Храм Успения Пресвятой Богородицы. Томск. Образована томская епархия русской православной старообрядческой церкви

Епископ Григорий: «Старообрядцев власти стараются не замечать»

В октябре 2015 года учредил Томскую старообрядческую епархию и утвердил кандидатом в архиереи настоятеля томского прихода священноинока Григория (Коробейникова). Почему Собор принял такое решение? Как изменит жизнь томских старообрядцев образование епархиального центра? Кто может стать старообрядцем? И что представляет собой современное старообрядчество Томска? Об этом и многом другом в интервью tomsk.ru рассказал новопоставленный епископ Григорий (Коробейников).

Справка : Епископ Григорий (Геннадий Васильевич Коробейников) родился 8 сентября 1948 года в городе Ижевске Удмуртской АССР в старообрядческой семье. Учился в техникуме пищевой промышленности, после окончания которого служил в Советской армии. После демобилизации работал на заводе и был прихожанином старообрядческого храма Ижевска. В 1971 году венчался. В 1976 году был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма саратовской общины, а в 1986 возглавил томский старообрядческий приход. В 1993 году был возведен в сан протоиерея. В 2014 году овдовел. В 2015-м принял монашеский постриг и был избран епископом на воссозданную Томскую кафедру. Воспитал девять детей и 28 внуков.

В конце октября Освященный Собор образовал Томскую старообрядческую епархию. Чем было мотивировано это решение?

Точнее будет сказать, Собор возродил Томскую епархию. Если мы обратимся к истории, то Томская епархия была организована Освященным Собором Старообрядческой церкви в 1925 году. До этого была Томско-Алтайская епархия, а еще раньше — Томско-Сибирская. Все это время кафедра епископа находилась в Томске. В годы советской власти все это было утрачено. В 1993 году образовалась единая Сибирская епархия с центром в Новосибирске. Она простиралась от Урала до Тихого океана, включала Среднюю Азию. Окормлял всю эту епархию один епископ — владыка Силуян. По мере укрепления старообрядчества на этих землях из большой Сибирской епархии были выделены Иркутско-Амурская и Хабаровско-Дальневосточная самостоятельные епархии. И вот пришло время нашей Томской епархии. Волею Божией на Освященном Соборе было принято решение о возрождении Томской епархии с кафедрой в городе Томске.

Что сегодня представляет собой новообразованная епархия?

Новообразованная епархия представляет собой обширную территорию, включающую в себя целые области, края и республики. В нее входят Томская и Кемеровская области, Красноярский край, республики Тыва и Хакасия.

Какие трудности в управлении такой епархией могут возникнуть?

Будем надеяться, и молиться Богу, и с Его помощью преодолевать все возникающие трудности. Сейчас трудно представить, какие проблемы могут возникнуть. Но, уповая на Бога, вместе с настоятелями и прихожанами будем их решать совместно.

Каковы приоритетные направления развития новой епархии?

У меня еще не получилось объехать все приходы епархии. Думаю, что после посещения всех приходов и общения с настоятелями и паствой сформируется ряд направлений по развитию. Но самым главным направлением остается для нас организация постоянной молитвы в тех местах, где проживают старообрядцы, где нет постоянного служения.

1 ноября состоялось первое епархиальное совещание. Кто в нем участвовал? Какие вопросы обсуждались? Какие решения были приняты?

В первую очередь, для нас важно то, что в этот день состоялось торжественное богослужение, которое возглавил глава нашей Церкви митрополит Корнилий. На этой службе состоялся чин возведения на Томскую кафедру меня как епископа.

После прошло первое епархиальное совещание. Оно носило организационно-ознакомительный характер. На совещании присутствовали все священнослужители нашей епархии и представители общин. Митрополитом Корнилием был поставлен вопрос об организации мужского монастыря на территории Асиновского района, разрушенного в 30-х годах XX века.

Когда планируете начать возрождение этой обители?

Я собираюсь поехать в Гарь. Два монастыря (мужской и женский) были в окрестностях этого поселка. Будем этот вопрос решать на месте. Его еще нужно будет согласовать со светскими властями. Они должны будут выделить участок под монастырь и определить условия. Пока у нас там находится один инок. Он проживает в поселке Гарь. Там есть церковь. Есть священник. Там проживают старообрядцы.

Какую роль сыграли эти монастыри в жизни томского старообрядчества?

Первые скиты были организованы священноиноком Феофилактом (Савкиным) в 1875 году. До разорения в 30-х годах XX века велась активная духовно-просветительная деятельность. Были мужской и женский монастыри. Была налаженная издательская деятельность. Под влиянием монастырей была образована томская община. В стенах монастыря было воспитано несколько старообрядческих епископов. Они трудились, неся слово Божие, не только в сибирских пределах, но и по всей России. Некоторые из них, такие как владыка Тихон и владыка Амфилохий, мученически пострадали за слово Божие и сейчас прославляются как священномученики. Они канонизированы у нас.

Освященный Собор, избирая вас кандидатом в епископы, учел ваш пастырский опыт. В частности, вы почти 30 лет возглавляете старообрядческую общину Томска. Что было сделано за это время?

Во время служения в Томске мне приходилось заниматься не только своим приходом. Я являлся благочинным восточного благочиния Новосибирской епархии. Были организованы общины, строились храмы. Был организован постоянный крестный ход из села Гарь к месту разрушенных монастырей. Там были воздвигнуты поклонные кресты. Был воздвигнут поклонный крест на месте пребывания в ссылки протопопа Аввакума в Енисейске (Красноярский край — прим. ред.) . На постоянной основе проводятся Тихоно-Авакумовские чтения в память протопопа Аввакума и нашего епископа Томско-Алтайского Тихона, репрессированного в 1937 году. В приходах организованы воскресные школы для детей и молодежи. Для общения молодежи и подрастающего поколения в августе впервые были организованы Успенские встречи, на которых проводились творческие и певческие конкурсы. Будем надеяться, что они станут ежегодными.

Сколько старообрядцев проживает сегодня в Томске?

