Васильевская церковь. Васильевская церковь (Овруч). Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

Деревня (село) Васильевское находится недалеко от города Серпухов. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине ее, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетский храм, основной объем которого завершается низкой кровлей на четыре ската. Скат увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее. Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но к сожалению она утеряна. Внутри самой церкви можно увидеть сохранившиеся оригинальные резные потолочные балки. Иконостас, утварь бесследно утеряны.



Старинная церковь в глубине села Васильевское появляется перед глазами как то неожиданно, но особого впечатления сначала не производит – захламлённая территория вокруг мешает наслаждаться резной красотой. Церковь полностью деревянная, почти чёрного цвета от старости. Даже купол выполнен из резного дерева.

Никольская церковь – всё, что осталось от старинной дворянской усадьбы – датируется 1689 годом (дважды реставрировалась в прошлом веке: в 1969 м и в 1980 м годах). Храм как памятник архитектуры имеет огромную научную и художественную ценность.

В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад зерна. Во время реставрации в 1969 году разобрали колокольню. А 19 декабря 1993 года храм был передан Русской Православной Церкви, и в нём возобновлены богослужения. Они совершаются только по субботам, в престольные праздники Святителя Николая (19 декабря и 22 мая) и на большие православные праздники.

ПРОЕЗД АВТОБУСОМ №22 ДО ОСТАНОВКИ «ВАСИЛЬЕВСКОЕ», МАРШРУТКАМИ №№ 62, 63.



«Ближе к Серпухову – село Васильевское. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине его, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетской храм, но, в отличие от большинства подобных сооружений, основной объем завершается здесь не двускатной крутой кровлей, а сравнительно низкой и на четыре ската. Он имеет небольшой «повал» (расширение в верхней части) и увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее.

Церковь в Васильевском близка по типу… мелиховской Рождественской церкви. Подобные же храмы, относящиеся нередко и к более раннему времени, можно встретить и в других районах страны. Такой консерватизм архитектурных форм в деревянном зодчестве объясняется особенностями самого материала, в известном смысле «типового», - дерева, - не позволявшего строителям отступать от веками выработанных приемов и типов построек.

Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но, к сожалению, недавняя реставрация осталась незавершенной, и галерея восстановлена не была.

Внутри церкви можно видеть оригинальные резные потолочные балки, причем в трапезной, где они расположены ниже (то есть на более близком расстоянии от зрителя), их резьба мельче и сложнее.

Снаружи трапезная храма скромно украшена пропильной резьбой».

Источник: М.М.Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978



Храм святителя и чудотворца Николая села Васильевское

Васильевское уже известно с 1563 г. Как сельцо упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. В 1627 г. в сельце находился «двор ево помещиков да двор людской, два крестьянских, два двора бобылей». Церковь существовала до 1689 г., так как сын Андрея Соймонова Афанасий подавая просьбу о построении храма патриарху Иоакиму в этом году «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана» . В 1690 г. храм был освящен. В 1705 г. упоминаются жившие при церкви священник Петр Иосифов и дьячок Михаил Иванов. В 1802 г. Никольский храм становится приписным к храму Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево. Документация церкви была объединена с Рождественской церковью, причт Рождественской церкви получал за Никольский храм небольшую ругу (жалование).

В XIX столетии храм святителя Николая был обновлен – пристроена деревянная колокольня, растесаны окна в храме и трапезной, повышена кровля, глава изменила свою форму, внутри храм был оштукатурен вероятно это было сделано тщанием помещицы Варвары Дмитриевны Хмелевой до 1860 г. В первой половине XIX в. богослужение совершалось в храме один раз в Великий пост, в пяток Святой Пасхи, на память святителя Николая, святителя Димитрия Ростовского. Позднее «по резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшей на прошение коллежской ассесорши Варвары Дмитриевны Хмелевой 1860 года декабря 27 дня навсегда утверждены для службы в сем храме следующие дни на 21 мая, 18 июня, на 8-е и 28 июля, на 16 августа, 1-е и 23 (день обновления храма) октября и на 24 ноября с возможным поминовением усопших родителей» . Церковь не отапливалась.

Закрыт деревянный Никольский храм был, вероятно, одновременно с главной церковью Рождества Христова в Телятьево и использовался как ссыпной пункт зерна.

В 1969 году началась реставрация Никольского храма, ему вернули, по возможности, первоначальный облик, но почему-то не была восстановлена северо-западная галерея-гульбище. В 1993 г. возобновлено богослужение. Храм открывается на память святителя Николая, на праздник Богоявления и в Великую субботу.

