План конспект урока на тему предлоги. Конспект урока на тему «Предлоги. А) Словарный диктантн

ПЛАН - конспект урока

Тема: Предлог как часть речи.

Учитель: Рубе Л.С.

Класс:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.

Задачи:

Обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

- О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений»

2. Мотивация учащихся.

Ребята! Выполнив данное задание, вы сможете назвать тему.

Перед вами словосочетания. Назовите выделенные слова. Какой частью речи они являются?

1.Скучать по тебе

2. При содействии друзей

4.Добежать до дома

5.Капли для лечения

6. Предостеречь от опасности

7.Сделал благодаря мне

Изучение служебных частей речи начнем с предлога.

Что вы знаете о нем?(служит для связи слов в ссчт)

3.Этап целеполагания.

Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)

Стадия осмысления

1. Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?(самостоятельные и служебные)

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?

В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы: (устно)

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, Наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

Не бывают членами предложения

В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

Не изменяются

Изучение служебных частей речи начнем с предлога. Что вы знаете о нем? (служит для связи слов в ссчт)

Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше?

Книга, стол, лежит

Почему эти предлоги выбрали?

Работа с учебником , упражнение 326,стр.150 (письменно). 2 у доски. Задание: из первой части выписать ссчт с предлогами.

Проверка. Обобщение.

Попробуем самостоятельно сформулировать правило.

Предлог –это…

Изучение нового материала по учебнику (стр152).

Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге.

1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. … ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? (Из какого произведения отрывок?)

3 группа.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкаф за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя срезался.)

З аслушивание результатов работы групп.

- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры.

Ответ 1 группы Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

Ответ 2 группы В тексте 11предлогов: к - 1, около -1, в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги на - 3 раза, в – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Ответ 3 группы Непроизводные: в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

Распределительный диктант

Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика.

с предлогами с приставками

понесся по рассеянности

на расстоянии навеяло

подо мной подбросив

надписать над нами

при приближении присоединяя

за зайцами запоминаешь

-Как отличить предлог от приставки?

(У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)

Работа с листом оценивания №5

1) В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю.

2) Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.

3) Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.

3.Домашнее задание. Упр.332 п 27

Стадия рефлексии

1.Контрольно-оценочный этап.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответ: Узнали, что

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

3.Частотные предлоги – в, на, с.

4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

Оценивание работы .

Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию.

Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Раздаточный материал

1 группа.

    Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

2 группа.

    Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

3 группа.

    Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

Самоанализ урока русского языка в 7-ом классе.

Тема : Предлог как часть речи.

Данный урок первый в разделе «Служебные части речи». С предыдущими темами не связан, но имеет большое практическое значение для изучения дальнейших тем в этом разделе.

При планировании урока были учтены особенности класса. Класс имеет средний уровень качества знаний.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

    Организационный момент

    Мотивация учащихся

    Этап целеполагания

    Контрольно-оценочный этап

    Оценка результативности урока

    Домашнее задание. Оценивание работы.

    Устная рефлексия

Начало урока было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.

Учащиеся совместно со мной определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где я помогала детям наводящими вопросами. Так как цели формулировались не одним учителем, а совместно с детьми, то дети вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным.

Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям:

Знать перечень служебных и самостоятельных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

1.Углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлог, выявлять их функцию.

2. Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно осуществлять оценку собственной результативности.

3. Формировать устную и письменную речь.

4. Формировать культуру умственного труда.

Основная цель – изучение предлога как служебной части речи.

Задачи :

Систематизировать изученный ранее материал о самостоятельных и служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки;

Определить значения, выражаемые предлогами;

Доказать значимость предлога как части речи.

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие методы и приёмы:

Тема и цели урока формулировались совместно с учащимися, что обеспечивает включение учащихся в активную мыследеятельность;

Я использовала приемы активизации познавательной деятельности такие как кроссворд, прием «Знаю-Хочу знать-Узнал», прием «Синквейн».

На основе сочетания разных форм работы добиваюсь включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Контроль был организован: через контроль учителя, само- и взаимоконтроль, у каждому ученика был лист оценивания. Такая организация урока помогает учащемуся видеть свои результаты.