Мы не ведем количественный учет, потому что Церковь — живой организм, состоящий из всех слоев нашего общества и возрастов: от младенцев до убеленных сединой старцев и бабушек. Это ветераны труда, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла. Некоторым уже за 90 лет. По профессиональной принадлежности это как простые труженики, так и инженерно-технические работники и мастера плотницкого искусства. Также это казаки, которые сохранили традиции, характерные русскому казачеству.

У нас не только потомственные старообрядцы. К нам приходят люди, будучи уже взрослыми. К нам из других конфессий переходят. Прежде чем покрестить, мы их оглашаем. Через определенное время, если у них возникает интерес исполнять наши правила, если мы видим их заинтересованность, прилежание, мы их крестим. Старообрядцем нужно быть не только по имени и по принадлежности, но и исполнять наши правила и обычаи.

Как сейчас обстоят дела в других старообрядческих общинах области?

Дела обстоят по-разному. В нашей общине сейчас полный иерархический штат: епископ, священник, дьякон, чтецы, певцы и прихожане. Проводятся занятия воскресной школы, состоящей из нескольких возрастных групп. Не хватает помещения для проведения полноценных занятий в Малиновке. В тоже есть воскресная школа, тоже несколько групп. У них сильная певческая школа. Но так как приход молодой, у них есть финансовые затруднения. Храм не до конца построен, нет места для воскресной школы. Им приходится заниматься в частных домах христиан. Обустройство храмовой территории, постройка хозяйственных помещений требует больших финансовых вложений. В поселке Гарь есть священник и домовая церковь. В некоторых районах области, где компактно проживают старообрядцы, есть перспектива организации старообрядческих общин.

Что изменится в духовной жизни с образованием епархиального центра в Томске?

Трудно сказать, что изменится. Надо, чтобы прошло некоторое время. Хотелось бы, чтобы все, кто считают себя старообрядцами или придерживаются таких взглядов, духовно совершенствовались. Этим самым они вносили бы вклад в укрепление и оздоровление нашего Отечества.

Сейчас архиерейская кафедра разместилась в храме Успения Пресвятыя Богородицы. Если я не ошибаюсь, по статусу — это приходская церковь. Не планируете строительство кафедрального собора?

Настоящий — это как раз кафедральный собор, освященный в 1913 году. Ему уже более ста лет. Здесь была кафедра епископа Томско-Алтайского Тихона. Нам этого храма достаточно. Другое дело — епархиальный центр как административный комплекс. Он нам необходим, и здесь предстоит большая работа. Мы надеемся на посильную помощь благотворителей, городских и областных властей в решении этого вопроса.

Насколько сейчас актуален вопрос строительства новых храмов в Томской области?

Вопрос актуальный. У нас в селе Корнилово освящено место под строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Есть проект. Все упирается в отсутствие финансов. В других местах строительство храмов будет по мере возникновения общин.

Три столетия власти совершали гонения на старообрядцев. Каково их сегодняшнее положение? И как складываются отношения с властью в наши дни?

Слава Богу, сейчас время, когда можно свободно молиться и соблюдать и выполнять все необходимое для спасения души. А в основном власти стараются нас не замечать, если мы сами не напоминаем им о себе. По мере нашего обращения власти рассматривают наши просьбы и в чем-то помогают. В частности, при реставрации нашего храма нам была оказана помощь администрации города и области.

А с Томской епархией РПЦ вы как-то взаимодействуете?

Ну, с митрополитом Ростиславом мы знакомы. Еще когда я священником служил, мы с епископом Силуяном были у него на приеме. Мы встречались на конференциях, которые собирали власти. Ну а так еще не приходилось.

Что сейчас мешает диалогу с РПЦ?

На данный момент создана комиссия Русской Православной Старообрядческой Церкви по диалогу с Русской Православной Церковью. Ей поручено заниматься всеми вопросами в этом направлении. Все решения этой комиссии публикуются на сайтах РПСЦ и «Вестнике Митрополии» (официальное издание РПСЦ — прим. ред.) . На первую группу вопросов мы им ответили, а от них ответы на наши вопросы не пришли.

Что должно произойти, чтобы примирение состоялось?

Должны произойти изменения в сознании людей, и в первую очередь священноначалия той церкви. Они сняли клятвы, но фактически считают нашу Церковь безблагодатной. Мы задали вопрос, на каком основании они так считают, но ответа так и не получили.

«Далеко раскинулась земля... Кто изочтет в ней дебри, леса и пустыни? Кто изведал в ней все «сокровенные места» где живут «люди под скрытием», кинувшие постылую родину и доживающие свой век в незнаемых миру дебрях, вдали от больших городов и селений» . П.А.Мельников (Андрей Печерский). Роман "В лесах".

Монахини поморского согласия. Рудный Алтай

Немногим более тридцати лет назад публикация документальной повести «Таежный тупик» Василия Пескова вызвала ажиотажный интерес у советских читателей. Автор подробно рассказал эпопею семьи Лыковых, которые по своей воле прожили в полной изоляции от людей очень долгое время. Писать об отшельниках-староверах, не впадая в антирелигиозную риторику, в 1982 году было сложно. Василий Песков сумел это сделать и поведал миру историю, героями которой стали верующие старообрядцы с таежной речки Еринат.

Василий Песков и Агафья Лыкова

Семейство Лыковых обнаружили геологи. Они и сообщили Василию Пескову о «странных» обитателях саянской тайги. В Сибири подобные встречи с отшельниками не были редкостью, но не все из них превращались в темы для журналистских сюжетов. Охотники, лесозаготовители частенько докладывали в партийные органы, в милицию о присутствии в труднодоступной местности значительных групп людей, которые именуют себя «хранителями старой веры».

