Образец. Самоанализ занятия в детском саду. Самоанализ занятия в подготовительной группе Анализ занятия по грамоте детском саду

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по предмету «Развитие речи и обучение грамоте» в средней группе МДОУ детского сада «Солнышко».

Тема: «Мебель для домика на крыше».

Воспитатель: Трифонова Алина Александровна.

Краткая характеристика группы.

Моя группа называется «Незнайка». В ней 25 человек, из них 12 девочек и 13 мальчиков, в возрасте от четырех до пяти лет. Набор группы проходил в 2011 году, поэтому дети уже прошли адаптацию к воспитателям и друг другу.

Все дети разные: есть спокойные, сдержанные, хорошо идут на контакт с взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные, гиперактивные, со своими психологическими особенностями. В процессе образовательной деятельности кто-то из детей быстро включается в работу, а кому-то надо больше времени, чтобы настроиться.

Группа большая по количеству детей, поэтому непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам, а также провожу индивидуальную работу.

Место данного занятия в системе занятий, тип занятия.

Тип занятия – повторение и закрепление знаний. На предыдущем занятии дети знакомились с предметами мебели, их назначении; из какого материала делают мебель; знакомились с профессией столяр.

Формирование целей и задач.

Развитие речи и обучение грамоте – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний психический процесс.

Вашему вниманию было представлено занятие по развитию речи и обучение грамоте, которое было разработано в соответствии с ФГТ, в ходе которого произведена интеграция следующих образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация.

Цель моего занятия: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.

Для достижения цели я поставила себе следующие задачи:

Коммуникация: Уточнение и обогащение словаря; развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. . Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Познание: Закреплять представление о предметах мебели, их назначении и свойствах; как правильно ухаживать за мебелью. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать их мышление, воображение.

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей. Развивать самостоятельность, активность. Закреплять умения и навыки конструктивной деятельности.

Чтение художественной литературы: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию » с текстом.

Труд: Продолжать расширять представления детей о профессиях (столяр). Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых. Формировать умение доводить начатое дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

Социализация: Формировать умение вести диалог. Побуждать детей сопереживать знакомым сказочным героям; воспитывать стремление быть полезными для окружающих. Закреплять представления о правилах и формах культурного и доброжелательного отношения к людям. Стимулировать детскую игровую самостоятельность.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.

Были продуманны условия:

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Выбор структуры занятия.

Структура и содержание занятия на повторение и закрепление соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение знаний полученных на прошлом занятии; подведение итогов.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – отгадать, кто будет в гостях (загадка).

На следующим этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. Для подготовки артикуляционного аппарата был проведен комплекс артикуляционной гимнастики. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию со сказочным персонажем. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.

Третий этап – повторение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Ходили в мебельный магазин, использовала наглядность, художественное слово. Детям было предложено перевоплотиться в мастеров мебельной фабрики и создать свой предмет мебели. Перед работой провела комплекс пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире». Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.

Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Используемые формы и методы работы.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:

Игровые

Сюрпризность

Создание игровой ситуации

Воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

Разговор, беседа

Вопросы

Использование художественного слова

Напоминание, пояснение

Обучение правильной артикуляции

Педагогическая оценка.

Практические

Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Моделирование

Наглядные

Демонстрация пособий

Иллюстрационный материал

Оценка результативности деятельности .

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


Самоанализ.

    Тема занятия «Что мы знаем и умеем»

    Образовательная область «Коммуникация»

    Образовательные: Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении звукового анализа; закреплять умение работать в прописях; делить слова на слоги,

    Развивающие: Развивать логическое мышление, связную речь; развивать мелкую моторику пальцев рук

    Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал картины «Весна», «Курица», «Утка», раздаточный фишки для звукового анализа, карточки с картинкой, простые карандаши. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно.

    Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию участие в конкурсе.

    Для решения первой задачи я использовала следующие методические приемы артикуляционная гимнастика, художественное слово: загадки, дидактические игры «Хитрые загадки», Родственники», использование демонстрационных картин и карточек.

    Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий

    Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка, я постоянно следила за посадкой детей.

    В процессе занятия дети были активны.

    Сохранялся интерес.

    Были внимательны.

    Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться вспомнить какие задания мы выполняли.

    Смогла создать ситуацию успеха.

ВЫВОДЫ: - Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Самоанализ НОД

    Тема занятия ……………………….

    Образовательная область…………………………………………

    Длительность………………………….. /соот. требованиям САНПИНа / ИЛИ /не соот. требованиям САНПИНа/ Причины………………………………………….

