«Вовка в тридевятом царстве»

Провела воспитатель высшей квалификационной категории Бараова Римма Мухарбиевна

Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • умение сравнивать полоски по длине
  • упражнять в умении классифицировать предметы, определяя материал, из которого они сделаны;
  • закрепление характерных признаков времен года, дней недели

Коррекционно-развивающие:

  • расширение словарного запаса детей, продолжать развивать диалогическую речь
  • упражнять в умении подбирать к существительному прилагательное в роде числе, падеже;
  • развивать логическое мышление; слуховое внимание; конструктивную деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любознательность, наблюдательность; взаимовыручку самостоятельность

Оборудование: мультимедийное оборудование, полоски, мяч, карточки для дид. игры, мольберты

Ход. занятия

Воспитатель: Ребята, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте» .

А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте» ?

«Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.

У нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего. А теперь ребята отгадайте загадку

Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …

Дети: радуга

Воспитатель:

Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?

Воспитатель: у меня здесь лежат разноцветные конверты, которые соответствуют 7 цветам радуги. В каждом конверте задания, но нужно выбирать конверты в определённой последовательности. Знаете, как чередуются цвета радуги?

Воспитатель: Значит, вы готовы пройти сложный путь по всем дорожкам радуги, проверить свои знания, то чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу. Давайте, откроем первый конверт с заданием! Помогите мне, какой цвет конверта нужно выбрать первым?

Дети: Красный!

Воспитатель: отгадайте загадку

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: это время года весна.

(слайд) .

Воспитатель: ребята скажите какая весна?

Дети: Весна бывает долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, ранняя.

Воспитатель: а какие пословицы вы помните про весну?

Дети:

Грач на горе – весна на дворе.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний день – что ласковое слово.
Апрель с водой, а май с травой.

В марте мороз скрипуч, да не живуч.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельский скворец - весны гонец.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель богат водой, а май - травой.
Майская трава и голодного накормит.
Как в мае дождь, так будет и рожь.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот появилась первая дорожка радуги, а значит вы справились с этим заданием

(на мольберте по мере выполнения заданий появляются цвета радуги)

А теперь конверт какого цвета надо нам выбрать?

Дети: Оранжевый конверт.

Воспитатель: ребята, а какой он по счёту?

Дети: Второй конверт

(выбирают оранжевый 2 конверт) .

На экране появляется лес (слайд) .

Воспитатель: После долгой зимы всем взрослым и детям хочется отправится в весенний лес: подышать свежим воздухом, полюбоваться как оживает природа.

Но есть определенные правила поведения в лесу. Вот и следующее задание – «Что можно-чего нельзя в природе» .

(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились. Вот и вторая оранжевая дорожка радуги появилась. Ребята, а каким цветом, будет следующим дорожка радуги?

Дети: Желтым

Воспитатель: а по счету

Дети: Третьим

(выбирают желтый конверт) .

Воспитатель:

Витамины - ценные вещества,

Без них мы никуда.

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,

Нужно с витаминами дружить.

д/у «Какие вы знаете витамины, какую пользу они приносят нашему организму и в каких продуктах они содержатся?»

Дети подходят к столу на которых лежат карточки с изображением продуктов с витаминами А, В, С, Д, берут по одной карточке и рассказывают о пользе данного витамина.

1 – ребенок:

А – Витамин А. Очень важен для зрения и для кожи. Витамина А много в моркови, рябине, абрикосах и чернике.

2 – ребенок:

В – Витамин В. Помогает нам расти, быть сильными, очень важен для работы сердца, чтобы оно хорошо работало. Витамина В много в черном хлебе, геркулесе, орехах, зеленом горошке и мясе.

3 – ребенок:

С – Витамин С. Укрепляет наш организм, помогает бороться с простудами, восстанавливает силы после болезни и травм. Витамина С много в апельсинах, лимонах, шиповнике и петрушке.

4 – ребенок:

Д – Витамин Д. Его называют витамином роста, делает наши кости, ноги, руки крепкими, укрепляет зубы. Витамина Д много в рыбе, молоке, сыре и яйцах.