Никольский храм – уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества на территории Подмосковья. Васильевская церковь принадлежит к так называемому клетскому типу храмов.

Васильевский храм поставлен на каменный фундамент, состоит из прямоугольной в плане клети, к которой с восточной стороны пристроена пятигранная алтарная апсида, а с запада прямоугольная трапезная. Сруб Никольской церкви рублен "в обло". Храмовый сруб несколько расширяется кверху, образуя повал, который позволяет вынести подальше от стен свесы кровли, предохраняя сруб храма от дождя. Кровля церкви четырех скатная, увенчана маленьким восьмигранником с восьмискатной кровелькой, на котором расположена круглая главка с шеей, крытые лемехом (деревянной чешуей из осиновых дощечек с зубчатыми краями). Алтарь храма выложен отдельно "в лапу" и тоже имеет небольшой повал. Кровля западной стены Никольской церкви декорирована скромной резьбой.

В интерьере храма сохранились уникальные балки-матицы, случайно обнаруженные под поздней штукатуркой при реставрации. Это единственные такого рода матицы, сохранившиеся в церковном интерьере средней полосы. Пятигранные сосновые матицы украшены резными, хорошо сохранившимися розетками с солярными знаками, рисунок которых не повторяется, всего розеток сорок.

Храмов, подобных Васильевскому сохранилось крайне мало, они весьма уязвимы. Такого же типа клетская , сгорела несколько лет назад.

ЗАПИСКИ РЕСТАВРАТОРОВ

Ополовников А. В., Ополовникова Е. А.

Неузнаваемо перестроенной была Никольская церковь. И выглядела она безнадежно неинтересной, долгое время не привлекая внимания реставраторов. Лишь когда штукатурка с его некогда «благолепно» выровненного потолка стала обсыпаться, обнажив невероятной красоты резные деревянные балки, реставраторы начали исследовать храм, стремясь определить его первоначальный облик. Что же касается балок, на которые опиралось потолочное перекрытие, то были они не прямоугольные, не круглые в сечении, а пятигранные с чудесной резьбой в виде розеток, каждая из которых имела свой неповторимый рисунок. Ничего подобного в деревянных церквях дотоле не встречалось. И, несмотря на эту уникальность, обнаруженную еще в конце 1960-х годов, Никольская церковь почти три десятилетия простояла в заброшенно-пустом состоянии. Начатая в 1970-е годы ее реставрация так и не была завершена. Церковь все это время не запиралась, и войти в нее мог любой желающий в любое время суток. Слава Богу, кровельных протечек не было, почему стены и драгоценные балки памятника не были повреждены. В процессе исследования Никольской церкви выяснилось, что в конце XIX века всю ее верхнюю часть перекроили заново, а с западной стороны пристроили уродливую колокольню с аляповатым верхом ставшую доминирующей частью здания. Окна и двери храма были расширены и переделаны настолько, что от них не осталось и намека на древнерусское деревянное зодчество. Наружные стены памятника, как обычно для тех времен, обшили тесом «под камень». Галерею вокруг храма уничтожили.

Всесторонние исследования позволили осуществить графическую реконструкцию памятника, воссоздав весьма точно и достоверно его былую архитектурную композицию. Только две детали этого воссоздания остались не подтвержденными следами на подлиннике. Первая - это глава, венчающая церковь, вместо которой был установлен позднейший купол. От первоначальной главы никаких следов не осталось. Вторая деталь - крыльцо, примыкавшее к галерее, от которого тоже не осталось следа. На его месте была водружена колокольня. Все остальные детали - подкупольный восьмерик, подкровельные конструкции, оконные и дверные проемы, галерея, кровли и их элементы - были воссозданы вполне обоснованно и лишь с некоторым восполнением прежних утраченных форм по аналогам с подобными формами других зданий того же времени и стилистической направленности. Потому можно считать, что памятник в целом был реконструирован правильно, хотя в мелких деталях он в чем-то может и отступать от своих подлинных первоначальных форм, оставаясь в то же время традиционным храмовым сооружением русского деревянного зодчества как в своем архитектурно-композиционном решении, так и в каждой мелочи. Здесь и трехчастный план, объединяющий трапезную, четверик и алтарь; и объемно-пространственная структура, в которой центральным композиционным звеном служит статичный и слегка повышенный куб четверика с повалом, перекрытый на четыре ската и увенчанный невысоким четвериком с главкой; и асимметричная «висячая» галерея, оживляющая аскетическую строгость и простоту общих архитектурных форм здания. К таким же типичным проявлениям традиций русского деревянного зодчества надо отнести и весь конструктивно-технический строй этого памятника. Здесь всё, начиная от способов рубки углов и обработки стен и кончая подкровельными конструкциями, сделано точно так же, как и на всех других древних деревянных памятниках России вне зависимости от места их нахождения. И к этому надо добавить, что такие детали, как дверные косяки, волоковые оконца и даже жгуты, розетки и пояски, из которых соткана уникальная вязь потолочных балок, можно встретить на самых разных памятниках деревянного зодчества, разных их деталях и в разных местах России.
В целом пропорциональный строй Никольской церкви, ее масштаб, композиционное построение и формы типичны для небольших скромных церквей.