При построении урока пользовалась принципами:

Научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

системности и последовательности.

Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

С целью проверки усвоения знаний провела оценку результативности урока. На этом этапе учащимся было предложено выразить понимание темы Предлог как часть речи» через составление синквейна. В конце урока было сделано возвращение к целям, которые рассматривались в начале урока.

После этого был подведен итог урока и ученикам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера. На мой взгляд, оно было посильно для всех детей.

Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать, делать выводы, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Класс к уроку был подготовлен. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Учитель: Скворцова М.В.

Тип: - изучение нового материала.

Цель: знакомство с предлогом как служебной частью речи.

Знать, что такое предлог как служебная часть речи;

Различать смысловые оттенки значений предлогов;

Развивать умения синонимической замены грамматических конструкций (беспредложные словосочетания на словосочетания существительных с предлогами).

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметьотличать производные предлоги от других частей речи;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; частично-поисковый метод; анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Методическое обеспечение: учебник под ред. Е.А. Быстровой. М., 2013.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

II. Синтаксический разбор предложений:

1. Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

2. Благодаря помощи друга я справился с заданием.

Определите, какой частью речи является слово «благодаря», назовите морфологические признаки, обоснуйте свой ответ.

III. Целеполагание.

Отгадайте загадку:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет.

О каких частях речи пойдет сегодня разговор?

- Отгадайте загадку, сформулируйте тему и цели урока.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

IV. Подготовка к активной деятельности на уроке.

Работа с текстом. Чтение стихотворения М. Яснова (Слайд №3)

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,

А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,

Верней, один — клевать.

Пришлось для этого ему

Слететь и прыгать у.

Так теплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулек

Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,

Другой полез из-под

И рядом с третьим побежал

За, перед —И вперед! (М.Яснов)

Понравилось вам стихотворение? А что в нём показалось необычным? Попробуйте прочитать стихотворение без первой строфы. Понятен ли будет смысл? Почему?

Выпишите предлоги из стихотворения. Из первой строфы выпишите слова, связанные между собой с помощью предлога (сидел на скамье, держал в руках, сидел над скамьёй, лежал под (скамьёй)). Проанализируйте употребление предлогов в других строфах.

С помощью чего создаётся комический эффект данного стихотворения? (Предлоги со 2 строфы не связывают слова между собой, они служат как самостоятельные слова).

Возможно ли задать смысловой вопрос к предлогам? Почему предлог относят к служебной части речи?

Найдите в тексте фразеологизм, состоящий из предлогов. (От и до)

Сделайте вывод о роли предлогов в речи.

V. Изучение новой темы.

Лингвистический эксперимент. Упражнение 262.

Чтение материала учебника, сравнение собственных выводов с определением в учебнике.

Теоретическое упражнение. Различение смысловых оттенков предлогов.

Упражнение 265. Изучение таблицы на с. 190 (Слайд №4)

VI. Закрепление.

Выполнение упр.266, 268, 270.

Практические упражнения. (Слайд №5)

Составьте и запишите словосочетания с предлогами со словом ЕЗДИТЬ, выражая значения времени (ездить через час), причины (ездить из-за болезни), места, направления (ездить по дороге), цели (ездить для покупок), времени (ездить в течение часа).

Составьте 4 словосочетания со словом УЧИТЬСЯ, обозначьте значение предлогов.

Задание: замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным, укажите оттенок значения предлога. Обозначьте главное и зависимое слово. (Слайд №6)

Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

VII. Развитие лингвистической компетенции. Обращение к тексту о Ф.И. Буслаеве на с.191.

Почему рассказ о Буслаеве включен в тему «Предлог»?

VIII. Подведение итогов. Выполнение задания (в кружке) после упр.270.

Какую тему сегодня изучали? Что уже было известно? Что нового узнали? Как будете отличать предлоги от других частей речи?

IX.Рефлексия. (Слайд №7)

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Что мне надо сделать, чтобы улучшить результат?

X. Домашнее задание: п. 28, дифференцированное домашнее задание: упражнение 263 или 266 (на выбор). (Слайд №8)

Южно Казахстанская область,Казыгуртский район осш «Абай » (ж-н)

Алимкулова Насипа Ораловна

Тема урока: Предлоги

Цели урока:

— формировать умение различать предлоги.

— развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу.

— активизировать творческие способности учащихся

— прививать интерес к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, флажки, слайд

Ход урока: І.Организация учебного процесса

Показ фильма «Все оставляет след»

Вводное слово учителя:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость, что-то новое, интересное.

«Для всего, что существует в природе: вода, воздух, небо, облака, солнце, дожди, леса, болота, реки и озера, луга, поля, цветы и травы, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»,- писал К.Г.Паустовский.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи.

Сегодня у нас урок-соревнование.

Нам нужно выбрать жюри.

Хочу рассказать вам сказку

«ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ»

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местимениям.

Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек,

решили записать в книгу Правил это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

О какой части речи говорится в сказке?

С какими частями речи употребляются предлоги?

Как предлоги пишутся с другими словами?

1 станция «Теоретическая»

1.Что изучает морфология?

2.На какие две группы делятся части речи?

3.Самостоятельные части речи-это …

4.Служебные части речи – это …

5.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

6.Какая часть речи называется предлогом?

7.На какие разряды по значению делятся предлоги? (пространственные,

временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные,)

8 На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(непроизводные и производные)

9.По своему строению предлоги бывают (простые и составные)

10.Назовите примеры производных предлогов.

11.После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже?

12.Составные предлоги состоят (из двух и более слов)

13. Как пишутся предлоги из-за, из-под? (через дефис)

2 станция «Разминка»

Сгруппируйте словосочетания по значению предлога:

1 группа с пространственным значением

2 группа с временным значением

3 группа с причинным значением

Жить при станции, не спать из-за ветра, общаться вне дома, добежать до финиша, рассказать после матча, пойти за другом, задержать из-за неисправностей, стоять перед окном, ошибаться по невнимательности, отсутствовать по болезни, привезти в два часа.

3 станция «Грамматическая»

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов.

(Устная работа.)

1 группа

1.Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)

2.Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)

3.Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие.

(Моим товарищам.)

2 группа

1.Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)

2.Брат пришёл с армии. (Из)

2.Мать принесла овощи с магазина. (Из)

3 группа

1.Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел.

(Из-за)

2.Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей (из)

3.Розоватый дым клубился под пустыней (над)

Выписать из предложений словосочетания с предлогами

1 группа

А) Солнечные лучи пробиваются сквозь ветви вековых сосен.

Б) Медведица строго следит за своими непоседливыми шалунишками.

В) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…

С) И снится ей всё, что в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растёт.

2 группа

А) Молодые дубы темнеют на фоне облачного неба.

Б) Под деревьями лежат густые тени.

В) За деревьями сгущаются тучи.

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку.

3 группа

А) Непривычному человеку легко затеряться в лесной глуши.

Б) На упавших деревьях лежит зелёный мох.

В) Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь кроны столетних деревьев

С) Вследствие беспорядочной вырубки лесов нарушается равновесие в природе.

4 станция «Четвертый лишний», аргументируйте свой выбор.

1 группа

А)Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

В ) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

2 группа

А) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

В) в, на, за, под, благодаря (лишний благодаря, т.к это производный предлог, а остальные непроизводные).

3 группа

А) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не объектные)

В) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)

5 Станция «Индивидуальное задание»

Определите производные и непроизводные предлоги

1 группа Я хочу поговрить с вами насчет квартиры.

2 группа Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.

3 группа У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой

Предлог или наречие.

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или наречиями

1 группа

Впереди мы услышали какие-то странные звуки.

Проводник шел впереди всех и показывал дорогу.

2 группа

Напротив дома росла высокая береза.

В конце улицы ты увидишь высокую березу. Я живу напротив.

3 группа

Вместе с телеграммой принесли письмо. Мы с подругой любим делать уроки вместе.

Предлог или деепричастие

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или деепричастиями.

1 группа

Несмотря на болезнь он справился с работой.

Он шел очень осторожно, не смотря по сторонам.

2 группа

Они уходили из больницы, искренне благодаря врачей за помощь.

