Духовная культура китая. Энциклопедия состоит из шести томов Духовная культура китая титаренко

Под общей редакцией: М. Титаренко

Издание "Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. + дополнительный том. М.: Вост. лит. РАН, 2006-2010" представляет собой пионерскую форму научной публикации, которая не вполне укладывается в привычный формат энциклопедии. Каждый том состоит из двух частей:"Общего раздела", представлющегот собой по сути коллективную монографию, которая отражает концептуальные представления российских ученых об истории, теоретических и мировоззренческих основаниях определенной области китайской культуры, ее цивилизационной специфике, и "Словарного раздела", построенного в алфавитном порядке как собрание глосс, уточняющих содержание терминов, названий и характеристики персоналий, упоминавшихся в тексте "Общего раздела". Помимо списка литературы на русском, китайском и других языках к каждой статье и глоссе, тома данного издания в приложении содержат библиографические разделы - сведения о публикациях по соответствующей тематике, вышедших на русском языке за последние 20-30 или более лет. Структура дополнительного тома "Искусство" призвана отразить как семантические, так и культурног-функциональные особенности восприятия "искусств" в китайской культуре. В частности, авторы выделяют особую категорию "процессуальных искусств", соединяющих утилитарность с задачами духовного воспитания. К числу "процессуальных искусств" составители и авторы данного издания относят знаменитые китайские боевые искусства (у-шу), которым посвящена глава "Общего раздела" дополнительного тома. Аворы главы раскрывают особенности истории, общественно-культурных функций, мировоззренческих и теоретических оснований, структуры феномена у-шу, его трансформации в современном мире.

Шестой (дополнительный) том энциклопедии «Духовная культура Китая» посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библиографические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России. В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения. Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы.

Главы книги

В картине мира, рационализируемой посредством традиционной китайской космологии, акцентируется цельность мироздания, в котором человек является не частью, но некоей гранью, неотъемлемым аспектом. И хотя мыслители разных направлений много рассуждали о выходе за пределы ограничений, накладываемых связями вещного мира, человеку при этом преимущественно предлагалось исходить из того внутреннего совершенства - «доброй природы», «небесного принципа» - которое заложено в нем самом. Бога-Творца и идею синэргии - соединения Божественной и человеческой воль в едином промыслительном действии - эта картина мира не вмещает. Равным образом неуместна в ней идея спасающей благодати Божией. Даже оказавшись на мыслимой вершине бытия, достигнув максимально высокого онтологичского статуса, человек продолжает быть участником текущего космического процесса, хотя бы и «наравне с Небом и Землей», остается причастным к нему. Это мироощущение неизбежно закрепляется в китайских в практике боевых искусств: гунфу, цигун, ушу и т.д.

Похожие публикации

Шарко С. В. М.: ООО «Ин-кварто», 2010.

В монографии исследуются актуальные проблемы перспектив региональной интеграции в АТР с участием России и Китая. На основе обобщения опыта сотрудничества РФ, КНР и азиатских государств предлагаются новые теоретические положения, дополняющие традиционную теорию интеграции и указывающие на многовариантность интеграционных процессов в регионе. Автор представляет новую интерпретацию модели сотрудничества и интеграции России и Китая. Её концептуальный смысл дополняется интеграционной составляющей систем нового типа (ШОС, БРИК) и разных форм многостороннего сотрудничества.

Работа представляет интерес для специалистов в области политологии, мировой политики и международных отношений, а также для широкой аудитории.

Афонина С. Г. , Ван Ц. , Лапшин В. А. Финансовая инженерия, риск-менеджмент и актуарная наука. WP16. Высшая школа экономики, 2013. № WP16/2013/01.

Работа посвящена общему описанию китайского рынка облигаций. В ней содержится обзор западных исследований и история развития китайского рынка облигаций, а также приводится описание структуры, инфраструктуры, регулирования, участников и торгуемых инструментов сегодняшнего рынка облигаций Китая.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Глава посвящена историческому периоду с 220 по 589 год, который получил название «шести династий» - от конца династии Хань до начала династии Суй. Особое внимание уделяется религиозным исканиям китайских народов.

Цель главы - обозначить основные контуры нового формирующегося энергетического мира и оценить, насколько и в чем он будет отличаться от мира сегодняшнего. Мировой спрос на энергоресурсы, его структура и динамика будут определяться испытывающими бурный экономический рост странами Азии.

Королев А. Н. Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 2. С. 170-186.

Обзор конференции, посвященной вопросам развития Китая. Конференция проходила в Коста-Рике, Сан-Хосе, университета Коста-Рики. На конференции были представлены доклади китайстов из Америки, Кореи, Китая, России, Тайваня.

