим, одинаково важны для нас. Некоторые группы воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими. Американский социолог Чарлз Хортон Кули (1864-1929) использовал термин «первичная группа» для обозначения небольшой ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы. Как пример можно привести семью, а также группы друзей. <...>

Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. Индивиды во вторичных группах не имеют близких связей друг с другом и обычно собираются вместе со специфическими практическими целями. Комитеты и клубы - хорошие примеры вторичных групп. Конечно, в действительных жизненных ситуациях различия между первичными и вторичными группами не столь отчетливо выражены. Например, люди, регулярно встречающиеся на заседании комитета, могут стать большими друзьями и проводить время вместе в неформальной обстановке.

(Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999.)

Вопросы и задания.

4) Чем социальная группа отличается от социальной категории?

5) Чем различаются социальная группа и агрегат?

6) Социологи по-разному классифицируют группы. Какое название по другой

классификации соответствует понятию «агрегат»?

7) В чем состоят различия между первичной и вторичной группами?
Задание №2 . Проведите небольшое социологическое исследование по теме

«Социальная мобильность».

Побеседуйте с пятью работающими родственниками (друзьями, соседями и т. п.). Задайте им следующие вопросы:

1) Каково их занятие (профессия)?

2) Если они уже меняли свое занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений?

3) Каково нынешнее занятие их отца/матери?

4) Каким было первое после окончания школы занятие их отца/матери?

5) Если занятие отца/матери изменилось, то что послужило причиной этих изменений?

Полученную информацию занесите в таблицу и сделайте (на примере этих семей) выводы о: а) направлениях межпоколенной и внутрипоколенной мобильности; действующих «социальных лифтах»; б) зависимости выбора профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.


Нынешнее занятие

(профессия)

сына/дочери


Самое первое

(профессия) сына/дочери


«Социальный

лифт»


Нынешнее занятие

(профессия)

отца/матери


Самое первое

занятие (профессия) отца/матери


«Социальный лифт»

1.

2.

3.

4.

5.

Задание №3. Оцените ваше поведение как потребителя на рынке товаров и услуг с позиции принципа рациональности: удается ли вам пользоваться свободой экономического выбора? Планируете ли вы свои расходы? Какие решения о покупке товара или получении услуги вы чаще всего принимаете - рациональные или эмоциональные? Оказывают ли влияние на ваше поведение

как потребителя различные формы рекламы?
Задание №4. В книге Гордона Олпорта «Становление личности» приводится схема соотношения социальной роли и личности. Проанализируйте эту схему и сформулируйте вывод о влиянии социальной роли на личность и личности на социальную роль.

П
ЛИЧНОСТЬ
редписания Поведение

в социальной в социальной

системе системе

Ролевые ожидания

концепция

Принятие или отвержение

Выполнение роли


Способности

Темперамент

Установки

Потребности и мотивы

Творческий стиль

Ценности

Задание №5. Выберите один из названных ниже социальных статусов и смоделируйте возможные бытовые ситуации и ролевое поведение в них обладателя данного социального статуса:

Студент;

Преподаватель;

Предприниматель;

Крупный чиновник.
Задание №6. Как вы знаете из учебников обществознания, истории, произведений литературы, во все века свобода выступала в качестве одной из самых главных личностных и общечеловеческих ценностей. Российские социологи в течение 12 лет проводили социологические опросы населения с целью изучения отношения российских граждан к свободе. В ходе исследования людям задавался один и тот же вопрос: «Что бы вы предпочли: государство, обеспечивающее свободу личности, что может приводить к уменьшению безопасности, или государство, которое обеспечивает больше безопасности, но ограничивает свободу личности?» (Результаты ответов россиян даны в таблице в % к опрошенным по годам.)

Постройте график изменения отношения российских граждан к свободе. Раскройте причины изменения этого отношения. Сделайте вывод о связи социальных условий жизни людей и их представления о ценностях.
Задание №7. Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это получает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь на лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу оценку поведения гражданки Н.
Задание №8. Семья М. переехала в другой город, и 1 сентября их сын пошел на занятия в новую школу. Его знакомство со школой началось с того, что он заблудился и попал не в тот кабинет. Открыв же дверь своего класса, ученик споткнулся и упал, а весь класс дружно рассмеялся. Затем он неправильно назвал имя классного руководителя, а в довершение уронил ранец, из которого выпали учебники и покатились шариковые ручки, что вызвало новый взрыв смеха в классе. От смущения подросток расплакался.