3 группа

В столовой было совершенно по-вчернему, благодаря лампе под шелковым абажуром.

Предлог или существительное с предлогом.

1 группа Иванов показывал на счет в двенадцать тысяч рублей.

2 группа Насчет Федороа распорядиться

3 группа Мы увидели маленькое пушистое деревце вроде елочки.

Физминутка

1. Солнце ….. небу гуляло

И ….. тучку забежало.

Глянул заинька …. окно,

Стало заиньке темно.

2. Вышел слон …. лесную дорожку,

Наступил муравью …. ножку

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

Можешь и ты

Наступить ….. мою.

6 станция «Творческая»

Вставьте недостающие предлоги, подчеркивая их, вставьте пропущенные запятые. Определите стиль речи.

В жизни есть какой-то уровень счастья, … которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты … уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и … крупном и … малом повышать этот уровень счастья … жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе … вам, чей уровень счастья можно повысить просто легко, … забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества … конце концов.

Можно творить просто добрую атмосферу … себя. Например, в общество человек может принести … собой атмосферу подозрительности какого-то тягостного молчания, а может нести сразу радость свет. Человек рождается и оставляет … себе память. И вот очень важно, какую память он … себе оставляет.

Тест.

1.Предлог- это:

А) служебная часть речи;

Б) самостоятельная часть речи

2.Что выражает предлог:

А) различные смысловые значения;

Б) грамматическое значение существительных.

3.Какое значение имеет предлог из-за (туч):

А) временное;

Б) пространственное;

В) причинное.

4.Вставьте нужную букву в предлог по окончани.. школы:

А) и;

Б) е;

В) ю.

5.Предлог через является:

А) производным;

Б) непроизводным.

6.В каком предложении слово впереди является предлогом:

А) Барабанщики шли впереди.

Б) Барабанщики шли впереди отряда.

7.С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:

А) родительный;

Б) дательный;

В) винительный;

Г) творительный.

8. Предлог (не)смотря на пишется:

А) слитно;

Б) раздельно.

9.Какой из предлогов пишется слитно:

А) (по)причине;

Б) (в) целях;

В) (на)подобие;

Г) (со)стороны

10.В предлоге в течени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.В предлоге в продолжени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.Какой из предлогов пишется раздельно:

А) (в)место;

Б) (в)виду;

В) (в)следствие;

Г) (в)виде.

Ответ

1- А

2- А

3- Б

4- А

5- Б

6- Б

7- Б

8-А

9-В

10-А

11-А

12- Г

.

Рефлексия

Учитель: Ребята! О чем мы говорили на уроке ? Где вы испытали успех?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Интерес?

8. Домашнее задание. Выучить правило. Упражнение 9,10

9.Выставление оценок.

10. Обобщение:

Учитель: Ребята! Вот закончился урок, он пошел вам только впрок.

Вы работали прекрасно, не теряли времени напрасно

Мне приятно всем сказать: «Молодцы, спасибо. Так держать!»

Тема урока : «Предлог».

Предметные цели урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Метапредметные результаты:

  • Создать условия для расширения знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, фонематического слуха, орфографической зоркости; памяти, внимания, умение выполнять вербальные инструкции учителя,делать выводы.

Личностные результаты :

  • Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, самостоятельности, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки для учащихся, учебник «Русский язык», картинка солнышка, таблица.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

II. Актуализация знаний.

  1. Игра на внимание «Ошибки Незнайки»

Незнайка допустил ошибки в предложениях. Прочитайте. А потом учитель исправил его ошибки. Прочитайте внимательно. Заметили, что изменилось?

А). Дети катаются лыжах. Лесу много снега.

Б) Затем предложить исправленные предложения:

Дети катаются НА лыжах. В лесу много снега.

Что изменилось?

Появились маленькие слова.

Назовите их.

На, в

Молодцы!

III. Формулирование темы урока, целеполагание.

Кто-нибудь скажет, что за слова такие?

Это предлоги. (Могут появиться такие ответы, если не ответят, учитель введёт новое знание.)

Это, маленькие слова, ПРЕДЛОГИ.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами. Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

IV. Работа над новым материалом.

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с , над и много других.

