Деятельность, порождающая нечто качественно новое. Творчество в структуре профессиональной деятельности Деятельность порождающая качественно новое

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Творчество деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. (большой энциклопедический словарь) процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности, свободы, развития личности и культуры. (новая философская энциклопедия)

Проектная деятельность учащихся. Первое занятие. ПРИМЕР 1. Ты хочешь новые телефоны (айфон или самсунг) 2. Почему эта мысль пришла тебе в голову? Когда ты собрался звонить подруге и обнаружил, что старый телефон отжил своё. 3. Как ты предполагал решать эту проблему? А) попросить у родителей деньги, Б) получить вещь в обмен на хорошую учебу В) заработать деньги. 4. Какую цель ты поставил перед собой? Получить новый айфон. 5. Какие задачи решал для достижения цели? А) поговорить с родителями о проблеме, Б) подготовиться и получить хорошие оценки, В) устроиться на работу. 6. Как на самом деле поступил? 7. Каков был результат? - достиг ли цели? - решил проблему? - появились новые идеи? - как поступишь в следующий раз? ПОТРЕБНОСТЬ ПРОБЛЕМА ПУТИ РЕШЕНИЯ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

состоит из четырех основных ступеней. 4. Анализ и оценка проделанной работы. 3. Апробирование собственной разработки – изготовление проектного изделия. 2. Разработка собственной идеи на базе полученных из литературы знаний. 1. Подбор и изучение литературы по избранной теме.

Опорная таблица для выполнения раздела Выбор и обоснование проекта Потребность Проблема Оглянись вокруг, что тебя не устраивает. Может быть, ты захочешь украсить комнату или создать суперавтомобиль, а может сестре или маме сделать подарок. Возможность изготовления Подумай о возможности решения проблемы: - что ты умеешь (паять, конструировать, складывать. . .), что у тебя лучше всего получается, - какие материалы есть у тебя, есть ли необходимое оборудование, - достаточно ли времени и т. д. Требования к изделию Подумай, каким ты хочешь видеть свое будущее изделие (качество, эстетика, практичность, сложность исполнения и т. д.). Идеи Предложи свои идеи или варианты будущего изделия Выбор лучшей идеи Какая из идей самая удачная? Почему ты выбрал именно её? ТЕМА Сформулируй тему проекта.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ВЫБОР– То, из чего можно выбрать. (Ожегов С. И. Толковый словарь). Выбор предполагает наличие нескольких вариантов чего-либо. Исследовав достоинства и недостатки каждого, из нескольких вариантов выбирают один и объясняют, почему выбран именно этот.

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Ссылки

  • Техническое творчество. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М., 1955, - 528 с., ил.
  • Творческое мышление: истоки, этапы, критерии оценки. Диагностика креативности. (рус.) . Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Распространенное в литературе определение творчества как «деятельности человека по созданию новых материальных и духовных ценностей» или даже как «деятельности, порождающей нечто новое никогда ранее не бывшее» не конструктивны, так как не позволяют отличить творческую деятельность от не творческой, репродуктивной. Тогда и выпуск с конвейера «никогда ранее не бывшего» миллионного экземпляра автомобиля тоже творчество?

Творчество есть сознательное изменение конкретным субъектом методов собственной деятельности, это смена привычных способов достижения цели. Как только для некоторой деятельности субъект голучает алгоритм её осуществления – процесс перестает быть творчеством и становится рутинным.

Мыслительный процесс или практическая деятельность, осуществляемая известным субъекту способом, есть репродуктивный процесс. Он направлен на тиражирование нужных результатов. Далеко не всегда новый психический образ или вновь созданный материальный предмет, новая знаковая или материальная система может считаться продуктом творчества. Это относится как к индивидуально-значимым, так и к социально-значимым процессам. Важно не что производится, важно как производится. Один и тот же результат может быть для одного человека продуктом сложного и трудного творческого процесса, а для другого - результатом репродукции, независимо от социальной или индивидуальной значимости и ценности результата. Ребёнок в песочнице может творить, а инженер за кульманом может рутинно повторять давно ему известные приёмы работы

Существует много разных определений творчества. Это связано и с различием подходов и с многоаспектностью проблемы. Если творчество относится к мыслительной деятельности, то практическое же выполнение всегда есть реализация уже осознанного метода достижения цели. Творческое решение задачи строится на основе восприятия и критического анализа уже имеющихся в распоряжении субъекта форм и методов деятельности, их пересмотра и изменения. В этом участвует и интуиция. Но слишком большой отрыв от известных ранее методов практически невозможен, процесс смены алгоритмов мышления и деятельности эволюционен и готовится всем предыдущим развитием социума.

При определении понятия «творчество» следует исходить не из того, что производится субъектом, а из того с каким отношением к сфере своей деятельности эта вещь производится.

Можно предложить следующее определение: Творчество есть целенаправленное и сознательное изменение отношения субъекта к методам своей деятельности и к сфере её приложения. Оно заключается в применении новых для субъекта приёмов и способы достижения цели, изобретении нового алгоритма решения задачи. Это относится и к самому процессу постановки задач.

Изменение алгоритма деятельности происходит при отсутствии заранее известных алгоритмов для проведения таких изменений, но творчеством может являться и реконструкция ранее применяемых методов.