Воспитатель: с этим заданием мы тоже справились и появилась у нас какая дорожка.

Дети: Желтая.

Воспитатель: а следующая будет?

Дети: Зелёная.

Воспитатель: Открываем зеленый конверт.

Задание «Дни недели» .

Встали все в круг. Кому я бросаю мяч, тот отвечает на вопрос.

  • Сколько дней в неделе?
  • Назовите все дни недели.
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день был вчера?
  • Какой день идет за пятницей?
  • Какой день между воскресеньем и пятницей?
  • Какой третий день недели? Седьмой? Пятый?

Вот и зелёная дорожка появилась

Воспитатель: какой конверт выбираем теперь?

Дети: Голубой конверт.

Воспитатель: Пройдите ребята, за столы. Посмотрите у вас на столах лежат полоски разной длины. Посчитайте свои полоски, сколько их?

Воспитатель: а теперь разложите полоски от самой длинной до самой короткой. Назовите самую длинную полоску, которая она по счёту? и самая короткая?

Воспитатель: Открываем какой конверт?

Дети: Синий конверт

Воспитатель: Правильно синий конверт.

Д/игра «Что из чего сделано» .

Воспитатель: На столах лежат картинки с предметами, которые сделаны из разного материала. Вы должны разложить картинки с изображением предметов, которые сделаны из дерева, из пластмассы и из стекла.

(три мольберта)

Воспитатель: у нас остался один конверт, какой? …

Дети: фиолетовый.

Воспитатель: а что на нем нарисовано?

Дети: радужный скрипичный ключ.

Воспитатель: давайте мы споем песню «Радуга» .

Вот и появилась последняя дорожка радуги. Нет больше конвертов, а это значит, что мы прошли все дорожки радуги и выполнили все задания. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу! А сейчас я предлагаю вам проанализировать свое участие в сегодняшнем занятии. Кто считает, что он был активным, внимательным и справился со всеми заданиями выбирает себе красный круг, кто был менее активным, но справился со всеми заданиями выбирает зеленый круг, а кто считает, что он мало участия принимал, выбирает желтый. (анализ выбора детей) .

Весенние приключения не только для развлечения

Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей.

Задачи:

1) коррекционно- образовательные:

    Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

    Совершенствовать практические умения и навыки детей.

2) коррекционно-развивающие:

    Развивать грамматический строй речи;

    Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;

    Формирование самоконтроля за речью;

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

3) коррекционно - воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;

    Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Ход занятия

Логопед : «Золотые руки» - говорят про человека умелого, «золотая голова» - про человека умного. Давным-давно, в старину, губы называли уста. «Златоуст» - говорили про человека, который умел говорить ладно и складно, четко и ясно. По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. Все хотят быть златоустами. Но как этому научиться?

Мы с вами сегодня отправимся в сказочную страну Златоустию. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.

А перед дальней дорогой давайте разомнём наши пальчики.

(Упражнение с шариками Су Джок)

Вспомним наше правило: Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво. Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
Всё чётко и внятно,
чтоб всем было понятно.

Вспоминаем обязательно что учили на занятиях.

Логопед:

В некотором царстве, з вуко–государстве,

Жили – не тужили, с Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА, Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ, Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ, Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

(Одновременно выставляются фигурки Звуковых феечек).

Логопед:

Молодцы ребята! Нас приветствуют Феи звуков, вы готовы отправиться в путешествие и выполнить их задания?

Дети : Да!

Логопед: Тогда пора в путь, а путь наш будет проходить через сказочный весенний лес.

Логопед: Вот мы и на лесной полянке. Сейчас сядем, отдохнём, выполнять задания начнём (дети проходят на свои места).

Назовите весенние месяцы? А какой сейчас месяц идёт?

Скажите, без чего не может быть весны? (Весны не может быть без таяния снега, ручейков, капели, прилёта птиц, набухания почек, травы, первых цветов, появления насекомых).

Логопед: Посмотрите, у нас тоже здесь бабочки – красавицы. Они хотят с нами поиграть. (Дыхательная гимнастика с тренажёрами «Цветы» и «Бабочки»).