Немало общего у этого памятника с . Обе церкви просты и не претендуют на высокие архитектурные достоинства, свойственные обычно летним храмам - монументальным и величественным сооружениям, в архитектуре которых ведущим началом выступает не столько практическая, сколько художественная сторона построения. В планировочной композиции Никольской церкви в Васильевском не трудно заметить те изменения, которые появляются в пространственной структуре деревянных церквей к концу XVII столетия. Прежде всего - одинаковая ширина трех разных помещений церкви: трапезной, четверика и алтаря, нарушающая традиционную ступенчатость композиции, а вслед затем и объемно-пространственную выразительность всего здания, в котором четверик был обычно меньшим по ширине в сравнении с трапезной, но более широким в сравнении с алтарной апсидой. Одинаковость объемов привносит некоторую монотонность в силуэт церкви в Васильевском, демонстрируя уже нарождающиеся к концу XVII века признаки деградации традиций древнерусского зодчества. Но, испытав на себе эти новые веяния, архитектура Никольской церкви в Васильевском всё-таки осталась живым воплощением самобытной строительной культуры русского народа. И самое замечательное в ней - резные балки. Они до сих пор остаются непревзойденным шедевром и классическим образцом национально-русской скульптурной пластики и резьбы по дереву. Они - главная особенность памятника. Каждая балка представляет собой пятигранный брус, у которого две нижние грани - наклонные, сопряженные между собой примерно под углом в 45 градусов. Поперечные перехваты разделяют балки на пять секций. По обеим сторонам каждого перехвата, состоящего из комбинации двух витых жгутов, среднего валика и боковых плоских поясков, зеркально располагаются кувшинообразые «дыньки», обрисованные плавными кривыми линиями, которые сходятся к центральной части каждой секции - их розеткам.

Этот основной мотив резьбы балок, повторяемый в каждой секции и на всех четырех гранях, превращает саму балку в единый скульптурный монолит, подобный резным столбам в трапезных, на крыльцах и галереях. В основе его художественной выразительности лежит ритмический шаг подчеркнуто разных архитектурных форм, построенный на их контрастном противопоставлении. Такой пример ритмичного чередования и контрастного сочетания тонко детализированных и крупномерных гладких элементов - одна из самых ярких и общих особенностей всего древнерусского деревянного зодчества. А в Никольской церкви этот общий прием получил еще индивидуальную трактовку, выраженную в том, что все розетки на обеих балках трапезной, а их сорок штук, имеют разный рисунок. Однако здесь нет того хитрого чередования нескольких разных форм, при использовании которых достигается лишь иллюзия их бесконечного разнообразия. Здесь буквально каждая розетка нарисована по-своему, и среди них нет двух одинаковых. И это, несмотря на то, что с любого места можно увидеть лишь половину из общего количества всех розеток. Каждая из них выполнена в технике трехгранной выемчатой резьбы, все они одного размера. И, на что обратим особое внимание, на них нет каких-либо следов прежней раскраски, кроме остатков позднейшей штукатурки. Более того, живая текстура дерева - годичные слои и кольца, следуя всем прихотливым переливам форм розеток, еще резче подчеркивают и выявляют сами эти формы, внося в них дополнительный декоративный мотив, органично слитый с их рисунком. Поэтому розетки, как, впрочем, и вся резьба балок, выступают как формы, специфичные для дерева и гармонически взаимосвязанные с его естеством. Пластика объемных форм, расположенных в трехмерном пространстве, сливается здесь и с выразительностью самого дерева, словно пронизывающего своими мерцающими волокнами эти формы, и создает бесконечно изменчивую гамму как бы движущихся полутонов и бликов, за которой теряется предел видимого и воспринимаемого. Добавим к сказанному, что сравнительно мелкий рисунок балок рассчитан на близкое восприятие: высота потолка в трапезной составляла всего 2,5 метра. Сами же балки выполнены из прекрасной кондовой сосны с ярко выраженной текстурой. В заповедных лесах Серпуховской земли и по сей день стоят подобного рода красавицы сосны.

http://tsobor.ru/?p=1545



В ночь с 18 на 19 июня полностью сгорела деревянно-рубленная церковь Николая Чудотворца в деревне Васильевское Серпуховского района. Это самая старая православная церковь на территории района, она построена в конце XVII века.