Повторю: часто встречающееся определение творчества как деятельности, порождающее "нечто новое, никогда ранее не бывшее" не может быть признано удовлетворительным. Выпуск трехмиллионного экземпляра "Жигулей", разучивание песни или создание проблемной ситуации в процессе обучения, игра в детском саду, издание административного приказа или изощренное ограбление банка - все это деятельность, порождающая "нечто новое", но она может быть как творческой, так и репродуктивной, в зависимости от того, меняются ли при этом методы деятельности.

Репродуктивный мыслительный процесс есть относительно неизменное, стабильное отношение субъекта деятельности к методам её осуществления, заключающееся в тиражировании имеющегося. В этом случае имеет место одинаковая реакция на определённую информацию в определенной ситуации.

Это позволяет понять, почему возможны ремесленнические поэмы и творческое изготовление пары сапог. Творчество связано с изменением и ценностной ориентации субъекта, оно предполагает критическое отношение к тем или иным аспектам действительности и собственной деятельности. Репродуктивный стиль мышления чаще всего апологетичен и интеллектуально бездеятелен, хотя и не исключает критического отношения по заранее известным штампам-алгоритмам.

Изучение творчества ставит перед нами интересные вопросы. В самом деле:

Почему творчество гораздо более редкое явление, чем репродуктивность? Может потому, что оно опаснее для индивида? Творчество предполагает право на ошибку. Значит, оно может оказывать и отрицательное влияние? Почему среди творчески одаренных людей много индивидов с психическими аномалиями?

Творческое мышление обязательно предполагает критическое отношение к определённым аспектам действительности. Репродуктивное же не запрещает критического отношения к действительности, но критицизм - скорее просто выражение недовольства, и в лучшем случае является лишь предпосылкой творчества.

Людвиг Фейербах считал, что только тот имеет силу создавать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным.

Лейбниц напротив, считал, что открытия в науке следует делать без стремления к необычному, ибо «наиболее древние и наиболее общепринятые мнения являются наилучшим, если их истолковать надлежащим образом».

Мне думается столь жесткая альтернатива вряд ли правомерна. Чтобы не тиражировать имеющееся, а действительно создавать новое достаточно быть лишь относительно отрицательным, опора на имеющееся знание неизбежна и необходима, только не надо его абсолютизировать. Фейербах прав в том, что создание принципиально новых предпосылок и принципов деятельности, кардинально изменение отношения субъекта к сфере своей деятельности связано с разрушением старого.

Деление на репродуктивное и творческое мышление условно, так как репродуктивный мыслительный процесс предваряет и является обязательным условием творческого процесса. А последний является осознанием длительной и рутинной подсознательной работы мозга, а не неким мгновенным актом. Творческое и репродуктивное мышление постоянно взаимодействуют, и чисто репродуктивный мыслительный процесс приводит порой к глубоким творческим свершениям. Каждый творческий акт уникален и неповторим, что казалось бы, влечёт невозможность изучения творчества. Но это не так. Существует нечто общее присущее различным творческим актам.

Алгоритма конкретного открытия до его совершения не существует, как же можно говорить о логике научного открытия? Логика как наука о формах выводного знания не может являться логикой научного открытия, она может лишь способствовать изучению эвристической деятельности.

Ни одна из известных философских или специальных наук не исчерпывает проблему творчества. Творчество исследуют социология и психология, кибернетика и логика, теории познания и наукометрия, логика научного исследования и методология науки, этика и эстетика, прогностика и нейрофизиология. Обозначает ли подобная мозаичность отсутствие самой возможности существования науки о творчестве? Если эмпирический базис и теоретические обобщения, относящиеся к проблеме, позволяют создать единую систему знаний - можно считать, что рождается новая наука. К сожалению, проблема творчества до сих пор не создаёт целостного системного среза информации и поэтому не образует единую науку. Имеется лишь набор довольно разнородных сведений, основанных на различных философских предпосылках. Они освещают проблему творчества в различных аспектах и с разными целями. Некоторый набор рекомендаций по оптимизации творческой деятельности в различных областях - вот лучшее, что можно ожидать от разработок типа «Алгоритма изобретения» Г. Альтшуллера. Проблема творчества комплексная, она принадлежащая как философским, так и специальным наукам. Специфика её такова, что она с развитием знания все время ускользает от узкоспециального подхода и «окончательных решений» .

что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности характерное для человека проявление активности выражающееся в преобразовании

внешнего мира-это деятельность порождающая нечто новое,никогда ранее не существовавшее,-это помогите а

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

На завод обратились с заявлением о приеме на работу: подросток 15 лет, окончивший 9 классов; военнослужащий, демобилизованный из вооруженных сил;

молодой специалист, направленный на работу на должность инженера-технолога после окончания ВУЗа. Все они в качестве работников ранее не работали. 1. Какие документы должны представить эти лица при поступлении на работу? 2. Как оформляется прием на работу?

(А) На наш

взгляд, нравственные факторы, солидарность, объ­единение вокруг общепризнанных
ценностей оказывают первосте­пенное влияние на отношение к правам человека,
законности. (Б) Правовое государство - демократическое государство, в ко­тором
соблюдаются принципы верховенства права, права и свобо­ды человека и гражданина
являются высшей ценностью.(В) Как бы ни были прекрасны принципы правового
государ­ства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере не­стабильности,
безверия, нравственной деградации общества.(Г) Цель правового государства -
защищая права человека, обеспечить достоинство личности.(Д) Человек является
равноправным партнером государства.

Определите,
какие положения текста носят:
А.фактический характер