Летела бабочка, летела. Устала, на ладошку села. Немного посидела, отдохнула, Оправилась и мигом упорхнула.

Логопед: А чего не может быть весной? (Весной не может быть листопада, снегопада, сбора урожая, купания в речке).

Закончите предложение словом «весна»:

Мы ждали (весну). Долго не было (весны). Мы рады (весне). Мы сняли тёплую одежду (весной). Мы любим (весну). Куда пришла весна? (Весна пришла в лес).

В лесу растёт много … деревьев. (Логопед выставляет картинки деревьв) .

Не одна берёза, а много … (берёз) и листья у них … (берёзовые).

И т.д. со словами сосна, ель, дуб, клён, липа, осина.

Логопед: Весной у зверей появляются … (детёныши).

Давайте их назовём. Д/И «Мамы и детки».

А теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».

Сравните медведя и зайца.

Медведь большой, а заяц … (маленький).

Медведь смелый, а заяц … (трусливый).

Медведь неуклюжий, а заяц …. (шустрый).

Физкультминутка - весёлая разминка « Есть у нас игра такая» .

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп - другая Хлопки в ладоши.

Правой левую ладошку

Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам

Вверх ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой.

По коленкам - шлеп,

шлеп, шлеп Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай. Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной

Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью.

Справа - можем,

слева - можем!

И крест- накрест руки сложим! Поколачиванuе по груди.

И погладим мы себя,

Вот какая красота! Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.

Логопед : Дальше на нашем пути - город Звукоград, где живут звуки.

Давайте попробуем отгадать, какие звуки живут в этом замке? (Дети по артикуляции определяют).

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Дети : Это гласные звуки.

Логопед : Почему их так называют?

Дети: Потому что их можно петь, тянуть. Они произносятся с помощью голоса. Во рту нет преграды для воздуха. Обозначаются красным цветом.

Логопед: А какие звуки живут в этом замке?

Дети: Согласные звуки.

Логопед: Почему они так называются?

Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.

Логопед: Вам задание от Феечек Звукограда. Ну, усаживайтесь на свои места. Заниматься начинаем. Время даром не теряем.

Перед вами карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы определить первый звук в слове. И какой это звук: гласный, твердый или мягкий согласный и обозначить его соответствующей фишкой. (Дети выполняют задание самостоятельно).

Логопед: Молодцы! А теперь разделите ваше слово на слоги.

Логопед: Много времени прошло с тех пор, как поселились в этом волшебном городе звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды, появился здесь волшебник из другого королевства. Ему так понравился этот город, что он захотел поближе познакомиться с его жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву.

О братите внимание, у вас на столе есть буква, это заглавная буква вашего имени. Украсьте вашу букву разноцветными камешками.

Логопед: Молодцы. Справились со всеми заданиями!

Логопед : Есть на свете интересная страна -

Златоустье называется она.

Там чудесный город, Звукоград

В гости приглашает всех ребят.

Звуки в нём живут от А до Я,

Их большая, дружная семья.

Если хочешь азбуку узнать,

А, быть может, златоустом стать,

То тогда, дружочек, не ленись,

Ты со звуками скорее подружись,

Поспеши скорее в Звукоград,

Каждый звук тебе здесь будет рад! Логопед: Феи благодарят вас и дарят вам в подарок ваши буквы.

Камаева Елена Викторовна,

учитель-логопед

МАДОУ д.с.№39 города Тюмени

Цели:

Образовательные:

Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

Закрепить употребление в речи антонимов;

Образование множественного числа существительных;

Употребление обобщающих слов;

Словообразование: детеныши животных в единственном и множественном числе и образование прилагательных от имен существительных (яблоко – яблочный);

Употребление предлогов;

Развитие фонематического слуха;

Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных имен;

Совершенствование связной речи;

Развитие речевой коммуникации, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Воспитательные:

Развитие умения выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;

Формирование таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Ход праздника.

Вступительное слово.