Старообрядцы поморского согласия. Рудный Алтай

В фондах Государственного архива Томской области хранится документ середины 70-х годов прошлого века. Бумагу составил председатель сельского совета поселка Красный Яр А.Б.Тау. Он назвал свою служебную записку «Некоторые данные о жизни старообрядцев в лесах Кривошеинского лесхоза» и подробно изложил детали отшельнического быта. «Живут староверы в небольших избушках, покрытых берестой. Передний угол занят иконами. Посуда разделена на свою и «мирскую» (она с пометкою). Некоторые совсем не берут в руки деньги. Разговорчивы, гостеприимны, всегда предложат поесть. Почти все они пожилого возраста. Питаются с огородов, мясо почти не едят. Собирают орехи, грибы, ягоды. В разговорах поясняют, что они беженцы от новой эры, которая неправильная»...

Историки, филологи, археографы из СО АН СССР в те же годы проводили исследовательские экспедиции в Рудном и Горном Алтае, в Красноярском крае и в Туве. Ученые посещали старообрядческие селения и монастыри, сумев собрать уникальные коллекции древних рукописей, книг, предметов быта. В 1982 году поисковая удача сопутствовала специалистам Томского областного краеведческого музея. В нарымской тайге ими было открыто сохранившееся (со всей утварью, старопечатными текстами) старинное поселение, по каким-то причинам брошенное хозяевами. Ценные находки можно увидеть на редких кадрах кинохроники.

Репортаж Западно-Сибирской студии кинохроники. 1982 год

В 2017 году ученые Томского государственного университете собираются запустить электронный ресурс о таежных старообрядческих общинах на территории Томской области.

Скиты формировали конфессиональную идентичность, сохранив эту роль даже в советское время. И сейчас там продолжают создавать рукописи, опираясь на древнерусскую кириллическую традицию — отметил ученый секретарь Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев.

Специализированный сайт в первую очередь будет полезен тем, кто изучает памятники древней письменности с целью их прочтения, определения авторства, места и времени создания.

Старообрядческий текст на бересте

А вот на обывательском уровне ориентироваться в отличиях между многочисленными старообрядческими толками и согласиями довольно трудно. Для непрофессионалов все староверы ассоциируются с такими понятиями: раскольник, отшельник, кержак, а иногда-сектант. Только специалист может объяснить отличие поморских старообрядцев от часовенных, бегунов от дырников, средников от субботников, федосеевских от даниловских. Названия объединений древлеправославных христиан (порой экзотические) фигурируют в большом массиве документов 18-20 веков, хранящихся в Государственном архиве Томской области. Некоторые из них будут представлены в публикации. Не станут лишними и репортажи, снятые в рамках проекта «Экспедиция ТВ2». Автору довелось побывать в самых потаенных уголках Сибири и рассказать зрителям о бытовой и духовной стороне жизни старообрядцев.

Сюжет «Телекомпании ТВ2», 2006 год

Впервые мы познакомились с обитателями таежных поселков во время путешествий по Обь-Енисейскому каналу. В разные годы съемочная группа ТВ2 неоднократно проходила маршруты по заброшенной системе гидротехнических сооружений на границе Томской области и Красноярского края. В тех местах возникало ощущение отсутствия границы между прошлым и настоящим. В домах не было телевизоров и магнитофонов, но многие староверы пользовались сотовой связью. Моторные суда не вытеснили долбленных лодочек. Современная одежда всегда сочеталась с традиционными для староверов опоясками. У каждого взрослого человека при себе всегда находилась лестовка (предназначена для счета молитв, своего рода четки).

Старообрядческая лестовка

Домотканные опояски

В домах можно было увидеть не только иконы, но и написанные кириллицей от руки тексты духовных стихов для знаменного распева. Мы могли сидеть за одним столом, но попытки угостить хозяев или детей конфетами, печеньем неизменно заканчивались лаконичным отказом: — «Нам не можно». Молитвы и богослужебные ритуалы перед пришлыми людьми не афишировались, охотнее старообрядцы (особенно пожилые) делились историями о том, как их единоверцы оказались на водоразделе Кети и Каса.

Сюжет Телекомпании ТВ-2. 2010 год

В разгар никонианских религиозных преобразований в среде старообрядцев сформируется объединение беспоповцев. Так называются древлеправославные христиане, не приемлющие духовенства и отвергающие священников нового наставления. Беспоповцы, осевшие на побережье Белого моря, причисляли себя к поморскому согласию. Близкими к ним считались староверы, ушедшие в необжитые места Олонецкого края (Карелия) и в нижегородские земли на реке Керженец (отсюда и название кержаки).

Старообрядцы-кержаки Нижегородской губернии. 1897 год

В Сибири же наиболее распространилось часовенное согласие, которое появилось позднее — в первой половине XIX века. Беспоповские богослужения проводили и до сих пор проводят духовные наставники или уставщики. Они и определяли внутренний порядок в общинах. В часовенном согласии постановления по важным религиозным и бытовым вопросам принимались на Соборах. В институте истории СО РАН есть сведения об одном из таких Соборов, который состоялся в декабре 1990 года у деревни Безымянка. Это как раз на Обь-Енисейском канале. Приведу лишь некоторые из правил, установленных более 20 лет назад. «1. У кого из христиан еще имеются радиоприемники в домах, избушках, то таковые в братию не принимаются и милостыню от таковых не брать. 2. Электрочайник подобен самовару. 5. У которых христиан дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, им епитимии 10 лестовок....11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, сие не христианское, но еллинское беснование. 12. Если кто табакур и хочет прийти к браку, таковому выдержки 6 месяцев. Потом брачить. ... 15. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит и выпивает, пока не оставит сие дело, в братию не принимать согласно Бийского соборного уложения. 16. Духовным лицам неприлично быть пенсионером и кадровым работающим по заявлению». Соборные положения менялись. Если предмет признавали полезным, его разрешали. Лодочные моторы, сотовая связь необходимы охотникам промысловикам — значит пользоваться ими можно. Крепкий алкоголь и табак всегда находились под запретом. Полезность телевизора староверами тоже отрицается...