Как сообщили «МК» в Серпухове» специалисты противопожарной службы, в церкви не было электропроводки, поэтому пожарные подозревают умышленный поджег. Сейчас пожар полностью потушен. Информацию полностью подтвердили и в администрации Васильевского сельского поселения.

Поскольку церковь Николая Чудотворца принадлежит Серпуховскому благочинию, на место приехал отец Владимир. Несмотря на большое историческое и культовое значение церкви, она не охранялась.

Надднепровские холмы раньше венчало гораздо больше куполов, чем теперь. Два небольших купола Васильевской церкви и ее колокольни почти не доминировали в панораме (по сравнению с куполами лавры, Никольского военного собора и Андреевской церкви), но сама церковь стояла в почти неизменном виде с конца XVII века.

Путаница с названием храма прочно вросла в киевскую историю, поэтому до сих пор ее название пишется в нескольких вариантах. Еще в XVII столетии считали, что небольшое здание напротив построек Киево-Михайловского Златоверхого монастыря возведено еще во времена князя Владимира Великого (А. Кальнофойский «Cerkiew ś. Bazylego na samy przod zmurowana od Wielkiego Włodzimierza»: Τερατούργημα..., 1638, стр. 25. ). В челобитной игумена Киево-Братского монастыря, поданной царю Михаилу Федоровичу в апреле 1640 г. по вопросу о реставрации Трехсвятительской церкви, последняя называется «построением прародителя государева святаго равноапостольного великаго князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия». «Строением великого князя Владимира» называется Трехсвятительская церковь и в другой челобитной — московским царям Иоанну и Петру, посланной из Киева в 1688 г. (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. ТКДА, Киев, 1899, кн. I (январь), стр. 111. ) .
Распространенную среди киевских церковников XVII в. датировку храма некритически усвоили и первые исследователи киевских древностей. Так, Н. Самойлов (Н. Самойлов. Киев в начале своего существования. М., 1834 ) считал, что существующая Трехсвятительская церковь есть «остаток Владимирова века» . Автор не сомневался даже в том, что это именно та первая церковь, которая была поставлена Владимиром на холме, где до этого стояли деревянные кумиры. Н. Самойлов считал, что даже слова «повеле рубити церкви» не опровергают его мнения, ибо, по его словам «можно рубить и из камня». Автор оставлял, однако, возможность и иного решения: «Если, по введении христианской веры тотчас для поспешности срублена была и деревянная..., то вскоре сооружена каменная». Изучение самой постройки приводило Н. Самойлова к окончательному убеждению в правильности его соображений. Васильевская и Десятинная церкви, по его мнению, «складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстом греческом цементе, а по сему нет сомнения, что основание ныне существующей Трехсвятительской церкви весьма древнее, требующее согласиться с Киевским месяцословом, что строение оной времен Владимира».
М. А. Максимович также считал, что Трехсвятительская церковь сохранилась от времен Владимира. «На древнем остатке ее», по словам автора, построена в 1695 г. (при В. Ясинском) сохранившаяся до недавнего времени церковь (М. А. Максимович. Обозрение Старого Киева , 1839 ) .
Автор описательного текста к изданию И. Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» (Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Изданное по Высочайшему соизволению киевским гражданином Иваном Фундуклеем. Киев Типография И.Вальнера 1847г. viii, xvi, 111 с .) полагал, что «первоначальная Васильевская церковь была поставлена деревянная, но потом построена каменная, может быть теми же мастерами, которые вызваны были для построения Десятинной церкви».