Как, по-вашему, является ли данное поведение ученика отклоняющимся?

Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Является ли поведение класса отклоняющимся? Приведите один аргумент для обоснования своей точки зрения.
Задание №9. Верно ли характеризует основные функции социальных конфликтов

каждое из приведенных суждений о них? Дайте их аргументированную оценку с позиций обществоведческих знаний.

Социальные конфликты способствуют социализации и адаптации как индивидов, так и социальных групп.

Социальные конфликты создают условия для создания и поддержания баланса сил.

Социальные конфликты позволяют получить информацию об окружающей социальной среде.
Задание №10. Найдите в периодической печати описание социального конфликта. Укажите основных участников конфликта; объективно существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Были ли допущены участниками какие-либо ошибки (если да, то какие и как их можно было избежать)? Каковы результаты конфликта (можно ли сказать, что конфликт разрешен)? Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта. Что для этого надо было сделать? Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими?
Задание №11. Известный российский ученый-литературовед Д. С. Лихачев (1906-1999) говорил о том, что отличительными чертами русского народа являются: 1) стремление к свободе и 2) во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. Предположите, что могло послужить основой для такого вывода.
Задание №12.

Текст. Конституция Российской Федерации (извлечение).

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. <...>

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее

территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. <.>

Статья 19.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются

любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,

расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...>

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,

расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального,

религиозного или языкового превосходства.

Вопросы и задания.

1)Что означает положение «высшая ценность», как реализуется конституционная установка на признание, защиту государством прав и свобод человека?

2) В чем состоит сущность и значение распространения суверенитета РФ на всю ее территорию?

3) Что означает верховенство Конституции, федеральных законов на всей территории РФ?

4) Почему обеспечение целостности и неприкосновенности российской территории - одна из центральных задач внутренней и внешней политики РФ?

5) Каким образом государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина, как оно пресекает пропаганду, возбуждающую национальную ненависть и вражду?

6) На основе приведенных статей Основного Закона РФ, привлекая материал учебника, сформулируйте конституционные основы государственной национальной политики.
Задание №13. В конце XIX - начале XX в. практически все страны Европы столкнулись с проблемой депопуляции. Россия с этой проблемой столкнулась позднее, примерно в середине XX в. Используя знания истории и обществознания, назовите причины возникновения проблемы депопуляции в России.
Задание №14. Опираясь на знания обществознания, истории и свой жизненный опыт, объясните, почему мало многодетных семей.
Задание №15. В истории человеческого общества брак по принуждению предшествовал браку по согласию, и только сравнительно недавно брак стал личным делом. Какие выводы можно сделать на основе этой информации о связи брака как социального института с уровнем развития и устройством общества в ту или иную эпоху?
Задание №16. Ниже приведена информация о супружеских отношениях в древности. Прочитайте ее и оцените ценности и нормы, посредством которых в далеком прошлом упорядочивалась и санкционировалась половая жизнь супругов и устанавливались их супружеские права: а) с позиций человека, живущего в древние времена; б) со своих собственных позиций.
Фрагмент 1. «Назначением гарема было создание сильного и многочисленного клана кровных родственников в поддержку трона. Однажды некий вождь, решив, что он должен удовлетвориться одной женой и что ему не следует держать гарем, сразу же распустил его. Недовольные жены отправились по домам, и их оскорбленные родственники набросились на вождя и тут же учинили над ним расправу».

Фрагмент 2. «Частые беременности в сочетании с тяжелым трудом быстро старили первобытных женщин. Нередко, устав от частых родов, жена просила своего мужа взять другую, более молодую жену, которая могла бы и рожать детей, и помогать по хозяйству. Поэтому новые жены принимались старшими с огромным удовольствием. Ревности не существовало и в помине».
Задание №17.

Учитель предложил ученикам ответить на вопрос: «Что такое дом?» Лучшим после обсуждения в классе был признан ответ: «Дом там, где наше сердце». А что вы думаете по этому поводу?
Шотландскому писателю Д. Дугласу (1868-1952) принадлежат такие слова: «Многие люди, которые думают обрести домашний очаг, обнаруживают, что просто открыли таверну для своих друзей».

Прокомментируйте это высказывание.
Задание №18. Споры о молодежи существовали во все века, существуют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные.

С какой из представленных точек зрения вы согласны?

Молодежь не может быть консервативной, она всегда прогрессивна?