Уважаемые родители и гости! Сегодня мы пригласили Вас на праздник, показать чему мы научились за учебный год. Встречаем команды! Команда девочек «Умницы», команда мальчиков «Умники». Под веселую музыку и аплодисменты родителей входят дети и встают напротив друг друга. Команды приветствуют друг друга: команде девочек – привет! Команде мальчиков – привет!

Логопед объясняет правила игры : отвечает тот, кого спрашивают, слушаем друг друга, не расстраиваемся и не обижаемся. В каждом конкурсе участвуют по несколько детей, результаты каждого конкурса оценивает компетентное жюри в составе: старшего воспитателя и логопеда.

Ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и вместе со мной говорим:

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Начинаем с веселой разминки. ( СЛАЙД 2 -3)

Дети встают в круг. Уважаемые родители присоединяйтесь к нам.

Л: Чтобы четко говорить, нам нужны помощники. Что нам помогает произносить звуки?

Д: губы, зубы, язык

Л: А еще конечно пальчики. Разомнем их вспомним пальчиковую игру «Домик»

Под грибом – шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком) .

Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) .

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) .

А на нем – дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки).

Рядом – стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) .

На столе – тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) .

И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

Л: Пальчики мы подготовили к работе, а как мы подготовим язычок?

Д: гимнастикой для язычка (выполняем артикуляционную разминку Упр. « Лошадка-Дятел»)

Артикуляционная сказка ( заборчик, дудочка,

Л: Нам понадобятся острые уши. Сколько я раз постучу в бубен, столько вы:

Похлопайте в ладоши,

Попрыгайте на двух ногах,

Погладьте соседа по плечу.

Молодцы! Разминка закончилась. Соревнование начинается!

1-й конкурс. (Слайд 5-8)

«Четвертый лишний»

Участвуют по 2 человека из каждой команды. Задание.

Из 4 картинок найти одну лишнюю и объяснить, почему она лишняя .

Репка, свекла, груша, морковь.

Ответы детей: «Лишняя груша, потому что она – фрукт, а все остальные овощи».

Набор картинок.

Кот , лиса, волк, заяц.

Ворона, синица, курица, дятел.

Стакан, кастрюля, чайник, стол.

Свинья, медведь, коза, лошадь.

Пальто, сапоги, туфли, ботинки.

Кепка, свитер , шапка, панама.

Колокольчик, дуб , ромашка, василек.

2-й конкурс. «Помоги маме найти своих детенышей» (Слайд 9-14)

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Детям раздаются картинки с «мамами»: коза, корова, собака, кошка, овца, лошадь, свинья, крольчиха.

Выходят по 3 человека из каждой команды, находят детенышей и называют: коза, козленок, козлята.

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

3-й конкурс. «Варенье для Карлсона» (отдельная презентация)

Логопед выставляет на доску картинки фруктов и ягод: клюква, апельсин, ананас, черника, клубника, яблоко.

- «Что выставляю на доску?» – ответы детей.

Участвуют по 3 человека от команды.

- «Какой сок из апельсина?» – апельсиновый и т.д.

Подведение итогов конкурса.

4-й «Конкурс капитанов».

Задание: собрать разрезную картину и ответить по ней на вопросы.

Картинка: времена года

Какое время года идет за зимой?

Назовите весенние месяцы?

Какое время года следует за весной?

Назовите летние месяцы?

Подведение итогов конкурса.

5-й конкурс «Мама поиграй в мои любимые игры со звуками»

Поиграй в игру «Один - много».

Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: один шаг, два шага, три шага, четыре шага, пять шагов.

Изменяй предложения. Пример: Я шевелю ногами.

Он шевелит ногами. Она шевелит ногами. Мы шевелим ногами. Вы шевелите ногами. Они шевелят ногами.

1) Я мою шею.

2) Я надену шубу и шапку.

3) Я покупаю шампунь.

4) Я нюхаю шиповник.

«У ГНОМИКА» (НАЗОВИ ласково)

корова - коровка

коробка - ...

дорога- ...

пирамида - ...

подарок-...

пирожок - пирожочек

творог -...

сарафан -...