Село Верхний Уймон в Горном Алтае

В конце 18 века беспоповцы пришли в пределы Горного Алтая. Спасаясь от преследования властей, приверженцы дореформенных верований искали глухие, потаенные территории не случайно. Среди старообрядцев из уст в уста передавались легенды о существовании «земного рая» — Беловодья, куда вел вполне конкретный маршрут.« Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, оттуда до Бийска. От Бийска подниматься вверх по реке Катуни. На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет путь через горы каменные, снеговые. Там древа дивные и земные плоды. Там хлеб сеют раз, и урожая хватает на 4 года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем берут всех на небо».

К «земле обетованной» стремились не только староверы, но и беглые солдаты, заводские крестьяне. Их задерживали, ловили в горах и в лесах, наказывали, а поток ищущих Беловодье людей не уменьшался. В 1836 году Бийский земский исправник сообщал:«Проживающие в деревне Уймонской... заводские крестьяне Вавило Болтовский с братом Харитоном намереваются совершить побег на место, называемое Беловодьем. С ними могут последовать и другие жители деревни Верхне-Уймонской». Донесение адресовалось в Томское губернское правление.

В мае 1837 года под грифом «секретно» губернские власти получат очередной рапорт «О намерении крестьян Алтайской волости скрыться на какое-то Беловодье и о пойманных четырех раскольниках». Подобные документы в фондах ГАТО не единичны.

Документ из фондов Государственного архива Томской области

Потомки старообрядцев и сейчас живут в алтайском селе Верхний Уймон. По словам краеведа и хранительницы местного музея старообрядчества Раисы Кучугановой:«несмотря на сталинские репрессии, изменения в укладе общины многое остается как прежде. Если малые дети крестятся двумя перстами, я сразу вижу — вот они староверы. Значит каноны в семье, пусть не полностью, на бытовом уровне, но соблюдаются».

Раиса Кучуганова — хранительница музея старообрядчества в п. Верхний Уймон

Вернемся к событиям прошлого. Более 200 лет назад старообрядцам запрещалось занимать государственные и общественные должности, быть свидетелями в судах. Они платили двойной налог за право жить в городе. Тем не менее, все больше людей «записывалось в раскол», то есть переходило в старообрядчество. Для государственной власти и официальной церкви это стало тревожным сигналом. Были приняты меры по созданию особой структуры «Единоверческой церкви» под общей юрисдикцией официальной православной церкви. Так появилось еще одно направление в старообрядчестве, сторонники которого, признав главенство официальной церковной власти, сохранили все дореформенные ритуалы. В 40-е годы 19 века в Томске на средства прихожан единоверческой общины был построен Свято-Троицкий храм.

Свято-Троицкий храм в начале XX века

Современный вид Свято-Троицкого храма

Компромисс со стороны властей мало повлиял на самостоятельные процессы внутри старообрядческого движения. В 1846 году после перехода в «старую веру» митрополита Боснийского Амвросия возникла Белокриницкая иерархия, признававшая священство. Образовалось новое старообрядческое «поповское» согласие, ставшее основой для будущей Русской Православной Старообрядческой Церкви, но до момента ее официального признания и независимости пройдет еще много лет...

Старообрядческий митрополит Амвросий Белокринницкий

Поповство превратится со временем в самое представительное объединение старообрядцев. В 1907 году Томск признают центром Сибирской епархии, в которую войдут Енисейская и Иркутская губернии. В сентябре 1913 года в городе будет освящен храм Успения Пресвятой Богородицы. В одной из местных газет напечатали репортаж.«Старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша несущийся мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли».
Храм Успения Пресвятой Богородицы, 1913 год

Современный вид храма Успения Пресвятой Богородицы

В середине 19 века на территории огромной Томской губернии на учете состояло более 25 тысяч старообрядцев принимавших священство. Священство не приемлющих насчитывалось 13 тысяч человек. Статистика не указывает на принадлежность верующих к согласиям и толкам. С поповцами и беспоповцами властям было все более-менее понятно, сложнее приходилось с теми, кто предпочитал радикальное отшельничество, строгий аскетизм и избегал контактов с «антихристовым миром». Такие староверы не признавали гражданских и церковных законов. Они жили на нелегальном положении, скрывали имена. Их не случайно называли бегунами, странниками, скрытниками, подпольщиками, а еще чолбешниками. Случаи задержания бегунов фиксировались с особой тщательностью. 22 июня 1874 года Томскому губернатору докладывали: «3 гильдии купец Петр Вихряев взят в Томске с поддельным паспортом, многими старообрядческими книгами и вещами. Задержанный принадлежит к религиозной секте бегунов». Странствующие находили приют у единоверцев в скитах. Иногда, такие обители находили в относительной близости от столицы губернии. Обратите внимание на содержание документа из фондов Государственного архива Томской области:

Документ из фондов Государственного архива Томской области

Сведениям, поступившим в серьезные ведомства нашлось подтверждение. Томский окружной исправник сообщил, что действительно, «в 100 верстах от Томска, на дальних пасеках Нелюбинской волости открыто 4 скита, в которых найдено 21 человек мужского пола и 22 женщины, которые жили в особом монастыре (отдельно). Все они бродяги из разных мест России и Сибири». Зачем «бродяги» устроили предназначенное для полного самообеспечения хозяйство, что с ним и с его насельниками стало — исправник не пояснил.

Старообрядец с молитвенником

Эта давняя история самым причудливым образом повторилась в конце 1985 года. Тогда в Томском районе с вертолета были обнаружены многочисленные поселения отшельников. Во время милицейских рейдов нашли 57 келий, в которых проживало более 70 человек в возрасте от 65 до 80 лет. Об этом случае доложили в обком КПСС. Эпопея отшельников Лыковых вполне могла получить продолжение уже на томской земле. Однако, в местных газетах об этом не писали, зато сохранился уникальный (на мой взгляд) архивный документ.