Между 1658—1660 гг. Трехсвятительская церковь сгорела (во время восстания гетмана И.Выговского против московских властей артиллерийским огнем разрушили купол и перекрытия) .
В 1688 г. Киевский митрополит Гедеон Четвертинский просил у царей Иоанна и Петра разрешения разобрать руины двух древних киевских храмов — церкви Василия и церкви Екатерины, «которые стоят обветшавши и пусты», а строительные материалы из них употребить на починку Софийского собора (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. Киев, 1899 ) . Однако разрешения московского правительства на разборку названных храмов Гедеон не получил. Киевскому воеводе И. В. Бутурлину «с товарищи» было предписано сделать описание обветшавших церквей и составить сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет, и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь». В июне того же 1688 г., по-видимому, узнав о московском предписании, игуменья Киево-Михайловского монастыря подала царям Иоанну и Петру прошение передать руины Трехсвятительской церкви названному монастырю, не имевшему своей церкви. В челобитной состояние развалин древнего храма описывалось следующим образом: «В городе Киеве старая церковь каменная во имя трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, и у ней только порушились одни главы и строение великого князя Владимира, а около той церкви близко дворов нет, только одне житницы их великих государей». Монахини просили, чтобы ввиду того, что «государского жалования им, руги, против иных монастырей, нет... чтобы великие государи пожаловали, велели ту церковь починить и огородить и их в том монастыре построить».
Вскоре в Москве был получен ответ от киевского воеводы, который описывал состояние храма в значительно более мрачных красках и, по-видимому, более объективно, чем это делали монахини: «Церковные каменные стены св. Великого Василия, — писал Бутурлин, — во многих местех разселись, глав церкви и сводов нет, обвалились с давних пор; а мочно ль тое церковь, не разбирая, починить, и своды и главы те стены удержат ли, и сколько на починку той церкви каменных и всяких припасов надобно, того осмотреть и сметить некому, каменных дел подмастерья нет».
Ввиду неопределенности ответа о возможности восстановления храма вопрос был отложен, а челобитчицам было решено выстроить новую деревянную церковь.
Вскоре митрополит Гедеон умер, и киевскую кафедру 2 июня 1690 г. занял Варлаам Ясинский. Прибыв по вызову московского правительства в Москву и осыпанный там царскими милостями, новый митрополит среди многих просьб ходатайствовал о восстановлении Трехсвятительской церкви. В челобитной Ясинского состояние древнего памятника описывалось вновь в весьма мрачных красках, причем митрополит намекал, что «нерадение о той церкви и нестроение же и запустение» достигло таких размеров, «каково не бе и при державе ляцкой», при которой церковь была отдана «в дозор и владение» Братскому монастырю. Лишь после пожара, который произошел в воеводство Василия Бутурлина, церковь была «обращена в житницы запасов».
По словам челобитной, «Трехсвятительская церковь стоит пуста, обветшала и попремногу разорена, сотиснена же окрест амбарами житниц и запасов от воевод киевских».
Вскоре в Киев был послан приказ снести амбары, расположенные вблизи церкви, вопрос же о «строении» церкви был опять несколько отложен впредь до того, «как с неприятелми басурманы война кончится».
Реставрация храма, начавшаяся, по-видимому, около 1692 г., протекала довольно медленно. Во всяком случае на плане Киева, составленном в 1695 г., Трехсвятительская церковь изображена еще далеко не законченной, не доведенной даже до сводов (План Киева, составленный в 1695 г. Киев, 1893. ) . Это изображение не позволяет согласиться с широко распространенным мнением, высказанным впервые М. А. Максимовичем , считавшим, что Трехсвятительская церковь была реставрирована в 1693—1694 гг. и 30 января 1695 г. было освящена (М. А. Максимович. Объяснительные параграфы о Киеве. Собр. соч., II, Киев, 1877, стр. 63; ср.: Н. И. Петров. Историко-топографические очерки..., стр. 126; Н. Закревский (Описание Киева, т. I, стр. 210) относил возобновление церкви даже к 1693 г . ) .
О дате завершения реставрационных работ косвенно свидетельствует пространная надпись на гравюре Илариона Мигуры, поднесенной им 1 января 1707 г. генеральному судье Запорожского войска Василию Кочубею. На гравюре изображен небольших размеров трехкупольный храм, а в нижней части ее находится герб Кочубея и весьма витиеватого стиля многословная поздравительная надпись, обращенная к нему, из которой можно понять, что Мигура восхваляет Кочубея за то, что тот, следуя «благословительному совету» Варлаама Ясинского, принял участие в возобновлении Трехсвятительской церкви.
По-видимому, реставрационные работы были завершены окончательно лишь в первые годы XVIII в. Еще при Варлааме Ясинском, вероятно, была разобрана западная пара столбов четырехстолпной церкви XII в., так что свод стал опираться непосредственно на стены здания (Ф. Л. Эрнст. Киïвська архiтектура XVII ст. 1926 ) . Кочубей, продолжая реставрацию, пристроил к прямоугольной основе здания пятигранный притвор, во всю ширину здания, похожий на западную часть трехглавых церквей с трехчастным планом. В дополнение к большому барабану с главой Кочубей поставил главы над притвором и алтарем. Таким образом, древний храм, получив некоторую трехчастность в композиционном решении и завершение тремя главами, расположенными по оси восток—запад, в значительной степени приблизился к украинским трехглавым церквам с трехчастным планом.
Обновив Трехсвятительскую церковь, Варлаам Ясинский, по-видимому, тогда же организовал при ней мужской монастырь «к житию престарелых и больных монахов Киево-Софийского и других киевских монастырей » . Однако вновь основанный монастырь просуществовал всего восемьдесят лет. В 1775 г. он был закрыт. В 1935—1936 гг., в связи со строительством правительственного центра в этом районе Киева, церковь Василия была разобрана, к сожалению, не подвергнувшись серьезному архитектурно-археологическому исследованию.