Доскажи слово в рифму.

Ра-ра-ра, на рукаве...

Ра-ра-ра, на дубе толстая...

Ро-ро-ро, воробьиное...

Ру-ру-ру, быстро скачет...

Ру-ру-ру, мама штопает...

Ры-ры-ры, в лесу летают...

Ры-ры-ры, на ниточках...

Слова: дыра, кора, перо, кенгуру, дыру, комары, шары.

«ОНА И ОН»

Она пела и он..пел, спала, летала, уснула, скакала, подняла, боднула, звонила, надула, чихнула, сказала.

Подведение итогов конкурса.

6-й конкурс для родителей.

Задание: родители девочек подбирают как можно больше слов - какие девочки? Умные, добрые, милые и т.д.

Мамы мальчиков – какие мальчики? Смелые, задирис тые, шумные и т.д.

Подведение итогов конкурса.

7-й конкурс «Повтори за логопедом».

Две козы и два бизона потоптали все газоны. (Огрызко Марина)

На праздничной рубашке розы и ромашки (Артем)

Короед грызет кору, прогрызает он дыру (Соня)

Червяк забрался на старый чердак (Рита)

Грушу Гриша грыз на крыше (Лиза)

Пес Барбос совсем раскис, дам ему ирис «Кис-кис» (Саша Деева)

Хороши у бабушки пышные оладушки (Катя)

Шапка и шубка вот и весь мишутка (Степа)

Миша и паша шайбу гоняют, Маша и Даша им не мешают (Саша Пазий)

У моей машины новенькие шины (Семен)

Ра-ра-ра-высокая гора (Илья)

Круглая горошина в огороде брошена (Настя)

Ул-ул-ул- ветерок подул (Денис)

Подведение итогов, награждение детей медалями и дипломами (Выпускнику старшей логопедической группы за успешное усвоение программы) за хорошие знания, старание, трудолюбие и умение дружить.

Ничего на свете лучше нету,

Чем друзьям отпраздновать победу.

Потому, что дружба – это сила.

Сегодня у нас дружба победила!

«Весь год трудились не только дети и родители. Для Вас дети тоже приготовили медали. На них написано: «За терпение, труд и понимание»».

Торжественное награждение родителей (медали вручают сами дети).

А сейчас все дети садятся за столы и обводят солнышко, которое вы подарите маме и скажете, как вы ее сильно любите.

Интернет -ресурсы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Комплексные конспекты

Итоговое занятие в старшей логопедической группе ОО Познание «Помоги Лесовичку»

Плахтиенко Олеся Викторовна, воспитатель МДОУ д/с №16 «Колокольчик» г. Георгиевск

Цели: Обобщить знания детей по математическому развитию, закрепить прямой и обратный счёт до десяти, названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, шар, куб, цилиндр) ; закрепить умение образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий») , антонимы наиболее распространённых понятий («узкий», «длинный», «высокий») ; повторить знаки «больше-меньше» и «равно», развивать умение уравнивать множества разными способами; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, внимательность, желание оказывать помощь.

Оборудование: персонаж - доктор Айболит, птички с номерами от 1 до 10, зверята без хвостов и отдельно хвосты, мяч, геометрические фигуры, изображения обитателей пруда, знаки «больше», «меньше», «равно», чистые листы - «полянки», изображения обитателей луга для вырезания и наклеивания, клей, клеёнка, краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки.

Ход образовательной деятельности.

Дети играют. Открывается дверь группы, появляется Доктор Айболит.

Здравствуйте, ребята! Я Доктор Айболит. Я пришел к вам сегодня, чтобы попросить вас о помощи. Ребята, в лесу беда, заболел Старичок-Лесовичок, и теперь некому присмотреть за лесом, навести в нём порядок. Бедные лесные зверята, бедные цветочки и деревья остались совсем одни. Ребята, Старичок-Лесовичок очень просит вас помочь ему, последить за порядком в лесу пока он в больнице. Вы поможете? Вот спасибо, я ему передам!

Айболит уходит.

Воспитатель.