Документ из фондов Государственного архива Томской области

Оружия в скитах не нашли. Лиц, скрывающихся от следствия и суда тоже. Детей определили в интернат. Были приняты меры по перекрытию каналов снабжения отшельников продуктами и одеждой. "Монастыри" рекомендовали ликвидировать. Как все это происходило - неизвестно. Но вот что интересно, охотники и туристы до сих пор продолжают рассказывать о встречах в тайге с обитателями «тайных» заимок и называют их староверами. Подобные встречи происходят в разных районах Томской области. Кажется, приходит время для новой экспедиции. Пойду готовить лыжи...

Метки: Томск, Томская область, старообрядцы, отшельники, Обь-Енисейский канал, церковный раскол, Беловодье, Горный Алтай

В результате гонений властей, многим старообрядцем пришлось уходить в малообжитые местности, так они появились на территории нынешней Томской области и других местах в Сибири.

В Томской области представлено одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которых не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы ), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления произошло в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам.

Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста. Руководство беспоповскими общинами осуществляют «наставники», «уставщики» и «начётчики». Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов. Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки : Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие толки. В Томской области представлено часовенное согласие .

К 1930-ому году в Александровской волости (ныее Асиновский и Кривошеинский районы Томской области), располагалось несколько старообрядческих обителей. В годы советской власти все изменилось. Мужской Успенский монастырь был разрушен. В 1929–1930-м гг. на территории Горшковского сельсовета, где еще находились Ново-Архангельский скит и Покровский женский монастырь, шёл процесс ликвидации старообрядческих обителей и осуществлялся в два этапа: 27 ноября 1930 года с территории сельсовета было выселено 37 «лишенцев», т.е. лишенных избирательных прав. Среди них были 31 монах, 2 священнослужителя, 1 торговец, 2 кулака. В 1930 и 1931 г., по словам монахини Покровского монастыря Н. Шмагриной, женский монастырь обложили непосильным налогом. Чтобы заплатить его, монахиням пришлось продать все имущество и после этого разъехаться, т.е. монастырь самоликвидировался.

В Томске действует старообрядческий Храм Успения Пресвятой Богородицы на ул. Яковлева . Раньше Свято-Троицкая церковь на ул. Октябрьской была единоверческой.

В наши дни возникла традиция совершения крестного хода к месторасположению старых монастырей на р.Юксе . В 2004 г., во время поездки по Сибири, крёстный ход возглавил митрополит Андриан (Четвергов). Осенью 2007 года крёстный ход был совершен в третий раз.

Староверы Томска с 2008 года начали издавать свой журнал. Из печати вышел первый номер общественно-церковного издания под названием «София». На страницах журнала будут публиковаться материалы, посвященные истории и современной жизни староверов Томска и Сибири. Так, в первом номере есть интервью главы томской общины Василия Коробейникова, рассказ об истории казачества, статья дореволюционного публициста Сенатова об основах старообрядчества. Тираж журнала небольшой – всего 300 экземпляров. Выходить он будет раз в квартал.

В Томске по улице Крылова, д.6 открыта памятная доска депутату-старообрядцу Ивану Мерзлякову, крестьянину-старобрядцу, бывшему депутату третьей Государственной Думы России в 1907-1912 годах.

В поисках Беловодья

Староверы-беспоповцы сами, как известно, на контакт с внешним миром не идут, тем более ничего о себе не рассказывают. Беспоповцы делятся в основном на странников и странноприимцев. Странники это те, кто не имеет денег и паспортов, все свое время проводит в странствиях и молитвах. Странноприимцы же им помогают, обеспечивают всем необходимым. Бывают бабушки, которые живёт на пенсию и каждый день торгует пирожками на вокзале, а весь доход от торговли идет в скит к староверам. Она и сама мечтает уйти в скит, но пока понимает, что без нее они пропадут...

Причем всё, что принято от странноприимца, странником должно быть отмолено. Это люди ритуально чистые, которые не могут питаться с мирскими, много молятся, одеваются в особую одежду, их общение с миром сводится до минимума или прекращается вообще. Странники это так называемая «малая чаша», путь для избранных. Странноприимцы же сохраняют компромисс, они еще принадлежат этому падшему антихристову миру. Странники живут в своих монашеских келейках, на заимках, если они при необходимости и выходят в мир, то останавливаются у странноприимцев. Именно странники занимались поисками легендарного Беловодья. До XIX века Беловодье искали на Алтае, в Центральной Азии.

Позже в среде старообрядцев считалось, что Беловодье нашли на севере Томской области, возможно, поэтому север Томской области столь густо заселен старообрядцами.

Старообрядческий храм в Малиновке

Храм во имя Архангела Михаила Русской Православной Старообрядческой Церкви. В сентябре 2007 года построенный в селе старообрядческий храм освятил глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий . Сооружению нового храма в Малиновке сопутствует совершенно необычное явление, вызвавшее всеобщий интерес местных жителей и гостей села. Сразу после Троицы начал мироточить освященный камень. Несмотря на жару и сушь с вершины камня двумя равномерными потоками продолжала сочиться влага, в то время как все другие камни оставались сухими. Мироточащий камень «плачет» и в августе. Что это? Явление чуда или в его основе есть какое-то вполне земное объяснение? Пока сколько-нибудь убедительного ответа не дал никто из сотен односельчан, побывавших у камня. Зато эти невольные паломники в полной мере смогли оценить всю тихую прелесть красот местного пейзажа, открывающегося с возвышенности, на которой установлен и вскоре будет окончательно достроен Малиновский храм. Село Малиновка Томского района расположено на реке Омутная (правый приток реки Киргизки), в 45 км от Томска.

Старообрядческие храмы под юрисдикцией РПЦ

Старообрядческие храмы были переданы в Томскую епархию Русской православной церкви

  • Свято-Троицкая церковь , Томск, ул.Октябрьская, 43

Открытые мероприятия

У томских старообрядце пока 2 регулярных открытых мероприятия:

  • Успенские встречи (конец августа). Успенские встречи - это выставка работ детей/юниоров/молодёжи; семинары для преподавателей воскресных школ и детских христианских лагерей.
  • и Тихонно-Аввакумовские чтения (середина декабря)

Службы в храмах проходят по субботам вечером (с 15 до 20 часов) и по воскресеньям утром (с 7-ми до 10-11 утра). Для гостей, не являющимися членам старообрядческой общины, придётся постоять у двери, наблюдая за службой. Так принято.