Асоциальное поведение молодых людей - это протест против отживших общественных норм?

Основная причина конфликта между отцами и детьми в том, что поколение детей более образованно по сравнению с поколением отцов?

Единой молодежной субкультуры не существует?
Задание №19.

Ниже перечислен ряд проблем:


  1. Проблема загрязнения окружающей среды;

  2. Проблема бедности;

  3. Проблема победы на Олимпийских играх

  4. Проблема упадка нравственности

  5. Проблема беспризорных детей

  6. Проблема социального неравенства

  7. Проблема терроризма

  8. Проблема упадка культуры

  9. Проблема разрушения памятников культуры

  10. Проблема компьютерной грамотности

  11. Демографическая проблема

  12. Проблема «отцов и детей»

  13. Проблема поступления в вуз

  14. Проблема трудоустройства на высокооплачиваемую работу

  15. Проблема безработицы

Задания:

1. Выпишите номера проблем, которые не являются социальными. ______________________________________________

2. Выпишите в таблицу номера проблем:

3. Выпишите номера проблем, существующих в России._____________________

4. Ранжируйте проблемы в зависимости от их значимости для общества: от самых значимых до менее значимых.____________________________________

5. Как вы считаете, можно ли выделить одну-две проблемы, без решения которых невозможно решение всех остальных?

Обоснуйте свою точку зрения.
Задание №20. Перечислите проблемы социального развития России. Составьте

рейтинг проблем. Представьте, что вам поручено составить программу социального развития страны. С решения какой проблемы вы бы начали? Какие шаги предприняли бы для ее решения? Обоснуйте свой ответ.
Желаем успеха!

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во-влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

    Личность активиста. Для нее характерна высокая по-
    литическая активность, постоянный интерес к политичес-
    ким проблемам и информированность о них. Это может быть
    член политической партии, участник движения, по своей
    воле включенный в политическую деятельность. К активис-
    там относятся также многие профессиональные политики и
    лидеры политических партий.

    Личность, принимающая эпизодическое участие в по-
    литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор-
    мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
    (отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
    лишь в выборах и отдельных политических акциях.

    Личность политического наблюдателя с различным
    уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
    политике и лично не участвующая в ней.

    Пассивная личность с нейтральным, безразличным от-
    ношением к политике.

    Аполитичная или отчужденная личность с негативным
    отношением к своему участию в политике, не интересую-
    щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко-
    нечно же, не является субъектом политики.

Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

9-Л. Н. Боголюбов. 11 кл

Политическая компетентность напрямую связана с обра-зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо-дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со-циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со-циальной и политической идентичности (отождествлении се-бя с определенной социальной группой, партией, движени-ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме-ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че-ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле-творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю-чение в политику большинства российских граждан проис-ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци-альной защиты, борьбы с преступностью.

Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли-яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут-ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред-ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль-ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко-торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо-ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че-ловеку.

На рубеже 60-70-х гг. XX столетия в странах Запад-* ной Европы были реализованы программы для при-! влечения в политику пассивных слоев населения. Ре-зультаты оказались неожиданными: «новобранцы» про-явили крайне консервативные позиции, чем вызва-ли поворот демократического политического процесса «вправо».

Следует отметить, что степень активности и эффектив-ность политического участия во многом зависят от полити-ческой культуры.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура исследуется учеными на основе разных научных подходов и трактуется в науке неоднознач-но. Она, по образному выражению современного американ-ского философа У. Джеймса, является «цветущей и жужжа-щей неразберихой». И все же попытаемся разобраться в этом политическом феномене.

Отметим, что политическая культура рассматривается обычно на двух уровнях: личности и общества.

Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, по- литических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.

Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления неред-ко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозво-ленность, консенсус - как соглашательство, а демократия - как возможность делать все, что пожелаешь. Знания поли-тологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его полити-ческим сознанием. Он, как правило, критически осмыслива-ет услышанное и прочитанное.

Однако надо иметь в виду, что на политические представ-ления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стерео-типы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышле-ния людей. Например, в период правления Сталина лишь не-многие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.