Вот какая неприятность приключилась. Нужно скорее отправляться в лес и помочь его жителям. Вы готовы? Молодцы! А чтобы выйти на опушку леса, нужно стоя у дверей сделать 4 шага вперёд, повернуться налево и сделать ещё 5 шагов. Вот мы и очутились на лесной опушке. Здесь на высоком дереве живут маленькие птички. Но что это, где же птички. Да вот же они все слетели вниз. Ребята, посмотрите, а что это написано на птичках? Правильно цифры. У Лесовичка все птички сидели на своих местах, а теперь они перепутались. Давайте поможем им, рассадим их на ветке друг за другом.

Дети рассаживают птичек по номерам от 1 до 10.

Молодцы, ребята. Кто назовёт все номера, надо проверить, вдруг мы где-то ошиблись. А кто сможет назвать все цифры наоборот? Молодцы, я думаю, Лесовичок будет очень доволен. Ну что-ж, идём дальше. Чтобы пройти на следующую полянку, нужно повернуться направо и сделать 4 шага вперёд.

Вот это да, мы с вами оказались в лесной школе! Здесь и книги у Лесовичка и игры разные. А вот и сами ученики. Но что это с ними случилось ребята?

У них нет хвостов.

Правильно. Зверята так расшалились, что растеряли все хвосты, а теперь не знают, где чей хвостик, все хвосты перепутались. Поможем им найти свои хвостики?

Воспитатель показывает хвост, спрашивает у ребёнка, чей это хвост, ребёнок называет, берёт его и прикладывает к животному. Ответы детей - «Это лисий хвост» (волчий, заячий, медвежий, беличий) .

Молодцы, ребята. Но посмотрите сюда, зверята не только хвосты перепутали, они ещё и на полке всё разбросали. Как вы думаете, что стояло на этой полке? Правильно, геометрические фигуры. Посмотрите, у Лесовичка здесь даже висит подсказка, как расставить фигуры на полке. Давайте расставим с вами все фигуры по порядку. Молодцы! Давайте проверим, назовите фигуры. (Воспитатель спрашивает детей, показывая на фигуру, дети называют) . А скажи, Полина, какая фигура стоит первой? Саша, какая фигура стоит четвёртой? Настя, каким по порядку стоит цилиндр? Моника, какая фигура находится между кругом и прямоугольником? Витя, какая фигура стоит перед треугольником? Молодцы, ребята, мы с вами навели порядок в лесной школе. А теперь идём дальше.

Ну вот, и здесь непорядок, мяч под ногами валяется, кто же его бросил, наверное непослушные волчата, ну что же, они мяч бросили, а нам он очень даже пригодится. Ребята, а давайте мы с мячом немножко поиграем.

Дети встают в круг.

Я знаю интересную игру. Она называется «Скажи наоборот» Поиграем?

Воспитатель называет понятие, ребёнок говорит наоборот. Например:

«Дерево толстое, а ветка тонкая; гольфы длинные, а носки короткие; дорога широкая, а тропинка узкая; кран высокий, а дом низкий; детский сад близко, а Африка далеко; ночью темно, а днём светло; море большое, а капля маленькая; улитка медленная, а заяц быстрый; кирпич тяжёлый, а пёрышко лёгкое; мальчик молодой, а дедушка старый; стул твёрдый, а подушка мягкая.»

Молодцы, понравилось вам играть? И мне тоже понравилось. Давайте мяч на полянке положим, чтобы его зверята потом нашли и пойдем дальше. Ребята, посмотрите, мы пришли к лесному озеру. Кто живёт в озере? Дети называют. Ребята, Старичок-Лесовичок всегда следит за порядком в озере и каждый день пересчитывает его обитателей. Давайте и мы с вами их посчитаем. Настя, кого больше, синих рыбок или черепашек? (3 и 2) Как ты узнала? Сколько рыбок? Сколько черепашек? Обозначь, пожалуйста, знаком. Молодец! Саша, посчитай раков и жёлтых рыбок (4 и 6) , и обозначь знаком кого больше, а кого меньше. Моника посчитает полосатых рыбок и улиток (4 и 5) . Витя посчитает жуков-плавунцов и окуней (6 и 7) . Полина посчитает щук и уточек (1 и 3) .