Данная глава посвящена следующим проблемам истории Китая VII – IX века: укрепление китайской государственности прри династиях Суй и Тан, причины кризиса династии Тан и мятеж Хуан Чао, социально-экономическое и политическое развитие в VIII – IX веках.

В монографии авторы обосновывают методологию формирования современной общественной дипломатии, разрабатывают системно-структурные подходы совершенствования модели общественной дипломатии России. Межкультурная коммуникация рассматривается как способ реализации эффективных коммуникативных и дискурсивных стратегий в сфере общественной дипломатии. Выявляются ценностные основы межкультурного диалога (в области российско-китайского межкультурного взаимодействия) как стратегии общественной дипломатии.

Книга рассчитана на политологов, специалистов в области общественной дипломатии, культурологов, специалистов по теории и практике межкультурных коммуникаций, представителей органов государственного управления, российских неправительственных организаций, преподавателей гуманитарных дисциплин, докторантов, аспирантов и студентов высших учебных заведений.

Под науч. редакцией: И. А. Купцова Новосибирск: СибАК, 2015.

В монографии представлены исследования актуальных вопросов динамики этнонациональных культур, развития государственности различных народов, художественно-эстетических традиций и инноваций различных этносов. Рассмотрены этнокультурные особенности российской цивилизации, традиционной китайской культуры, а также народов Евразии.

Книга адресована специалистам в области гуманитарных наук, докторантам, аспирантам, магистрантам, а также всем, кто интересуется проблемами этнокультурного развития современного мира.

В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов, бытующих в современной психологии. Обсуждается также проблема совместимости / несовместимости полярностей, веками существующих в психологии и дискуссии о которых не утихают.

Назрул И. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2008. № 03.

В работе рассмотрена гипотеза Сакса и Ву (Sachs and Woo 1997, 2000), согласно которой опыт Вьетнама доказывает, что темпы экономического роста Китая были бы выше, если бы реформы там осуществлялись не постепенно, а по модели Большого взрыва. Проанализированы достоверность фактов, правомерность их интерпретации и приемлемость самой гипотезы. Сделан вывод о несоответствии гипотезы всем трем критериям. Рассмотрены причины заблуждения Сакса и Ву и показано, что они кроются в их субъективном предпочтении реформ по модели Большого взрыва.

В статье предпринята попытка кодификации старых и новых исследовательских перспектив, существующих в социологии рынков искусства. Отправным пунктом анализа выбраны исследовательские подходы в рамках парадигмы производства культуры, для которой рынок является институтом, способствующим распространению культурных продуктов. Ключевыми проблемами в данном случае становятся структура рынка и цены на произведения искусства. Однако в последнее время возникли и альтернативные подходы, которые обращают внимание на роль эмоций на рынке искусства и ритуальную природу происходящих взаимодействий. После обсуждения исследовательских направлений в статье намечены перспективы анализа, требующие, на наш взгляд, иного - антропологического - подхода к исследованию искусства как товара.

Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.

В статье рассказывается, как шла подготовка к спектаклю "Борис Годунов" в Театре на Таганке. Как из кропотливой совместной работы режиссера и актеров постепенно вырастало здание спектакля. Приводятся стенограммы репетиций 1982 года - до вынужденного отъезда Юрия Петровича за границу.

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.

рецензия на издание:

Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит-ра, 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Тита-ренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - 2006. - 727 с.

Истории китайской философии с древнейших времен до наших дней посвящен первый том Энциклопедии духовной культуры Ки-тая (ЭДКК). ЭДКК - беспрецедентное явление не только в россий-ской, но и во всей мировой синологии. Ни на Западе, ни в самом Китае до сих пор ничего подобного не было. Эпохальный труд соз-дан коллективом, но в нем, что характерно для немногих трудов такого рода, редакторы выступили не только и не столько как ру-ководители-организаторы, но и как главные исполнители. (Особен-но это относится к А. И. Кобзеву.)

Издание уникальным образом сочетает в себе высшие теорети-ческие достижения современной науки и огромный массив кон-кретной фактической информации на фоне информационно бога-тейшего иллюстративного материала. Можно сказать, что данное издание является выдающимся достижением российской науки, поскольку сложность задачи до сих пор не позволила международ-ному научному сообществу создать нечто подобное, хотя попытки предпринимались, и с возможностями (финансовыми и организа-ционными), несравнимыми с российскими. В частности, не был реализован в конце 80-х гг. прошлого века аналогичный проект, во главе которого стояли такие знаменитые синологи, как Л. Ланчиотти, Г. Франке, Б. Хук, М. Лёве, К. Гавликовский и Шэн Ши-юнь.