С западной стороны к церкви примыкал высокий пятигранный притвор, выстроенный при реставрации 90-х годов XVII в. Западная часть древнего храма при постройке притвора была значительно искажена: вместо древнего портала был сделан широкий проем, соединивший притвор с храмом, разобрана западная пара столбов .

С южной стороны к храму был пристроен придел, значительно уступавший древней части храма по высоте. Древние своды и купол храма не сохранились; по-видимому, они рухнули после пожара в 50-х годах XVII в. и восстановлены в конце XVII в. Стены апсиды и восточная пара столбов сохранились до уровня пят сводов. Равнослойная кирпичная техника кладки этих частей здания , а также размер кирпича и характер известкового раствора с примесью толченого кирпича неоспоримо подтверждают изложенные выше соображения о дате памятника. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. На внутренней поверхности стен церкви на уровне пят сводов и арок местами сохранились шиферные карнизы. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. Средние лопатки западного фасада не сохранились. Д. В. Айналов (Д. В. Айналов. Искусство киевского периода. В кн.: История русской литературы, т. I. Изд. АН СССР, М. — Л., 1941 ) утверждал, что полуколонны на фасадах церкви Василия были полые внутри. Обследовать эту особенность при разборке церкви в 1930-е гг. не удалось. В руинах малого храма Зарубского монастыря, раскопанных Н. Беляшевским в 1907 г., действительно были обнаружены полые полуколонны (М. К. Каргер. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб. СА, XIII, М. — Л., 1950 ) .

Деталь южного фасада.

К южной стене в XVIII в. на средства запорожских козаков пристроили приземистую часовню с небольшим грушевидным завершением.
Интерьер храма украшал иконостас в стиле рококо. В 1887 г. храм расписан Шмидтом. В 1888 г. храму было возвращено историческое название - в честь Василия Великого. Имела два придела - в честь Св. Василия и Св. Ольги.
В 1914 г. при Старокиевской Васильевской церкви (еще один вариант названия) служили: протоиерей Скрипчинский Еф.В., диакон Базилевич Ант.В., староста Кравченко Ант. Г.

В 1901-1904 гг. по проекту архитектора В. Николаева на ул. Трехсвятительской (сейчас этот участок соответсвует ул. Десятинной, 2-4) выстроена трехъярусная колокольня в нео-русском стиле. Ярусы разделялись широкими карнизами. Фасады украшались кирпичным декором (крестами, нишами). Карнизы первого и третьего ярусов были украшены кокошниками. Купол здания был грушевидной формы, что несколько смягчало несоответствие стилей церкви (формы украинского (мазепинского) барокко) и колокольни.
Колокольня была разобрана в числе первых в Киеве - в 1929 году.

При наложении плана Киева 1925 г. на фото из космоса ( Google Earth ) можно увидеть, что здание МИДа занимает место пристройки Васильевской церкви и частично занимает место одноэтажного здания с воротами, над которыми находилась колокольня.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции - только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам - эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна - с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, - читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), - вторая - с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень [икон], - пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х гг., родом из д. Рамейково), - показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV - ХVI вв.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)».

Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной.

История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней - поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: дв[ор] попов, дв[ор] проскурницын, дв[ор] понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.

Но 1594 г. - это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х гг., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова - Василий и названия храма - Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.

Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века.

Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.

Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) - во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) - во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом - холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной - теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида - одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, - вспоминает Константин Егорович Филиппов. - Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах - старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, - многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон - сцены с изображением Иисуса Христа.

В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас.

В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко - 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г.

Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 90-е».
Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й.