Молодцы, все знаки правильно расставили. А теперь подумайте, ребята, как сделать так, чтобы ваших обитателей стало поровну. Попробуй, Настя. Правильно, нужно прибавить ещё одну черепашку и теперь рыбок и черепашек стало поровну. Теперь, наверно и знак нужно поменять?

Дети прибавляют или отнимают фигурки и меняют знаки на «равно».

Какие вы молодцы, теперь и в лесном озере всё в порядке. Ну что ж, идём дальше.

Дети и воспитатель подходят к столу, на котором разложены краски, карандаши, фломастеры, ножницы, клей и пустые листы - полянки с травкой по краям. Воспитатель обращает внимание детей на пустые листы.

Ребята, вы знаете, что это такое? Это же любимая полянка Лесовичка. Он мне много про неё рассказывал, здесь на полянке росли и грибочки и цветы и ягодки и бабочки летали, а теперь смотрите, ничего нет. Ребята, давайте порадуем Лесовичка, расставим всё на полянке, как он любит. Посмотрите, что здесь есть. Мы можем нарисовать красками, карандашами, цветными мелками, а можем вырезать и наклеить предметы на полянку. Выбирайте сами, что вам больше нравится. А теперь слушайте внимательно. Старичок-Лесовичок мне рассказывал, что посередине его полянки рос красивый жёлтый цветок. Давайте нарисуем его. В правом верхнем углу полянки рос грибок с коричневой шляпкой. В левом верхнем углу жил синий жучок. В правом нижнем углу росла красная ягодка, а в левом нижнем углу сидела оранжевая бабочка. Закончили? Какие красивые полянки получились, я думаю Лесовичок будет очень рад.

Стук в дверь. Снова появляется Доктор Айболит.

Ребята, Старичок-Лесовичок выздоровел и скоро отправится в свой лес.

Воспитатель.

А мы с ребятами навели в лесу порядок. Правда, ребята? Расскажите доктору, что мы с вами делали.

Доктор Айболит.

Какие молодцы! Лесовичок благодарит вас за помощь и дарит вам лесные раскраски.

Воспитатель.

Доктор Айболит, а ты передай Лесовичку от нас эти красивые полянки. До свидания! Ребята, а мы с вами пойдём гулять и там вы сможете раскрасить свои картинки.

Фронтальное итоговое логопедическое занятие в старшей группе « Путешествие в страну Гномию».

Цель : систематизирование знаний, умений и навыков.

Задачи:

Коррекционно – образовательные : учить детей грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов; составлять схемы предложения и определять количество слов.

Коррекционно – развивающие : совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Коррекционно – воспитательные : воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим), умение работать в коллективе.

Оборудование:

    Звуковые замки (красного, синего и зелёного цвета).

    Предметные картинки, подносы.

    Игрушка гном.

    Дерево с картинками.

    Паровозик

    Большой и маленький мячи.

    Шапочки – колпачки.

    Кружки (красного, синего и зелёного цвета).

Ход занятия.

Логопед : раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (дети встают вместе с логопедом в круг, звучит лирическая музыка).

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через ротик все обиды и огорчения. (дети делают вдох и выдох три раза).

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинцем – вот так(показать детям как правильно держать мячик). Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро. Оля! Доброе утро, Саша! И т. д.

Логопед. Доброе утро, дети. А теперь занимайте свои места за столами. (дети садятся).

Логопед . Ребята, я пришла к вам не одна а вместе с моим другом Мудрым гномом. Его привела к нам беда, о которой он сам вам расскажет.

Гном . Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мудрый гном. Я живу в стране Гномии. Её населяют множество маленьких – гномов. Жили мы всегда дружно и радостно, пока над Гномией не пролетела злая волшебница. Она натворила массу бед: поссорила друзей, превратила добрых жителей в злых, перепутала всё. Теперь у нас нет счастья, нет дружбы, нет прежнего порядка. Я пришёл к вам, потому что вы умники и умницы. Прошу вас помочь мне навести порядок в моей стране.