21 октября 2015 года на заседании Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви было принято решение об учреждении Томской епархии .

Речь о создании епархии с центром в Томске шла на протяжении последних двух лет, а в сентябре 2015 года данный вопрос поднимался и на епархиальном совещании епархии Новосибирской и всея Сибири.

Решение Освященного Собора Русской Православной старообрядческой Церкви

В результате длительной дискуссии, несмотря на наличие противоположных взглядов по вопросу отделения Томска и приходов Восточного благочиния Сибирской епархии, Собор во главе с председателем Преосвященнейшим Корнилием, Митрополитом Московским и всея Руси, большинством голосов постановил следующее:

Учредить Томскую епархию в следующих границах: Томская область, Кемеровская область, Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва, с кафедральным храмом в г. Томске.

Также Освященный Собор утвердил священноинока Григория кандидатом в епископы на Томскую кафедру и предписал совершить архиерейскую хиротонию после утверждения его кандидатуры на Архиерейском Соборе (пп. 1.2, 2.1, 2.3, 2.4 Постановлений).

Архиерейская хиротония Преосвященного Григория

Преосвященный епископ Григорий (Коробейников) после архиерейской хиротонии в Москве 25 октября 2015. Фото иерея Алексея Лопатина

25 октября 2015 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском состоялась архиерейская хиротония священноинока Григория (Коробейникова) во епископы на кафедру новосозданной Томской епархии.

Освященный Собор РПСЦ проходит каждый год в духовном и административном центре старообрядческой Церкви - в Рогожском поселке города Москвы, при участии духовенства и мирян из старообрядческих общин, входящих в Русскую Православную старообрядческую Церковь.

Митрополит Корнилий с новопоставленным епископом Григорием (Коробейниковым) на паперти Покровского Рогожского Собора

Основная информация по образованной Томской епархии РПСЦ

Площадь: 3 007 086 км 2
Епархиальный центр: Томск
Количество храмов: 7
Кафедральный храм: Храм Успения Пресвятыя Богородицы (г. Томск)

Из истории Томско-Алтайской епархии

После церковного раскола в XVII веке уже в 1850-е годы была образована старообрядческая епархия на территории Урала и Западной Сибири. В ее состав входили белокриницкие общины Томской, Иркутской, Енисейской губерний, Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. К началу 1887 года из состава Тобольско-Сибирской епархии выделилась Томская епархия .

После выхода правительственных указов 1905-1906 годов большинство общин получило официальную регистрацию. И уже после 1905 года в Сибири начинают созываться ежегодные епархиальные съезды, которые служили органом епархиального управления (Барнаул, Новониколаевск, 1906-1928).

В Томской губернии к 1920 году старообрядцами белокриницкого согласия было организовано 5 благочиний, образовавших Томско-Алтайскую епархию . 4 благочиния находились на территории нынешнего Алтайского края и одно благочиние - на территории современной Томской области.

На епархиальных съездах 1913-1914 годов ставился вопрос о переносе епископской резиденции из Томска в Барнаул, но решить его по причинам происходящих в стране событий не представилось возможным.

В 1923-1925 годы делалась попытка разделить Томско-Алтайскую епархию.
В 1925 году одним из решений очередного собора, проходившего в Москве, Алтайский округ выделили в отдельную епархию с правом выбора кандидата в епископы. Собор утвердил постановление епархиального съезда 1924 года о разделении Томско-Алтайской епархии на две самостоятельных: Томскую и Алтайскую. По поводу этого разделения на епархиальных съездах состоялись энергичные диспуты с развернутым толкованием соответствующих канонических правил. Дальнейшие события в стране оставили вопрос о разделе епархии неразрешенным.

В 1992 году постановлением московского Собора была создана епархия Новосибирская и всея Сибири; с октября 1992 года её возглавил Преосвященный епископ Силуян (Килин). На момент разделения епархии в октябре 2015 года епархия занимала площадь 13,1 млн. км 2 , а общее количество храмов превышало 36. В составе Новосибирской и всея Сибири епархии также служило 16 священников и два дьякона в двух благочиниях: Западном и Восточном.

В октябре 2015 года решением Освященного Собора РПСЦ Томская епархия вновь создана.

П.Е. Бардина (МБУ «Музей г. Северска»).

Старообрядцы Томского края - невольно вольные переселенцы.

Из истории старообрядчества. Кто такие старообрядцы или кержаки, наверное, слышали многие, и чаще всего с не очень-то лестными характеристиками: и воды-то они не дадут попить, и едят из отдельной посуды, и бороды носят как старики. Но, наверное, мало кто знает, на какие тяготы и скитания были обречены последователи старой веры за более чем 350 лет после раскола русской православной церкви. Когда речь заходит о церковном расколе, то в первую очередь вспоминаются боярыня Морозова со знаменитой картины В.И. Сурикова, Житие неистового протопопа Аввакума, Соловецкие стрельцы и «Таёжный тупик» В. Пескова о современных отшельниках Лыковых, из которых осталась одна Агафья. А ведь таких таёжных отшельников было немало и в томских лесах. Потомки их, уже почти утратившие старую веру и обычаи, живут и сейчас во многих селениях и городах Томской области. Чаще всего они сохраняют память о своих предкам и уважение к ним. Более того, в труднодоступной тайге между поселками Самусь и Красным Яром до сих пор сохранились действующие старообрядческие скиты, может быть единственные по всей России.