К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). Местные жители их хорошо помнят и отзываются по-доброму. «Это была очень добропорядочная семья»; «На их семью молиться и креститься надо» - о семье о. Анатолия. Жена о. Иоанна была портнихой и учила жить деревенских девочек, а сам он любил рисовать - о семье о. Иоанна. О. Анатолий жил в с. Васильевском, недалеко от церкви, по правой стороне села. Дом не сохранился. Возможно, его сожгли в период немецкой оккупации. На этом месте сейчас находится дом № 20. О. Иоанн жил в д. Рамейково, отделенной от с. Васильевского речушкой Улюсть: в части деревни, примыкающей к речке. Его дом располагался слева от дома № 6, если стоять лицом к последнему. В доме № 6 ныне проживает Валентина Афанасьева Горшкова (в девичестве - Соколова). Бывший же дом о. Иоанна номера не имел. (Нумерация строений в д. Рамейково поздняя и крайне запутанная, поэтому приходится прибегать к описательному методу). Бывший дом о. Иоанна сгорел где-то в начале 1990-х. По слухам, его подожгли ради получения страховки. До тех пор, пока действовала церковь, был и псаломщик. Он проживал в сохранившемся доныне доме № 16 с. Васильевского.

Местные жители называют разные годы ареста священников: 1932, 1933, 1934, 1936, 1937-й. «О. Иоанна и о. Анатолия забрали одновременно - вечером они были, а наутро их никого уже не оказалось, то есть арестовали ночью, - вспоминает Анна Александровна Зенина (в девичестве - Иванова). - Никто не видел, как их забирали». «Семью, наверно, выселили и угнали в Сибирь. Колокола сняли», - рассказывает Надежда Ивановна Смирнова (в девичестве - Филиппова). Известно, что дочь о. Анатолия, Ия Анатольевна Вишнякова, 1922 г.р., в 1960-е гг. работала в г. Калинине (Твери) в средней школе № 17. Несколько лет назад, - вспоминает Людмила Федоровна Демьянова (в девичестве - Виноградова), - она приезжала в Васильевское, тогда ей было уже за 80 - «обошла весь храм, где служил ее отец». У Ии Анатольевны есть сын. Может быть, они отзовутся?

После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, - вспоминает К.Е. Филиппов. - Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е гг. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, - вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве - Филиппова), - приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда».

После закрытия храма религиозную жизнь в с. Васильевском и д. Рамейкове долгое время поддерживали две замечательные женщины: Анна Антоновна Соловцова («главная») и Вера Матвеевна Молоткова. Возможно, раньше они прислуживали в церкви. Когда не стало священников, они крестили, отпевали - читали молитвы, проводили крестные ходы. «Эти две женщины, - вспоминает А.А. Зенина, - и по виду напоминали монахинь - были одеты в черное. Они ходили отсюда пешком, вероятно, в Тверь (60 км), так как там оставались действующие церкви». «Во время первого выгона скота на пастбище в мае (очевидно, на день Св. Георгия), - вспоминает Л.Ф. Демьянова, - А.А. Соловцова и В.М. Молоткова с иконами ходили: шел скот, потом они с иконами, а за ними все остальные люди… В 1953-1955 гг. крестные ходы еще были, а при Хрущеве их уже не было».

Закрыли церковь, запретили крестные ходы, проходили годы, десятилетия, но память о жизни со Христом не умирала. Н.И. Смирнова рассказывает о своем детстве: «Ходили молиться Богу. Мама повяжет платок красивый, и я пойду. Я когда молилась, смотрела только наверх - все было разрисовано, красиво - Богородица и святые. Все сделано под золото, чисто, красиво. На стенах сделаны выгибы - одна выемка, вторая. В церкви помещение большое: стоят по рядам - так много народа… На Пасху ходили вокруг церкви - в 12 часов ночи, а потом придут домой и разговляются». А вот воспоминания А.А. Зениной о ее походах в церковь вместе с мамой, Татьяной Ивановной Ивановой: «В церковь ходили утром. Вход был со стороны колокольни… Главный придел был очень красивый и отличался от трапезной. Служба проходила в теплом приделе. Я приходила и вставала рядом с мамой, везде висели иконы, лампадки горели. Помню, как я однажды стояла в церкви, и казалось особенно красиво…»


Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в родном храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова (04.03.1951 - 21.04.2012) в храме начались восстановительные работы. Активное участие в них приняли Алексей Васильевич Бурлаков, Николай Григорьевич Кожевников, Александр Федорович Васильев. В трудах по обустройству храма и благоустройству территории участвовали Константин Егорович, Татьяна Семеновна и Максим Константинович Филипповы, Фаина Анатольевна Чумикова, Валентина Александровна Васильева, Елена Вячеславовна Хухрова, Людмила Аркадьевна Русакова, Наталья Михайловна Иванова, Марина Анатольевна Зенина и многие другие. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель - Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок… Приглашаем всех, кому не безразлична судьба Отечества, Русской культуры, Веры Православной, оказать посильную помощь в возрождении церкви свт. Василия Великого в с. Васильевском. Желающие помочь, могут обратиться:

в Православный Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение»
д. Броды Старицкого района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви,
настоятель священник Роман: 8-904-026-95-69, 8-930-150-56-37
председатель приходского совета Наталья Васильева: 8-910-531-96-65

А также перечислить денежные средства - реквизиты указаны на странице

К.и.н. М.М. Горинов

Существующий каменный храм во имя Св. Живоначальной Троицы (Троице-Васильевский) заложен в 1743 г. и окончен в 1751 г. «иждивением орловского купца Николая Васильевича Кузнецова с прихожанами». Храм двухэтажный, первый этаж был теплый, верхний - холодный. Первоначально имел три престола: вверху - во имя Св. Троицы, внизу - Св. Василия Великого, в правом приделе - Св. Никиты.

Каменная колокольня построена в 1802 г. В 1867 г. храм расширен на средства орловского купца Енфимия Семеновича Шелкова пристройкой с обеих сторон в два этажа. В 1881 г. вокруг церкви устроена кирпичная с железной решеткой ограда. 3 сентября 1872 г. в верхней церкви протоиереем Иоанном освящен с правой стороны придел во имя Св. Тихона Задонского, а 5 июля 1880 г. в ней же слева протоиереем Александром Павловским освещен придел во имя Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В 80-е годы был освящен придел в нижнем храме с левой стороны во имя Св. великомученицы Варвары, иконостас которого был изготовлен на средства прихожанина Павла Ивановича Афанасьева. Таким образом, церковь к концу столетия стала двухэтажной и шестипрестольной - единственной в городе Орле.

В 1896 г. произведен ее капитальный ремонт снаружи, в ходе которого, в частности, были позолочены кресты и главы, а верхний ярус колокольни переложен заново.

В 1899-1900 гг. была отремонтирована нижняя церковь, стены и потолки расписаны живописью, устроены 4 вентиляционные печи. Плотницкие работы производил подрядчик Косма Егорович Овечкин, иконостасные - болховский купец Петр Павлович Абашин, каменные и штукатурные - подрядчик П. М. Тиморин и др. На колокольне было 8 колоколов, один из которых массой 318 пудов был приобретен в 1849 г.

В числе прочего были заменены иконостасы на новые, в проходной арки по новому рисунку в форме иконостасов устроены места для икон. С правой стороны спасителя Б.М. «Страстная», Иоанна Крестителя, Вмч. Пантелеймона. С левой стороны Святой Троицы, Б.М. «Взыскание погибших», Св. Тихона Задонского, Феодосия Черниговского. Устроены два новых балдахина для икон «Млкопитательницы», Пр. Тихона Калужского, два поставных киота для икон Б.М. «Скорбящая» и трех Св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, устроен поставной крест с изображением распятия с предстоящими. Особо чтимыми были иконы Святой Троицы в серебряно-вызлащенной ризе, Б.М. «Взыскание погибших» в серебряно-вызлащенной ризе с бриллиантами и икона Пр.Тихона Калужского в серебряно-вызлащенной ризе. Достоверно известно, что болящие люди получали исцеление после чтения акафиста и совершения водосвятного молебна у икон Пр.Тихона Калужского, Б.М. «Млекопитательница».

В 20-е годы Троице-Васильевская церковь некоторое время принадлежала обновленцам, но была закрыта из-за отсутствия прихода. В 30-е годы храм утратил верхние ярусы колокольни и венчавшую главный объем главку, восстановленную в 1989 г. С этого времени храм использовался не по назначению. С 1951 года в здании располагался обком ДОСААФ, с 1972 года здесь находился городской технический клуб. В конце 1999 годов здание церкви арендовала хозрасчетная организация ООО «За рулем».

Решением Малого Совета орловского областного Совета народных депутатов от 6.07.93 № 81-7 здание храма отнесено к памятникам архитектуры регионального значения. Охранное обязательство по недвижимому памятнику религиозного значения было подписано 3 июля 2005 года.

24 июня 1999 года по решению городского Совета народных депутатов здание храма передано Орловско-Ливенской епархии. Настоятелем назначен протоиерей Сергий (Крючков С.Ю.). 21 июля 1999 года в день празднования Б.М. «Казанская» проведено первое богослужение.

12 февраля 2000 года в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого архиепископ Орловский и Ливенский Паисий совершил освящение престола Василия Великого. В настоящее время храм является действующим. Согласно православному календарю совершаются богослужения, работает воскресная школа для детей и взрослых. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы на средства прихожан, частных лиц, многих предприятий и организаций города Орла.

В 2010-е годы роспись храма выполнена художником Смородиновым.

По материалам Троице-Васильевского храма