    В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

    Образовательные ……………………………

    Развивающие ………………………….

    Воспитательные …………………………..

    Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал……………………………………., раздаточный……………………………………………. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и т.д. ИЛИ почему не сработал?………………………………………………………………………………..

    Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию…………………………………………………….. ИЛИ создала проблемную ситуацию……………………………………………………..

    Занятие состояло из /трех, четырех, пяти и т.д./ частей Первая……………………, Вторая……………………, Третья ……………………

    Для решения первой задачи я использовала следующие методические приемы………..они помогли мне ……………… ИЛИ ………………

    Для решения второй задачи я использовала следующие методические приемы………..они помогли мне ……………… ИЛИ…………… и т.д.

    Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому предложила детям следующие игры…..? использовала следующие игровые приемы…..?

    В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

    Работа малыми подгруппами …………ГДЕ?

    Работа в парах …………ГДЕ?

    Работа коллективная …………ГДЕ?

    Индивидуальная в …………ГДЕ?

    На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.

    Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий…………………

    Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована /динамическая пауза? физкультминутка?/, я постоянно следила за посадкой детей…..

    В процессе занятия дети были активны … ИЛИ?

    Сохранялся интерес…. ИЛИ?

    Были внимательны…..ИЛИ?

    Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему…..? Смогла создать ситуацию успеха.

ВЫВОДЫ: - Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия ИЛИ тема не соответствует содержанию потому что…

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи… ИЛИ Мне не удалось реализовать задачу……………., потому что………. В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую ………

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

Программное содержание

— учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;

— закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;

— развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;

— выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;

— развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.

Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада

Вводная часть

Девиз нашего занятия —

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Гимнастика для глаз

Глазки делают упражнения,

влево — вправо, влево — вправо

Затем вверх — вниз, вверх — вниз

Теперь щурим глаза как кошечка

И закрываем глазки.

Раз — смотрю вдаль,

Два — ладошками закрываем глаза.

Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Чистим зубки язычком — верхние и нижние.

Покажем свои зубки.

Улыбка – сердитое выражение лица.

Вкусное варенье (губами).

Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:

Ра-ра-ра — начинается игра;

Ро-ро-ро — несем ведро;

Ру-ру-ру — продолжаем игру;

Ри-ри-ри — в небе снегири;

Ар-ар-ар — загудел комар.

Основная часть занятия.

Волшебный сундучок — рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).

Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..

Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).

Физкультминутка

Дидактическая игра «Дождевая тучка»

Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.

Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.

Четко произносить это название с ударением на данный звук.

Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».

Повторный звуковой анализ слова ау.

Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.

Заключительная часть.

Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.

Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.

Виктория Спиридонова
Самоанализ занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

по теме «Звук и буква Ш»

Данное занятие посвящено закреплению звука Ш и знакомству с буквой Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского сада. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения и перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и индивидуальные возможности каждого ребёнка.

В подготовительной группе занимаются с логопедом 20 детей. Из них 9 детей имеют речевое заключение ОНР 3 уровня, 6 детей – дизартрию разной степени сложности и ОНР 3 уровня синдром дизартрии и 2 ребёнка ОНР 2-3 уровня.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель: закрепить знания о звуке Ш и познакомить с буквой Ш;

Задачи: корекционно-образовательная:

дать детям понятие о механизме образования звука Ш;

корекционно-развиваюшие:

автоматизировать у детей звук Ш в словах, слогах и предложениях;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

развивать фонематический слух и восприятие;

развивать умения выделять в словах первые звуки и из них составлять слово;

развивать навыки звукобуквенного разбора слов;

формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

корекиионно-воспитательная:

воспитывать интерес к занятию, умение слушать друг друга и педагога.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.

Для получения более высоких результатов деятельности детей была подготовлена презентация, составленная по авторскому конспекту. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Познакомившись со шмелёнком, дети выполняли вмести с ним различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли наличие звука Ш в словах, затем определяли место звука Ш в словах (начало, середина, конец, исправляли речевые ошибки педагога, читали слоги со звуком Ш, выполняли звукобуквенный разбор слов (шум, машина) и составляли слово из первых звуков заданных слов.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на пальчиковые игры и задания в тетрадях. В занятие была также включена музыкальная физминутка «Друзья», которая отражала воспитательную задачу занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки на слайдах, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Публикации по теме:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Путешествие в страну звуков и слов» Ход занятия: «Становись скорее в круг Ты мой друг и я твой друг! Крепче за руки возьмись И друг другу улыбнись!» Как красиво вы улыбаетесь,.