Впервые о старообрядцах около города Томска упоминается уже в конце ХVII в., однако таежные районы Приобья особенно привлекли внимание последователей старой веры со второй половины ХIХ в. Именно с этого времени старообрядцы стали активно осваивать северные, труднодоступные и болотистые районы в междуречьях притоков реки Оби - по рекам Парабели, Васюгану, Чижапке, Кенге, Чае, Кети и др. Основными районами выхода были соседние, более оживленные, регионы Сибири и Приуралья - Тюмень, Тара, Курган, Пермь, Алтай. Переселялись чаще всего на уже разведанные места, присмотренные ходоками, к уже существующим заимкам родственников или земляков - единоверцев. Пути продвижения часто были многоступенчатыми, с переездами из одного места на другое. Путеводными картами служили реки, по которым еще ранее были проложены охотничьи тропы и торговые пути, например, связывающие «Тарскую сторону» и Васюганье. В процессе заселения возникали небольшие заимки, чаще всего называемые по фамилиям основателей, и довольно большие селения, существующие и поныне. Заимки располагались в укромных местах, в излучинах рек, у озер, иногда на гривах - высоких местах среди непроходимых болот.

Последователи старой веры, при всем разнообразии их дальнейших путей, оставили заметный след в истории Томско-Нарымского Приобья. Они несомненно способствовали расселению и освоению наиболее неблагоприятных труднодоступных районов этого региона.

На фото: Одежда для молений старообрядки: платок в роспуск, сарафан, пояс, лестовка. Пос. Самусь. 1996 г. Фото П.Е. Бардиной.

Кто же они такие - старообрядцы? Религиозные фанатики и отщепенцы или хранители древнего благочестия и древней культуры? Об этом до сих пор ведутся споры. В любом случае - это страничка истории нашей страны, страничка истории многих семей, и страничка ещё малоизвестная. История старообрядчества началась с середины ХVII в., когда царем Алексеем Михайловичем (отцом Петра I) и патриархом Никоном была проведена церковная реформа. Основными моментами её было исправление богослужебных книг по греческим образцам, введение единообразия богослужения, в частности замена старинного двуперстного сложения пальцев на троеперстие, замена хода по солнцу - «посолонь» на «противосолонь» и прочие обрядовые тонкости. Однако значительная часть русского общества восприняла реформу как разрушение истинной старой веры, уничтожение древнего, от дедов и прадедов, благочестия и предвестие конца света и прихода царства Антихриста. Так произошёл раскол русской православной церкви, из-за чего последователей старой веры стали называть раскольниками. Это название как обидное было отменено только в начале ХХ в. Более распространено название староверы, старообрядцы. Название кержаки, широко известное в Сибири, связано с рекой Керженец Нижегородской губернии, куда в большом количестве бежали первые последователи старой веры. Оттуда, вероятно, они потом переселялись и в Сибирь, в вечном поиске уединенных мест, свободных от гонений за старую веру.

Власти жестоко расправлялись с последователями старой веры: тысячи их были казнены и замучены пытками, большие группы были сосланы в Сибирь, например, «семейские» в Забайкалье и «поляки» на Алтай. Очень часто староверы сами бежали от гонений - в Польшу, Турцию, Канаду, а многие - в глухие места на Севере, Урале и в Сибири. Это время совпало с русским проникновением за Урал, и староверы сыграли немалую роль в освоении Сибири. Старообрядческие заимки, селения и тайные скиты возникали в самых необжитых местах. Староверы корчевали лес, распахивали пашни, строили добротные дома, заводили хозяйство и большие семьи, в которых учили детей кормиться трудами рук своих. Во все времена отмечались, достаточно вспомнить Мельникова-Печерского, особое трудолюбие староверов, крепость семей и стойкость кержацкого духа, который не могли сломить жестокие преследования.

Однако старообрядчество никогда не было единым движением. Среди них были «поповцы», которые имели свои церкви и священников, были и «беспоповцы», не признающие церковь, а также «поморские», «часовенные», «странники» или «бегуны» и другие толки и согласия. В Томске, как известно, есть старообрядческая церковь, а в таёжных скитах обитают «безденежные», которые не имеют паспортов, не берут в руки деньги, так как считают, что они помечены печатью Антихриста. Среди старообрядцев были и богатые люди, крупные российские промышленники, купцы и меценаты, например, П.М. Третьяков - основатель Третьяковской галереи, Савва Морозов, Рябушинские, Гучковы, писатель И. Посошков и др.

Староверы в Нижнем Притомье. В окрестностях пос. Самусь хорошо известны названия озер - Яково, Дмитриевское, Мальцево и деревня с поэтическим названием - Семиозерки. Названия двух первых озер возникло по именам староверов, поселившихся около озер в конце ХIХ в. И деревня Семиозёрки на берегу озера Мальцева была основана в то же время старовером Емельяном Мальцевым, потомки которого живут сейчас в пос. Самусь. Уединенные заимки на гривах среди болот сохранились в Нижнем Притомье до современности. Дорогу к ним знали немногие, так как она зачастую представляла собой узкую тропу, иногда из специально затопленных бревен, которые выстукивали палкой под водой во время передвижения. Центром притяжения старообрядцев в Нижнем Притомье был, по-видимому, старообрядческий монастырь на реке Юксе, разоренный в 1930-е годы. Жительница пос. Самусь в детстве вместе с отцом - охотником как раз была в монастыре, когда из него увозили монашек, а все старинные иконы и книги в кожаных переплетах выбрасывали на улицу, складывали в кучу и сжигали. Эта куча горела три дня.

1. Остатки Устиновской заимки в Нижнем Притомье. Фото 1950-х гг.

На заимках в тайге около Красного Яра - Гужихиной, Лесниковой, Щегловой, Гари и др. жили и частично живут до настоящего времени старообрядцы - «безденежные» и «истинно-православные христиане», которые для спасения души ушли из греховного мира в «пустынь», в тайгу, в скит. Некоторые жители окрестных селений знают координаты заимок, наслышаны об особенностях веры и быта старообрядцев, а многие охотники, рыбаки и ягодники неоднократно бывали там. Бывали там и научные сотрудники университетов и музеев, лингвисты и историки, в том числе и автор этих строк. Дело в том, что на этих заимках как в живом музее сохранились старинные приёмы строительства жилья, крыши из бересты, весь уклад жизни, утварь и орудия труда, а также поверья и обряды. Раньше были отдельные мужские и женские скиты, позднее сохранились только женские. Для молений у них надевалась специальная старинная одежда - сарафаны, рубахи, тканые пояса и платки в роспуск у женщин, кафтаны у мужчин. Кроме того, мужчины обязательно носили бороду, без которой, как говорили, и «умирать грешно». Для счета молитв служила лестовка - своего рода чётки с выступами, на каждый из которых надо было прочесть молитву и сделать земной поклон. А для поклонов использовалась плоская подушечка - подручник. Крестятся староверы старинным двуперстным сложением пальцев, говоря, что мирские или «никониане» крестятся «кукишем» или «щепотью».