Глубоко продуманная архитектоника работы, состоящей из трех разделов: общего, словарного и справочного, - позволила ей стать не только наиболее содержательным описанием теоретиче-ских и исторических особенностей китайской философии, но и подробнейшим справочником в этой области, охватывающим все основные словарные функции от именного и предметного указате-ля до хронологии, картографии и подробнейшей библиографии на всех основных языках. Иными словами, книга сочетает в себе луч-шие качества теоретической монографии, учебника и словаря, и при этом является художественным изданием, насыщенным ориги-нальными дизайнерскими решениями с использованием обширного иероглифического, иконографического, портретного и другого столь необходимого для синологии изобразительного материала, почерп-нутого, в частности, из редких китайских изданий. Такое блестящее сочетание оказалось возможным, потому что работа была построе-на на трех китах: на научных разработках крупнейших российских синологов, аккумулированных ведущим российским центром даль-невосточных исследований - Институтом Дальнего Востока РАН, на библиотечных фондах крупнейшей в стране Российской госу-дарственной библиотеки и на богатейшей полувековой издатель-ской традиции лучшего в нашей стране востоковедного издатель-ства «Восточная литература» РАН.

Коллективный труд создавался почти полтора десятка лет. В нем приняли участие все ведущие отечественные специалисты в соавторстве с китайскими коллегами, что позволило самым деталь-ным образом представить не только предмет, но и - рефлективно -достижения одной из старейших и наиболее развитых в мире сино-логических школ - отечественного китаеведения. Настоящий труд во многом - итог. И первый том итога, с одной стороны, свиде-тельствует, что российская наука сохраняет и продолжает наращи-вать мощный духовный потенциал вопреки всем объективным трудностям, делающим это, казалось бы, невозможным. С другой стороны, задает высокую планку для последующих томов. По смыс-лу и духу издание обращено в будущее, ибо ему суждено стать од-ним из столпов синологического образования и просвещения в на-шей стране. Хотелось бы, чтобы издание сохранило уровень «зачи-на» и не затянулось бы на десятки лет.


Описание: Энциклопедия освещает духовную культуру Китая. В ней рассматриваются такие ее аспекты, как философия, мифология, литература, язык, письменность, историческая мысль, военная мысль, наука, образование и искусство.

Том. 1. Философия. М.,2006. - 727 с.,ил.
Первый том энциклопедического издания «Духовная культура Китая» посвящен истории китайской философии с древнейших времен до наших дней. Он состоит из трех разделов. Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы китайской философии. В Словарном разделе представлены термины китайской философии, памятники философской мысли, философские школы и направления, доктрины, идеологические течения, движения, общества, персоналии китайских философов. Справочный раздел включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с перечислением написанных ими статей и список основных источников иллюстраций.

Том. 2. Мифология. Религия. М.,2007. - 869 с.,ил.
Том «Мифология. Религия» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с томом «Философия» (вышел в 2006 г.). Оба тома посвящены единому духовному комплексу философско-теологической мысли и религиозно-мифологического сознания, основанному на общей терминологической, текстологической и ритуально-литургической базе. Каждый том состоит из Общего, Словарного и Справочного разделов. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки, отражающие магистральные темы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, мифологемы, культы, ритуалы, духи, божества, школы, течения, канонические произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, указатели.

Том 3. Литература. Язык и письменность. М.,2008 - 855 с.,ил.
Третий том «Литература. Язык и письменность» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с двумя предыдущими томами: «Философия» (вышел в 2006 г.), «Мифология. Религия» (вышел в 2007 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. В настоящем томе два тематических блока - «Литература» и «Язык и письменность», каждый из которых делится на Общий и Словарный разделы. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и очерки, отражающие основные темы и проблемы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, литературные течения и направления, канонические и художественные произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, карты, лингвистические таблицы и указатели.

Том 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура. М.,2009 - 935 с.,ил.
Четвертый том «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с тремя предыдущими томами: «Философия» (2006 г.), «Мифология. Религия» (2007 г.), «Литература. Язык и письменность» (2008 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. Общий раздел настоящего тома содержит статьи, отражающие вынесенные в заглавие темы и проблемы затрагиваемой области в традиционном и современном Китае. В Словарном разделе представлены основные понятия, течения, школы историко-политической мысли, произведения, в том числе династийные истории и кодексы, персоналии. Значительное число статей посвящено творчеству китайских историков, биографиям императоров, известных исторических личностей, партийных и государственных деятелей. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологические таблицы, карты и указатели.

Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М.,2009 - 1087 с.,ил.
Пятый том «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» энциклопедии «Духовная культура Китая» отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало описание китайской науки в целом и большинства ее отраслей. Он отвечает широте традиционного понимания науки как охватывающей гуманитарные и естественные сферы, практические и псевдонаучные с современной точки зрения дисциплины (например, астрологию, алхимию, геомантию). Подобное понимание науки объединяет ее с философией и религией в синкретическое «учение», что неразрывно связывает данный том с предыдущими. Его архитектоника построена на оригинальном сочетании китайской и западной науковедческих моделей. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки. В Словарном разделе представлены основные понятия и категории, школы и направления, произведения и персоналии. Справочный раздел включает подробные указатели с иероглификой.

Том 6 (дополнительный). Искусство. М.,2010 - 1031 с.,ил.
Шестой (дополнительный) том энциклопедии «Духовная культура Китая» посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библиографические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России. В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения. Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы. В соответствии со своей спецификой том «Искусство» выделяется среди остальных большим объемом и количеством иллюстраций, особенно цветных.

Духовная культура Китая - самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 490 учётно-издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных востоковедных центров России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Улан-Удэ, Владивосток) под эгидой Института Дальнего Востока РАН и опубликована издательством «Восточная литература» в пяти томах в 2006-2009 годах.
Том 1: Философия.
Том 2: Мифология. Религия.
Том 3: Литература. Язык и письменность.
Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура.
Том 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
Том 6: Исскуство.

Описание томов:

Том 1: Философия
Первый том энциклопедического издания «Духовная культура Китая» посвящен истории китайской философии с древнейших времен до наших дней. Он состоит из трех разделов. Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы китайской философии. В Словарном разделе представлены термины китайской философии, памятники философской мысли, философские школы и направления, доктрины, идеологические течения, движения, общества, персоналии китайских философов. Справочный раздел включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с перечислением написанных ими статей и список основных источников иллюстраций.
Том 2: Мифология. Религия.
Том «Мифология. Религия» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с томом «Философия» (вышел в 2006 г.). Оба тома посвящены единому духовному комплексу философско-теологической мысли и религиозно-мифологического сознания, основанному на общей терминологической, текстологической и ритуально-литургической базе. Каждый том состоит из Общего, Словарного и Справочного разделов. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки, отражающие магистральные темы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, мифологемы, культы, ритуалы, духи, божества, школы, течения, канонические произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, указатели.
Том 3: Литература. Язык и письменность.
Третий том «Литература. Язык и письменность» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с двумя предыдущими томами: «Философия» (вышел в 2006 г.), «Мифология. Религия» (вышел в 2007 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. В настоящем томе два тематических блока – «Литература» и «Язык и письменность», каждый из которых делится на Общий и Словарный разделы. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и очерки, отражающие основные темы и проблемы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, литературные течения и направления, канонические и художественные произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, карты, лингвистические таблицы и указатели.
Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура.
Четвертый том «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с тремя предыдущими томами: «Философия» (2006 г.), «Мифология. Религия» (2007 г.), «Литература. Язык и письменность» (2008 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. Общий раздел настоящего тома содержит статьи, отражающие вынесенные в заглавие темы и проблемы затрагиваемой области в традиционном и современном Китае. В Словарном разделе представлены основные понятия, течения, школы историко-политической мысли, произведения, в том числе династийные истории и кодексы, персоналии. Значительное число статей посвящено творчеству китайских историков, биографиям императоров, известных исторических личностей, партийных и государственных деятелей. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологические таблицы, карты и указатели.
Том 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
Пятый том «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» энциклопедии «Духовная культура Китая» отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало описание китайской науки в целом и большинства ее отраслей. Он отвечает широте традиционного понимания науки как охватывающей гуманитарные и естественные сферы, практические и псевдонаучные с современной точки зрения дисциплины (например, астрологию, алхимию, геомантию). Подобное понимание науки объединяет ее с философией и религией в синкретическое «учение», что неразрывно связывает данный том с предыдущими. Его архитектоника построена на оригинальном сочетании китайской и западной науковедческих моделей. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки. В Словарном разделе представлены основные понятия и категории, школы и направления, произведения и персоналии. Справочный раздел включает подробные указатели с иероглификой.
Том 6: Исскуство.
Шестой (дополнительный) том энциклопедии «Духовная культура Китая» посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библиографические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России. В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения. Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы. Том является своеобразным итогом уникального научно-издательского проекта и неразрывно связан с уже вышедшими томами: 1. «Философия» (2006), 2. «Мифология. Религия» (2007), 3. «Литература. Язык и письменность» (2008), 4. «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» (2009), 5. «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» (2009). В соответствии со своей спецификой том «Искусство» выделяется среди остальных большим объемом и количеством иллюстраций, особенно цветных.