2. Поставьте вопросы к словам: папа- (кто?), девочка – (кто?), ручка – (что?), в –(…), на-(…).

Нет.

К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение правила на с 64.

В, НА – это предлоги.

  1. Чтение стих-ия «Что всего милей?»

А). Работа над произношением на с 64.

Б) Словарная работа.

В буфете – буфете, буфеть иштинде; в догонялки – сывыртажыры; в очереди – оочурда; в хлебе – хлебте; в капусте- капустада, капу

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив вот такую работу.

  1. Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. … лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу? (нет)

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (предлогов)

Давайте вставим предлоги. (помочь детям)

Установилась ли связь слов в предложениях? (да)

Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

  1. Парная работа при выполнении упражнения 3, на стр 64-65.предлоги.

Составьте и запишите 2 предложения. Подчеркните предлоги.

На перемене я хочу летать на воздушном шаре.

  1. Диалог. В буфете. (упр 4+ Диалог «В буфете» с 65.

V. Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Узнали что такое предлог? (в, на, с,из, …)

VI. Рефлексия.

– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…

2. Мне понравилось…

3. Мне не понравилось…

4. Кто, по-вашему, хорошо работал…

5. Кто мешал…

6. За что ты можешь себя похвалить…

7. За что ты можешь себя поругать…

8. Я для себя на уроке узнал…

  1. - Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Д. На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами.

V . Сообщение темы.

Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

VI . Работа над новым материалом.

(На доске написаны два предложения.)

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

У. Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Д. Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Чем данные предложения отличаются?

Д. Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с, над и много других.

(Вывешивается таблица с предлогами).

Предлоги

На, под, за, к, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед.

Ребята, давайте попробуем задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

1. Предлог – служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. .. лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль выполняют предлоги в русском языке?

Чтение правила в учебнике. (стр. 61)

2. Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

У. Обозначьте в предложениях части речи. Перед какой частью речи предлогов нет?

3. Перед глаголами предлоги не употребляются.

4. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: до (чего?) березы,до кудрявой березы.

5. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

VII . Написание предлогов с другими частями речи.

У. Ребята, спишите текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

VIII Физкультминутка

Мы играть все очень любим,

(Встать из – за парт)

Любим мячики кидать,

(Руки вверх, имитация броска мяча).

Любим быстро – быстро бегать,

(Бег на месте).

Да и зайчиком скакать.

(Прыжки на месте.)

Наши глазоньки устали.

Мы дадим им отдохнуть:

Раз, два, три, четыре, пять –

Быстро глазки закрывать.

Шесть, семь – их открыть

И на руки поглядеть.

Головою не верти,

Только глазками води:

Вверх, вниз, вправо, влево

Отдохнули?! Это верно!

IX Самостоятельная работа.

1 группа (слабоуспевающие учащиеся).

Упражнение 365 стр. 62 учебника

2 группа учащихся, работающие на продуктивном уровне.

Незнайка списывал из учебника предложения, но он очень торопился и вот что у него получилось:

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот. Осторожно ветер изкалитки вы шел. Поовражкам бегут весёлые ручейки.

У. Всё ли в этих предложениях верно? Если нет, то докажите, где Незнайка допустил ошибки.

У. А теперь вам понравились предложения?

Давайте вспомним, что такое предложение?

Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

У вас на столе листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Тест – опрос

1. Выберите верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

3. Как пишутся слова?

(с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

4. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

5. В каких предложениях есть предлоги?

А. Много птиц живет в наших лесах.

Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев.

В. Люди слушают пение птиц.

Кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены верно?

Как можно быстрее прочитайте слово, которое кроется под следующими числами.

14 16 13 16 5 24 29

М о л о д ц ы

X Итог урока

Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

Д. Мы сегодня на уроке распознавали предлоги, учились писать предлоги с другими словами.

XI Домашнее задание

Подобрать 4 пословицы о дружбе с разными предлогами.

Составить 4 предложения, используя предлоги.

XII . Рефлексия.

Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у нашего солнышка.

Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях.

Средний лучик – я сомневаюсь в своих знаниях.

Самый короткий лучик – мне очень трудно.


ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» - предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.