На фото: Устройство крыши из бересты на «курицах» на старообрядческой заимке в Нижнем Притомье. 1978 г. Фото П.Е. Бардиной.

Хозяйство староверов даже в условиях неблагоприятных для земледелия строилось на основе самообеспечения. Сразу после переселения вручную корчевали лес, пахали или даже просто мотыжили землю и заводили пашни и огороды. Содержали коров, лошадей, овец и обязательно разводили пчел, потому что мед был необходимым продуктом питания в дни постов. Значительную долю в хозяйстве занимала охота, рыболовство, сбор дикорастущих ягод и грибов, кустарные промыслы. При невозможности выращивать зерновые, приобретали муку и крупы в обмен на свои изделия из дерева и бересты (туеса, кадушки и пр.), а также на ягоды, орехи и пушнину. Здесь был преодолен запрет на выращивание «чертова яблока» - картофеля, и его выращивали даже в скитах.

Очень устойчиво у староверов сохранялись пищевые запреты, что характерно для многих религиозных течений. Самый известный из запретов у староверов, что они не едят из одной посуды с мирскими. Для пришлых людей у них была отдельная посуда. Кроме того, у них строго соблюдалось разделение посуды на чистую и поганую, а в пищу не употреблялось мясо зверя «с когтём» - медведя, зайца, кролика, и с одним, неразрубленным копытом - лошади. В скитах иноки, ведущие монашеский образ жизни, мясо не ели вообще, а рыбу - только «в указанные дни». И конечно, староверы очень строго соблюдали посты, много времени уделяли молитвам. На большие праздники - Рождество, Пасху, Троицу пустынники собирались вместе и, кроме молитв, пели духовные стихи, в которых говорилось в основном о скитаниях за веру.

Скиты в недалеком прошлом были практически в каждом районе нашей области. Однако старообрядцы Томского Приобья не составляли таких компактных групп как «семейские» Забайкалья или «поляки» Алтая. Скиты и заимки неоднократно разоряли и сжигали - в 1930-е гг., в годы войны, при лесоразработках и пр. Нередко они вновь отстраивались или переносились на новое место, сохраняя какое-то ядро, которое со временем пополнялось новыми обитателями. Во многом сейчас скиты выполняют роль своеобразного дома престарелых, так как там обитают преимущественно пожилые женщины. К середине ХХ в. большая часть старообрядческих заимок исчезла. Жители их частично перебрались в соседние крупные селения или в города. Некоторая часть старообрядческих поселений обособилась, сохраняя особенности быта и веру (например, деревни Чановка, Шаламовка, Лось-Гора, Кипрюшка Гарь и др.). Часть староверов поселилась небольшими группами, иногда отдельной улицей в крупных селениях (например, в пос. Красный Яр, в Тогуре). Другая часть удалилась в еще более глухие места, например, в верховья реки Кети. Многие потомки староверов практически утратили религиозные традиции предков, хотя с возрастом в какой-то степени некоторые возвращались к вере.

Скитания в поисках легендарного Беловодья. В этнографических экспедициях по Томской области мне довелось записать много рассказов от староверов и их потомков о неоднократных переселениях в поисках уединенных мест, где нет никаких властей. Вероятно, это и были поиски легендарного Беловодья, страны общего благоденствия, без властей. Много десятилетий староверы устремлялись на восток, в Сибирь, в поисках таких мест. Известный исследователь истории старообрядчества Н.Н. Покровский писал, что в начале ХХ в. старообрядцы Алтая искали Беловодье в нарымской тайге. В одной из экспедиций в 1982 г. в Каргасокский район мое внимание привлек рассказ жительницы пос. Березовка Махониной (Томиловой) Александры Филипповны, 1914 г.р. Четырехлетней девочкой её привезли родители на Алтай из Пермской губернии. Но там не пожилось. Через 4 года переехали в Чаинский район Томской области в пос. Атарму. В возрасте четырнадцати лет переехали на Кенгу в пос. Усть-Кенга. Потом в 1930-е гг. на Чузик в пос. Осипово (Плотбище), затем жили в пос. Чурульке на р. Чижапке. Наконец вышла замуж на р. Комбарс. И под конец жизни приехала к дочери в пос. Березовку лет 12 назад. Можно сказать, что А.Ф. изучила географию области не по карте, а по своим переездам. Почему же они все время переезжали? Оказывается, что ее предки были «непишущиеся», т.е. «не писались», не хотели вставать на учет у властей. Они считали, что идет «царствие Антихриста», и от него ничего нельзя брать - ни пищу, ни одежду. Они ничего не покупали в магазинах, даже соли и спичек у некоторых не было, а всё производили в своем хозяйстве - выращивали хлеб и овощи, держали скот. А.Ф. вспоминала: «Все свое было, выращивали лен, сами пряли и ткали». Еще она рассказывала, что сначала в 1920-30-е гг. их «не притесняли, хотя знали, что они «не писались». «Когда к нам приезжали - отец книги старопечатные им читал, но ничего не притесняли. А потом, перед войной сказали - уезжайте отсюда подальше куда. Через реку Чузик переехали, там опять жили некоторое время. Жили свободно, селились кучками: тут 2 семьи, еще немного дальше семьи три». Переселялись дальше, если их обнаруживали или к ним подселяли новых жителей. В войну, вспоминает А.Ф., уже всех записали, стали платить налоги, и всех мужиков взяли на фронт.