Логопед . Ребята, хотите помочь Мудрому гному?

Дети. Да!

Логопед . Тогда, чтобы попасть в Гномию, вам надо превратиться в гномиков.

Ну – ка, глазки, закрывайтесь,

Дети, в гномов превращайтесь!

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду в гномов превращать!

(звучит таинственная музыка, во время которой логопед помогает детям надеть на голову шапочки – колпачки)

Логопед. Вот мы и превратились в гномов. Ну что же, пора отправляться в путь. Путешествовать мы будем на этом волшебном паровозике. Поехали! Вот мы в стране Гномии. Дети, что это перед нами?

Дети . Замки.

Логопед. Это замки, в которых живут гномы Звуковички. Раньше они дружили, пока не пролетела злая волшебница. После этого они стали ссориться, потому что никак не могут поделить картинки. Хотите их помирить?

Дети . Хотим.

Логопед. Но сначала давайте вспомним: какие звуки живут в Красном замке?

Дети . Гласные.

Логопед . Назовите их.

Дети . «а», «у», «и», «о», «э».

Логопед . А в синем?

Дети . Твёрдые согласные: «п», «т», «р» …

Логопед . А в зелёном?

Дети . Мягкие согласные: «пь», «рь» и т.д.

Логопед . Выберите картинки, которые начинаются с гласного звука, Красному Звуковичку, с твёрдого согласного – Синему, а с мягкого согласного - Зелёному.

(дети по очереди берут картинки и помещают их в Замки, каждый раз объясняя свои действия)

Логопед . Гном Злючка, заколдованный феей, стал плохие дела. На этот раз он разобрал рельсы. И нашему паровозику не проехать дальше. Что делать? Мы сможем уговорить Злючку починить рельсы. Если выполним его задание: определим в названии картинок первый и последний звук.

(дети берут с подносов картинки, называют их и определяют первый и последний звуки)

Логопед. Мудрый гном предлагает нам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка.

Игра «Кто что делает?»

Логопед. Дети, сейчас я вам буду бросать мяч и называть разных животных, птиц, а вы, возвращая мне мяч, скажете, что они умеют делать? Например: собака – бегать, лаять… (дети играют).

Логопед. Дети, что за дерево у нас на пути? Да это непростое дерево, оно заколдовано феей, на нём растут листочки, а картинки. Это дерево охраняется гномом Птицей. Птица пропустит нас, если мы каждое слово поделим на слоги и определим количество слогов.

(дети выполняют задание)

Логопед. На самой границе страны Гномии злая фея засыпала камнями дорогу, и нашему паровозику преградила путь. Камни исчезнут с дороги, если мы «починим» предложения, в которых фея от злости перепутала все слова, и составим схемы предложений.

«Белка, жить, лес, в». (Белка живёт в лесу.)

«Кошка, мышка, ловить». (Кошка ловит мышку.)

«Дети, яблоки, собирать, спелый». (Дети собирают спелые яблоки).

Логопед . Чтобы колдовство злой феи навсегда исчезло, нам нужно выполнить ещё одно задание: составить схему слова «гном».

(дети составляют схему, используя цветные кружки)

Логопед. Вот теперь колдовство злой феи навсегда покинуло страну Гномию. Заканчивается наше путешествие, паровозик доехал до границы Гномии. Мудрый гном хочет попрощаться с нами.

Гном. Спасибо вам, друзья, за то, что вы помогли жителям моей страны восстановить порядок, помирить друзей. Злых гномов опять превратить в добрых. До свидания, мои дорогие!

Логопед . А нам пора превращаться в детей и возвращаться домой.

Раз, два – повернись

И в ребят превратись!

Вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать? Что больше всего вам запомнилось? В кого вы превращались? Как вы помогали гномам? Что вы делали? (дети отвечают на вопросы).

Логопед . Дети, мне очень как вы помогали гномам. Будьте всегда добрыми и приходите на помощь всем, кто в ней нуждается.