Политические ценностные ориентации занимают цент-ральное место в структуре политической культуры личнос-ти. Они включают в себя суждения, мнения человека о по-литических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достиже-ния, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием зна-ний, эмоционального личностного отношения к политичес-ким явлениям и собственных оценок. Иными словами, цен-ностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации лич-ности формируются под влиянием нормативных обществен-но признанных политических ценностей. Напомним, что в

России к ним относятся: демократия, парламентаризм, пра-вовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве крите-риев оценки политического события или явления («демокра-тично или недемократично», «правомерно или неправомер-но» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Ино-гда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глу-боких знаний о сущности этих направлений субъект по-литики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизован-ное.

Если же ценностные ориентации становятся осознанны-ми твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктив-ным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации при-обретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.

Политические ценностные ориентации могут резко изме-няться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и крова-вой расправы над ее участниками резко изменил свои взгля-ды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценност ные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые опре-деляют, как следует поступать. Многие политологи называ-ют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответству-ющей роли. Например, роль избирателя, как известно, пред-полагает анализ и оценку с позиций определенных требова-ний предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моде-лью (образцом) его политического поведения.

Знания и представления о политике, политические цен-ностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведе-ния. Как вы уже знаете, политическое сознание предопре-деляет политическое поведение, которое, в свою очередь, ак-тивно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с поли-тической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образо-вания). В общенациональной политической культуре вопло-щаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между про-шлым и будущим, сплачивают общество в целостный меха-низм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические тради-ции. В Великобритании, например, существуют традицион-ные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представле-ние: приезд королевы в парламент в старинной карете, сред-невековые одежды государственных мужей, спикер, сидя-щий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные поли- тические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на оп-ределенных исторических этапах считались скипетр и дер-жава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду поли-тика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные полити- ческие церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз на-блюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в долж-ность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приоб-щению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной

группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью дан-ного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закреп-ленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществова-ния старого и нового. Так, в республике могут быть пред-ставлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные бло-ки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в ре-зультате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладаю-щих характеристик, придающих ей особый колорит и свое-образие во взаимоотношениях государства и граждан. На-пример, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой на-ции, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выде-лили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер-вых, патриархальную культуру. Для этой культуры харак-терно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояль-ность к ним, но невысок уровень индивидуальной активно-сти граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересован-ность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимо-действуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетиче-ская культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-

рождающие поддержку государственной власти, а также ус-тановки культуры участия, порождающие требования к вла-стным структурам. Тем самым создается баланс, необходи-мый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархаль-ной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью полити-ческой системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах полити-ческих систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитар-ных и демократических политических системах господству-ют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры. Так, в тоталитарных полити-ческих системах формируется убежденность граждан в спра-ведливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивиру-ется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борь-ба воспринимается как универсальный метод решения слож-ных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составля-ющих ее легитимности и в значительной степени определя-ет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает от-чуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего высту-пает армия, обожествление личности политического руково-дителя как фактор легитимности власти отсутствует. В по-литическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господ-ствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свобо-ды. По отношению к власти преобладают настроения кри-тичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем

важный фактор его интеграции. Большую значимость при-обретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность за-конам, чувство ответственности граждан за свой политичес-кий выбор и способы его осуществления, плюрализм и то-лерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не усто-ялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру полити-ческой власти; низкая самодисциплина и самоорганизован-ность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в поли-тике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраня-ется уверенность в возможности простых и быстрых реше-ний сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие по-литического плюрализма как необходимого качества поли-тической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайнос-тей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значе-ния личной ответственности, стремление к самостоятельно-сти в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на ос-нове ценностей демократического типа.

till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Како-вы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «полити-ческая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политичес-кой культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

    Составьте таблицу «Типология политической культуры».

    Демократическая политическая культура предполага-
    ет наличие таких личностных качеств, как толерантность,
    гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому
    перечню? Ответ поясните.

    Ученые среди функций политической культуры особо
    отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля-
    тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-

ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая куль-тура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сооб-щение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шесто-пал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и шко-лой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятель-ное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через все-возможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспита-ние активной позиции с детства (через школьные дискусси-онные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это от-носится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хо-тя и более поверхностная, пропагандируется как положи-тельная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой по-литическая социализация личности? 2) Какие институты способст-вуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической куль-туры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Вели-кобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

§ 26. Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение кон-фликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются усло-вия их разрешения?

Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам так-же известно, что все многообразие конфликтов изучает воз-никшая на стыке философии, социологии, психологии от-расль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются раз-новидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отра-жением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существен-ные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте поли-тического развития общества.

ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ

Напомним, что политическую деятельность нередко ха-рактеризуют как противостояние социальных сил, полити-ческих партий и организаций в борьбе за власть. Политиче-скую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его разви-тия с древности до наших дней. Конфликт всегда столкно-вение сторон из-за различия общественного положения, про-тиворечий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвя-ми власти (парламентом и исполнительной властью), субъ-ектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных кон-фликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противо- борство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политиче- ских интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловлен-ных их положением и ролью в системе властных отноше- ний. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений.

Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут от-ражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторон-никами усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремле-нием к социальному равенству и углублением дифференци-ации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об


для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 11) B4 Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сохранять природу и окружающую среду 2) получить специальное образование 3) платить законно установленные налоги и сборы 4) разрешать споры в судебном порядке 5) защищать Отечество Ответ:___________________________ Б B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 12) B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 13) Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ. Прочитайте текст и выполните задания С1–С4 Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности… Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно- практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям? (А. В. Захаров) © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 14) C1 Как, на взгляд автора, соотносятся социальная и духовная деятельность? На что, по мнению автора, направлена духовная деятельность и каков ее результат? C2 В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них. C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность. C4 Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе. C6 Назовите любые три экономические функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них. C7 Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак этой формы культуры. C8 Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 15) Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний. C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. C9.1 Философия «Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс). C9.2 Социальная «Личностью не родятся, личностью становятся» психология (А. Н. Леонтьев). C9.3 Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон). C9.4 Социология «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон). C9.5 Политология «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс). C9.6 Правоведение «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит). В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 16) Инструкция по проверке и оценке работ экзаменуемых по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. № задания Ответ № задания Ответ А1 2 А13 4 А2 1 А14 1 А3 3 А15 4 А4 4 А16 1 А5 2 А17 3 А6 3 А18 1 А7 4 А19 1 А8 3 А20 2 А9 2 А21 3 А10 2 А22 4 А11 3 А23 1 А12 2 А24 1 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 17) Часть 2 Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом, В3 – B6 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок. № задания Ответ В1 Правительство ИЛИ ПравительствоРФ В2 Обоснованность В3 1212 В4 135 В5 АБАА В6 ДБВАЕГ © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 18) Часть 3 Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности… Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно- практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям? (А. В. Захаров) © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 19) C1 Как, на взгляд автора, соотносятся социальная и духовная деятельность? На что, по мнению автора, направлена духовная деятельность и каков ее результат? Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) показано соотношение социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон социальной деятельности; 2) указана направленность духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»; 3) указан результат духовной деятельности: формирование духовных ценностей. Правильно показано соотношение, указаны цель и результат. 2 Правильно показано соотношение, указана цель ИЛИ показано 1 соотношение, указан результат ИЛИ указаны цель и результат. Показано только соотношение ИЛИ указана только цель ИЛИ 0 указан только результат ИЛИ ответ неправильный. Максимальный балл 2 C2 В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе должны быть указаны следующие значения: 1) духовное как связанное с религией, церковью; 2) духовное как способность к творчеству, творчество; 3) представления о высших целях и смысле человеческой жизни; 4) представления о нравственном облике личности Значения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Указаны четыре значения. 2 Указаны два – три значения. 1 Указано одно любое значение ИЛИ ответ неправильный. 0 Максимальный балл 2 C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность. © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2010 - 20) Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе должны быть приведены примеры, подтверждающие связь указанных профессий с духовной деятельностью, допустим: 1) учитель, рассказывая о героических страницах нашего прошлого, влияет на формирование патриотических чувств молодежи; 2) убедительная игра актеров в фильме по классическому произведению побуждает многих обратиться к первоисточнику; 3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни; 4) журналист, публикующий материалы о проблемах страны, воздействует на гражданское сознание читателей. Могут быть приведены другие уместные примеры. Приведены три примера. 3 Приведены два примера. 2 Приведен один пример. 1 Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания 0 ИЛИ ответ неправильный. Максимальный балл 3 C4 Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе могут быть названы следующие свойства: 1) главное в книге – ее содержание, обращенное к личному опыту, запросам, интересам читателя, т.е. к его духовному миру; 2) художественная книга отражает внутренний мир, ценностную систему автора; 3) научная книга несет знания, сохраняет и передает опыт поколений; Могут быть названы другие свойства. Названы три свойства. 3 Названы два свойства. 2 Названо одно свойство. 1 Ответ неправильный. 0 Максимальный балл 3 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации