Понятие макиавеллизм и современные споры о нем. Эссе «Макиавеллизм история и современность. Макиавеллизм как деградация общественной морали

Макиавелли и макиавеллизм

Макиавеллизм -- образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Главным механизмом борьбы за власть и ее осуществлением является сила. Именно сила позволяет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя -- хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям -- дело естественное и обычное, а «крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола». Макиавелли довольно подробно описывает правила, которыми руководствуется государь в зависимости от обстоятельств и времени правления, стадий борьбы за власть и пользования властью. При этом он выделяет негативные и положительные качества государя, условия их взаимопревращения друг в друга. Так, на пути к власти щедрость необходима, а при достижении власти она вредна. Государю следует избегать следующих пороков: презрения и ненависти подданных, злоупотребления милосердием и других. Презрение возбуждается непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Государь наделяется и набором положительных качеств: верность данному слову, прямодушие, неуклонная честность, сострадательность, милостливость, искренность, благочестивость, великодушие, бесстрашие, мудрость и др.

Политическое учение Макиавелли было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка. Соотношение между действительным учением Макиавелли и «макиавеллизмом» достаточно сложно, сформулировав принцип оправдания средств, применяемых политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств политического действия.

Государство. Цели и средства в политике

Правовое и политическое учение Макиавелли основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить и способы действий, полезных в настоящем.

Государство Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение. Все государства (именно Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления и определенную территорию) по форме правления Макиавелли делит на республики, на государства, управляемые единовластно, и на лицензии (наихудший тип). Наилучшая форма правления - республика, но государству, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством», также отданы симпатии автора. Анализируя средневековое прошлое Флоренции и опираясь при этом на труды предшественников, а также и на обширный документальный материал, Макиавелли впервые столь последовательно рассматривает и подчеркивает роль борьбы в обществе, не только столкновения интересов отдельных групп правящей верхушки, но и требований и выступлений широких слоев городского населения. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших факторов исторического развития.

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та -- республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, --таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса.

С точки зрения Макиавелли наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. Макиавелли характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. Макиавелли ввел понятие «государственный интерес» для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют так называемые, «высшие государственные интересы». Целью действий правителя безусловно, таким образом, является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно Макиавелли, «правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи».) «Государь» Макиавелли - это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал «новому государю» «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению Макиавелли - это «славные преступления». С точки зрения Макиавелли, «ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами». При этом Макиавелли призывал уделять особое внимание «общему благу» - общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По Макиавелли, истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом Макиавелли был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как «необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства», религия, согласно убеждению Макиавелли, утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения Макиавелли ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества Макиавелли полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По Макиавелли, именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: «Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание - хорошими законами, а хорошие законы - теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются». Стяжательство, по мнению Макиавелли, - это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у Макиавелли «скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества». Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu - основополагающего достоинства удачливого правителя - способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. Макиавелли считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же - удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, таким образом, - гармония политического действия и окружающей эпохи.

В политике единственным критерием оценки действий государства являются укрепление власти, расширение государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: «Пусть обвиняют поступки, лишь бы оправдывали результаты». Поступок государя всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши". Из представленных посылок и вытекает основной принцип, которым должен руководствоваться властитель: цель оправдывает любые средства. При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет государственной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, за малое зло человек может отомстить, а за большое -- не может. Лучше убить, чем грозить, -- грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая -- отделываешься от врага окончательно».

Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно.

Макиавелли и «макиавеллизм» дискуссия длиною в 500 лет

В XVI веке политическая наука стала развиваться бурными темпами. Нельзя сказать, что Макиавелли был ее родоначальником, т. к. огромную важность вопросы политики приобрели уже у средневековых мыслителей (Фома, Оккам, М. Падуанский и др.). Скорее можно говорить о внезапном появлении большого количества оригинальных мыслителей – философов политики.

В это время выходят в свет такие сочинения как «Франко-Галлия» Ф. Отмана, «О государстве» Ж. Бодена, являющиеся не менее классическими (если можно так выразиться) для политической науки, чем тексты Макиавелли. Однако, уже через 50 лет после смерти, Макиавелли начинают постоянно включать в число отцов-основателей новой науки, причем включать очень странным образом: как фигуру одиозную. В самом деле, ни Отман, ни Боден, ни де ла Боэсси, ни Гроций – никто из великих правоведов тех времен не вызывал, и сейчас не вызывает таких дискуссий, как Макиавелли. Примечательно, но первое серьезное исследование творчества итальянского мыслителя носило название: «Анти-Макиавелли» и принадлежало перу француза И. Жантийе. В этом произведении автор сформулировал все основные претензии к Макиавелли и его доктрине, с тех пор называемой «макиавеллизмом». Эти претензии на сотни ладов пересказывались затем различными учеными и дожили до XX века. Во введении к трактату Жантийе писал, что цель его состоит в том, «чтобы указать людям, принадлежащим к нашему французскому народу, на источник тирании, которая существует во Франции в течение уже 50 лет, и на ее теоретика» . Итак, первый и главный упрек Макиавелли состоял в том, что он адресует свое произведение государю, а не народу, и, следовательно, сосредоточен на воспитании тирана и ищет средства для поддержания тирании. Такая установка возникла у Макиавелли потому, что он полностью игнорирует идею права (как любой тиран). Игнорирует право божественное, т. к. сознательно абстрагирует религию от науки управления (а ведь божественное право запрещает убивать), игнорирует право естественное, т. к. негативно изображает человека, которого создала природа, наконец, игнорирует право гражданское, т. к. ставит выполнение законов в зависимость от силы государя. Именно тираны, по мнению Жантийе пользовались рекомендациями Макиавелли и их опыт послужил основой для его книги. Напротив, великие мудрые цари действовали всегда противоположно тому, что предлагает Макиавелли. Многие современные мыслители видят подтверждение этим словам в тех фактах, что Гитлер и Сталин – величайшие тираны ХХ века, весьма уважали Макиавелли.

В самом деле, достаточно несколько цитат для того, чтобы подтвердить правоту Жантийе и навсегда обвинить Макиавелли в аморализме, антигуманизме, жестокости и пособничеству тиранам: «государь прежде всего должен стремиться к тому, чтобы его считали весьма благочестивым, даже если он и не таков…, государь должен искоренить род тех, кто раньше господствовал в завоеванной стране…, государь должен подражать Цезарю Борджа…, государя, если он хочет, чтобы ему повиновались, не должно смущать то, что за ним закрепилась репутация жестокого…, для государя лучше, чтобы его боялись, чем любили…, государь должен сочетать природу льва и лисицы…, жестокость, которая ведет к доброму концу, не должна осуждаться…, государь не должен страшиться предательства, обмана и притворства…, вера, милосердие, щедрость – добродетели, которые могут сильно повредить государю…, государь должен свыкнуться в душе с тем, что будет бесчеловечным и жестоким… и т. д.»

Тем не менее у Макиавелли нашлись защитники и последователи, которые обвинили Жантийе и всех антимакиавеллистов в неверной интерпретации итальянского ученого и в непонимании сути всей его доктрины. Во-первых, отделение политики от религии ставилось в безусловную заслугу Макиавелли; во-вторых, отвергался тезис об имморализме его учения (т. к. кроме религиозной морали может быть и светская, которую Макиавелли якобы не нарушает). В частности все рекомендации Макиавелли оправдывались ссылкой на то обстоятельство, что они даются ради конечной благой цели – объединения Италии. Этот взгляд родился в XVIII веке и весьма распространен сейчас, в том числе и среди отечественных исследователей. Б. Г. Кузнецов, Л. М. Баткин, В. И. Рутенбург, В. П. Комарова, А. С. Алексеев, Ф. М. Бурлацкий и др. смело причисляют Макиавелли к «гуманистам».

Противники Макиавелли справедливо возражают на этот аргумент, что «объединение Италии» не должно оправдывать общие жестокие и бесчеловечные методы. Сущность Макиавеллизма была отчеканена в следующей формулировке: «цель оправдывает средства». Воззрение, что ради благой цели можно приносить какие угодно жертвы, идти на сделку с совестью, явно не совместимо с гуманизмом.

Сторонники Макиавелли возражали, что в текстах мыслителя отсутствует выражение «цель оправдывает средства», зато наличествует другое: «я ни разу не пожелал прикрыть неблаговидный поступок благовидным предлогом или очернить похвальное дело из-за того, что оно предпринято ради противной цели» . Все дело в том, что в «Государе» Макиавелли якобы высказывает не свои мысли, а «объективно» описывает методы, которыми пользуются тираны. Сам Макиавелли, как показывают его другие книги, например, «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», скорее был республиканцем, чем монархистом. Родилась даже теория «двух Макиавелли». Одного – гуманиста, второго – объективного исследователя пороков политики. Наиболее апологетический взгляд сформулировал итальянский коммунист А. Грамши, который вообще заявил, что Макиавелли писал «для народа», т. к. тиранам их уловки и так известны. Таким образом, Макиавелли якобы выдал в тонкой форме все секреты правителей для того, чтобы народ знал, как с ними бороться. К сожалению, нет подтверждений, что текст «Государя» был написан именно из таких соображений и, значит, эту гипотезу можно отнести только за счет воображения автора. Вообще же в современной литературе вопрос о гуманизме и антигуманизме Макиавелли остается нерешенным. Большинство исследователей склоняется к тому, что взгляды Макиавелли были эмпиричны, эклектичны, в лучшем случае – он был просто релятивистом. Попытки осмыслить теорию Макиавелли как целое не удаются без существенных искажений. Мы попытаемся это сделать, но для этого придется уйти от самопонятности многих терминов, которые постоянно используются при интерпретации текстов Макиавелли:

«гуманизм», «мораль», «цель», «средство», «судьба», «добродетель» и др. Необходимо использовать не внешние понятия, а стараться вникнуть в ту задачу, которую ставил семе сам Макиавелли.

Из книги Русская рулетка автора Кьеза Джульетто

МАКИАВЕЛЛИ Я долго раздумывал над тем, как назвать эту заключительную главу, следующую за эпилогом, но по сути являющуюся настоящим эпилогом. Эпилогом не для книги, а для целого исторического периода. Конец приходит не только режиму Ельцина, конец приходит иллюзиям,

Из книги Газета Троицкий Вариант # 45 автора Троицкий Вариант Газета

История длиною в век 301 302 Вместо новогоднего поздравления Ровно сто лет назад один русский писатель живо описал «толчок» (сейчас говорят «маркет» или даже «супермаркет») на одной одесской улице. Среди прочих дилеров там были уличный фотограф со своим огромным

Из книги Литературная Газета 6274 (№ 19 2010) автора Литературная Газета

Преодоление длиною в жизнь Панорама Преодоление длиною в жизнь АКТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ Не секрет, что зачастую, как только юбилейные торжества сходят на нет, человек, о котором вот только что все в один голос твердили, что он буквально «наше всё», что сегодняшнюю жизнь просто

Из книги Дневник плохого года автора Кутзее Джон Максвелл

Из книги Агрессивные Штаты Америки автора Кастро Фидель

Стратегия Макиавелли Рауль поступил очень хорошо, достойно промолчав в ответ на заявления, опубликованные в минувший понедельник 21 июля в «Известиях» относительно якобы размещения в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение

Из книги Сохранять достоинство автора Бернанос Жорж

Дядя Сэм и Макиавелли Перевод Е. В. НикитинойСентябрь 1943 г.Похищение Муссолини относится к разряду тех событий, которых люди солидные, люди серьезные никогда не предвидят и довольствуются тем, что принимают их, становясь еще более серьезными. В эпохи, подобные той, что

Из книги Литературная Газета 6363 (№ 11 2012) автора Литературная Газета

Смерть длиною в жизнь Смерть длиною в жизнь ПРЕМЬЕРА Кшиштоф Занусси в очередной раз убеждает нас в том, что жизнь - лишь смертельная болезнь, передающаяся половым путём. На этот раз в театральной форме - постановкой пьесы знаменитого провокатора Эжена Ионеско.

Из книги Литературная Газета 6391 (№ 44 2012) автора Литературная Газета

История длиною в 10 лет История длиною в 10 лет ВАС БЕСПОКОИТ "ЛГ" В этом году кафедре журналистики Московского государственного университета культуры и искусств исполняется 10 лет. О том, как она создавалась, чем журналисты Университета культуры отличаются от своих

Из книги Размышления команданте революции автора Кастро Фидель

Стратегия Макиавелли Рауль поступил очень хорошо, достойно промолчав относительно заявлений, опубликованных в понедельник 21 июля в «Известиях» в связи с возможным созданием в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение давалось, исходя

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Газета Завтра 433 (11 2002) автора Завтра Газета

ДОРОГА ДЛИНОЮ В ДВА ГОДА Олег Бакланов 11 марта 2002 3 0 11(434) Date: 12-03-2002 Author: Олег Бакланов ДОРОГА ДЛИНОЮ В ДВА ГОДА (Из воспоминаний) Конец 1982 года. Пришло осознание цены аварии двигателя 11Д521 в составе первой ступени ракеты-носителя 11К77. Полномасштабный Загорский стенд

Из книги Умные парни (сборник) автора Лесков Сергей Леонидович

ИННОВАЦИИ ПО МАКИАВЕЛЛИ Итальянский политик и философ эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, а он был голова, сказал, что справедливости не бывает, но есть лишь справедливость в определенных обстоятельствах. Макиавелли много чего наговорил, и все как будто про нас, потому

Из книги Политические онтологики автора Матвейчев Олег Анатольевич

Н. Макиавелли без тайн и загадок Введение Фигура Макиавелли, наверное, самая мифологизированная в истории философии политики. Ему приписывают то дьявольское коварство, то ангельское добролюбие. Трактовки творчества Макиавели разнятся, между прочим, в зависимости от

Из книги Афоризмы великих мужчин автора Оганян Ж.

Н. Макиавелли: жизнь и творчество Макиавелли (1467–1527) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. До тридцати лет Макиавелли является созерцателем (и в какой-то мере участником) многочисленных политических событий, происходящий в то время во Флоренции и вообще в

Из книги Фиалки из Ниццы автора Фридкин Владимир Михайлович

Макиавелли Никколо Итальянский писатель и философ В 1469 году во Флоренции (в деревне Сан-Кашано) родился итальянский писатель, мыслитель, философ - Никколо Макиавелли. Его отец, Бернардо ди Николо Макиавелли, служил адвокатом, мать звали Бартоломмея ди Стефано Нели.

Из книги автора

УЛИЦА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ Было лето девяносто четвертого года. Июнь стоял холодный, темно было как осенью. С утра я писал, потом оторвался и посмотрел в окно. На стекле - морщинки дождя, за стеклом - печальное серое небо и сырая задняя стена панельной «Керосинки». Так называют

- 32.61 Кб

Макиавеллизм в политике Путина и Ельцина.

Козионов М.В. группа Юб-095

Термин макиавеллизм в широком смысле получил негативную окраску и означает «политику, направленную на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. На сегодняшний день широко распространилась именно подобная формулировка этого термина, отождествляя его с «коварством, вероломством; политикой, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство)».Однако, существуют и другие подходы к определению макиавеллизма, глубже отражающие сущность представлений Н, Макиавелли о государстве и государе, «Макиавеллизм есть учение об особом политическом искусстве, целями которого является создание твердой государственной власти и служение государственной пользе, а средствами - любые, не считающиеся не с какими моральными принципами приемы, служащие к осуществлению названных целей «Цель оправдывает средство» - такова основная норма макиавеллиетичеекой политики. По взглядам Макиавелли, оружием государственной власти является или сила или закон», Французский политолог Ф, Шабо заявил, что «концепция Макиавелли относится к тому, что должен делать государственный деятель, что логично и разумно сделать, чтобы сохранить здоровье и силу государства. Необходимость содействовать интересам государства оправдывает мошенничество, силу, ложь и насилие. Цели политики диктуют не моральность, а рациональность средств». Другие ученые, изучающие творчество Макиавелли, видят в его советах не вне моральную или аморальную доктрину, а этически нейтральный технический императив в форме «если вы хотите получить X, делайте Y». Цели,как таковые не обосновываются как рациональные или добрые, средства для их достижения не хвалятся и не проклинаются. Их защищают только как необходимость для достижения желаемого результата, С этой точки зрения макиавеллизм как метод одновременно этически нейтрален и политически не связан обязательствами.

Учение Н, Макиавелли повлияло на дальнейшее становление политической мысли в последующие времена. На авторитет Макиавелли ссылаются теоретики бюрократии М.Вебер, Р.Михельс и Ф, Парето, Суть учений о бюрократии наиболее емко отражает мысль Макиавелли: «Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Поэтому, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. Этот малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря обману и поддержке подчиненного класса». Политик-макиавеллист - не монстр, не злодей, как принято думать. Это скорее веберовский бюрократ, целерациональный тип, который превыше всего ценит эффективность управленческого решения. Оправданием ему служит то, что политический эффект превышает издержки, без которых все равно не обойтись. Жертвовать надо, но делать это надо оправданно, целесообразно. Слово "целесообразно" - ключевое для понимания психологии макиавеллиевекого человека.

Макиавеллизм в современной политике используется во многих странах мира или, вернее, каждый успешный политик не может обойтись без использования технологий организации власти, предложенной Н, Макиавелли, Главной же особенностью современного политика от политика прошлого является его образ. На сегодняшний день вовсе не обязательно искать харизматического лидера, который приведет государство к успеху - достаточно создать его образ, политический бренд, в который поверят граждане, бренд, который будет представлять государство на международной арене. Этот бренд должен сочетать в себе качества необходимые для данного государства. Однако политический лидер, обладающий необходимыми для государя качествами, данными ему природой, с сочетанием с успешно созданным политическим образом, более других добьется своих целей, Никколо Макиавелли в своих трудах лучше других описал идеальный образ настоящего государя, лидера государства. Не является исключением и современная российская политическая действительность. Ярким примером такого идеального лидера является Президент России Владимир Владимирович Путин,

Образ В.В.Путина был превосходно создан кремлевскими политтехнологами для современного российского общества. Он сочетает в себе такие необходимые для России качества, как несгибаемость, честность, прямолинейность, справедливость; он представляется для населения «своим человеком», «одним из нас»; говорит без особого блеска, но умеет удивительно хорошо сочетать мысль и чувство, жесткость действий, особенно по таким животрепещущим вопросам как терроризм, нерадивость чиновников, с одной стороны и забота о ветеранах, сиротах с другой, располагает к себе граждан. Эффективной оказывается именно игра на контрастах. На самом деле, харизматический образ формируется не только жестко-агрессивными жестами или, наоборот, посредством трогательной чувствительности, но именно сочетанием обоих противоположных друг другу элементов. Дополняет же образ и в то же время сохраняет свое политическое долгожительство тот факт, что действующий Премьер не ввязывается ни с кем в ссоры, не замарался во внутриполитической мышиной возне, держится выше всех.

Что же касается программы Путина, то в ней присутствовало много общих фраз, рассчитанных на заведомое одобрение каждого: «Если и искать лозунг для моей предвыборной позиции, то он очень простой. Это - достойная жизнь. Достойная в том самом смысле, какой её хотят видеть и в какую верят большинство моих сограждан. Как вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком» (из открытого письма В.В.Путина к российским избирателям 25 февраля 2000 г.). В программных выступлениях В. В. Путина упор делался на патриотизм, на объединение всех граждан вокруг общенародной цели. «Национальное достоинство», «национальный суверенитет», «единый командный дух», «государственная воля», «жёсткий государственный контроль», «потенциал великой державы», «ориентация на многополярный мир», «восстановление геополитического авторитета» - все это выражения из предвыборной программы Путина.

К этому составному образу стоит добавить и незаурядные способности В.В.Путина и методы, к которым он прибегает для достижения и удержания политической власти. Нынешний Президент является дальновидным политиком и грамотным расчетливым стратегом. Тем решительным и последовательным шагам, сделанным еще молодым подполковником КГБ, а позже целеустремленным энергичным политиком на государственном поприще, мог позавидовать даже Наполеон. Будучи Президентом России он продолжает прибегать к политическим технологиям Макиавелли, постепенно очерчивая вертикаль власти и устраняя противников, контролирующих важные ресурсы, постепенно сосредотачивая контроль над государством в одних руках, тем самым усиливая безопасность своей власти и страны в целом, подтверждая этим формулу, что все то, что контролируется - безопасно, все то, что не контролируется - опасно. Под руководством Путина страна постепенно выходит из кризиса 90-ых, экономика и темпы ее роста поднимаются, что в свою очередь вызывает поддержку у подавляющего большинства россиян, В сочетании с поддержкой населения, независимости экономики и сильным харизматичным лидером государства Россия постепенно выходит на международную арену и возвращает себе звание державы, с которой необходимо и стоит считаться.

Таким образом, на примере В.В.Путина мы можем наблюдать современного политического лидера, с сущностью Макиавеллиетекого государя.

Говоря о В.В. Путине, нельзя забывать и о его предшественнике Борисе Николаевиче Ельцине. Политика Ельцина во многом опиралась на советы Макиавелли, которые тот изложил в «Государе». Возможно, Б.Н. и не был знаком с трудами Макиавелли, но многие его действия очень точно были описаны в свое время этим философом.

Для Макиавелли являлась центральной проблема власти. Без наличия власти любой идеал останется пустой абстракцией, прекраснодушными мечтами, а удержание власти связано со многими действиями, которые оцениваются моралью не слишком высоко, а то и прямо осуждаются. Возникает дилемма: либо праздные мечтания в силу нежелания «запачкать руки» грязью реальной политики, либо воплощение в жизнь идеи, неизбежно увязанное с этой самой грязью и даже, может, кровью. Макиавелли, конечно, делает второй выбор – действие, а не бездействие, стремление любой ценой удержать власть, а не отказ от нее. А уж какой будет эта власть – тиранической, демократической, военной, светской, церковной – это Макиавелли отдает на откуп конкретным обстоятельствам.

В этом смысл знаменитой метафоры Макиавелли – идеальный государь должен быть помесью лисы и льва. Сочетание хитрости, изворотливости, решительности и жестокости вот идеал Макиавелли. Все рекомендации итальянского мыслителя проистекают из этого представления.

Действительно Ельцин обладал всеми перечисленными качествами, Он был хитер и изворотлив, а когда того требовали обстоятельства становился жестоким и решительным. Ярким примером его жестокости и решительности может служить расстрел парламента.

В деятельность Ельцина легко проследить черты, свойственные «политику-лисе».

Прежде всего это та легкость, с какой Ельцин менял свои «убеждения», и когда того требовала политическая ситуация, поступал вопреки и своим прежним заявлениям, и своим обещаниям. В свердловский, застойный период Ельцин был подчеркнуто «предан» марксизму-ленинизму, выступал с трибун с высокими словами о учении Маркса и Ленина. В своей «марксистско-ленинской ортодоксальности» Ельцин заходил столь далеко, что взорвал без особой надобности дом Ипатьева – архитектурный памятник расстрела царской семьи (впоследствии Ельцин, без всяких укоров совести, и без мучительных воспоминаний о свердловской авантюре, станет выказывать всяческое почтение последнему монарху и даже прикажет торжественно перезахоронить останки этой самой царской семьи). Переехав же в Москву и почувствовав, что перестройка – эта та волна, которая может поднять его на вершину власти в одно мгновение, Ельцин в сжатые сроки проходит «идейную эволюцию» от «марксизма-ленинизма» через «творческое прочтение Ленина» к антикоммунизму либерального образца.

Далее, тот самый Ельцин, который сделал себе карьеру президента России выступлениями за демократию западного типа, парламент, конституцию и правовое государство, в 1993 году, когда парламент стал угрожать его личной власти, ничуть не смущаясь приказал расстрелять его из пушек, хотя это был законно избранный орган законодательной власти, и более того, с точки зрения права парламент не нарушал тогда действовавших законов. Таким образом под красивые слова о спасении демократии в России Ельцин, по сути, одним ударом покончил с реальным парламентаризмом и установил режим своей авторитарной власти. Никогда уже больше после 1993 года российский парламент не решался прямо и открыто идти против президента, даже если президент издавал самые драконовские указы и нарушал им самим установленную « карманную конституцию», и это несмотря на то, что всю эпоху Ельцина в парламенте была значительная оппозиционная фракция. Даже когда президент уже был чрезвычайно слаб и практически недееспособен, и то парламент не осмелился объявить ему импичмент, памятуя о кровавой бане 1993 года. Впрочем, решения парламента уже много и не значили, Ельцин в любой момент мог любую свою инициативу осуществить в обход парламента, президентским указом. Сегодня часто говорят о Путине как о душителе парламентаризма, но почему-то забывают, что в реальности Путин лишь довел до логического завершения дело Ельцина. Современный «единоросский парламент» отличается от Госдум второй половины 90-х лишь тем, что он уже не делает вид, что он оппозиционен и прямо и с нескрываемым подобострастием выполняет волю президента, тогда как прежние Госдумы фактически делали то же самое, но под громкие фракционные споры и обличения власти.

Но еще более ярко макиавеллизм Ельцина проявился в его национальной и государственной политике. В 1991 году Ельцин пошел на беспрецедентный шаг – денонсировал союзный договор и фактически разрушил СССР вопреки воле его народов, выраженной на референдуме. Более того, Ельцин пообещал региональным баронам в самой Российской Федерации «столько независимости, сколько они смогут проглотить». Очевидно, все это было оправдано только желанием получить высшую власть в России. Разрушением СССР Ельцин устранил своего главного соперника – Горбачева, который таким образом стал президентом без страны. Обещанием суверенитета обрел поддержку среди региональных баронов в России, которые в принципе могли бы сделать выбор и в пользу какого-нибудь другого кандидата на пост первого президента РФ. Когда же Ельцин обрел власть, он стал постепенно «забирать назад» свое обещание, по той же причине, по какой он его и дал: если сначала это обещание способствовало его приходу власти, то потом оно стало угрожать его власти. Такое ощущение, что здесь Ельцин буквально следовал совету, данному в «Государе»: «…разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Сначала в 1992 году Ельцин подписал Федеративный договор с главами субъектов Федерации, и, прежде всего, с главами нацобразований, стоявших ближе всего к отделению от России. Национальные элиты ликовали, так как договор давал им самые широкие права, они и сами не понимали, что уже проиграли первый раунд игры: Ельцин добился, чтобы доля «проглоченного» ими суверенитета не превышала критическую, за которой следовал бы распад РФ и, значит, конец власти Ельцина на территории РФ. Затем Ельцин развязал войну против Чечни. Быстрой победы не получилось, война растянулась на много лет, но это не значит, что она в целом была неудачной. Одной из ее главных целей для Ельцина было не только «усмирить Чечню» и вернуть ее в пространство Российской Федерации, но и напугать остальных региональных баронов и, прежде всего, глав национальных образований, дабы они задумались о последствиях дрейфа к полному суверенитету. И надо заметить, что этой своей цели Ельцин вполне достиг.

Так же нужно обратить внимание приватизацию госсобственности. В действительности ее правильнее было бы назвать разделом госсобственности между небольшой группой людей, близких к власти, так как несмотря на ее идеологические лозунги, с самого начала она проводилась таким образом, чтоб достичь указанного результата. К сожалению, в среде патриотической оппозиции не существует до сих пор правильного понимания сути «приватизации». Оппозиционеры считают ее рискованным экономическим экспериментом, причиной которого был с одной стороны «либеральный догматизм» команды Гайдара, желающей даже ценой огромных потерь внедрить в России капитализм западного типа, невзирая на российскую специфику, с другой стороны – интересы Запада, манипулировавшего приватизаторами с целью ослабить Россию. Разумеется, все это присутствовало, но не это определило характер «приватизации». Если бы главным фактором был догматизм Гайдара, и стоявшие за ними силы Запада, тогда бы приватизация продолжалась до логического завершения, каковым стало бы, разумеется, полное разрушение экономики России, так как – и тут оппозиционные аналитики совершенно правы – эта «приватизация», равно как и реформы Горбачева проводились без знания о реформируемой стране и ее жизненном укладе и они были обречены на неуспех. Причем, Гайдар и его команда пошли бы до конца в силу своей «догматической зашоренности», граничащей со слепотой, а их покровители на Западе поддерживали бы их в этом намерении в силу желания покончить с ядром разрушенного Советского Союза – Российской Федерацией (о чем недвусмысленно свидетельствуют заявления архитектора американской внешней политики З. Бжезинского ).

Краткое описание

Термин макиавеллизм в широком смысле получил негативную окраску и означает «политику, направленную на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. На сегодняшний день широко распространилась именно подобная формулировка этого термина, отождествляя его с «коварством, вероломством; политикой, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство)».

Макиавеллизм, это понятие, которое употребляется, чтобы охарактеризовать некие образа действий человека или какой-то организации. Принцип поведения этих людей, или организаций, особенно в политике, может являться использование любых, и конечно аморальных, средств, для достижения тех целей, которые они преследуют. Термин Макиавеллизм произошел от имени итальянского государственного деятеля, мыслителя и писателя Макиавелли, который признавал, и в неких детялях описывал, что в политике можно преступать законы морали во имя великих целей, например для спасения страны от захватчиков. В этом нашли отражение принципы политиков молодой итальянской буржуазии XVI в., которая стремилась к национальному объединению и укреплению независимости раздробленной и истерзанной врагами Италии. Но поскольку итальянская буржуазия в то время еще должным образом не осознала свои исторические задачи, не имела достаточные средствами для их решения, то она и уповала на силу княжеской власти, абсолютной монархии, и готова была признать законность любых средств, применяемых ею для создания сильного централизованного государства. Гегель, отделяя взгляды Макиавелли от Макиавеллизма, подчеркивал, что он начертал путь, который считается необходимым для спасения Италии в "условиях испорченности и слепого бешенства того времени". Принцип Макиавелли особенно характерен для политики современного империализма.

Сегодня понятие "макиавеллизм" часто используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм можно считать научной категорией, которая широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не очень мало используется в отечественной психологии.

Макиавеллизм является одним из тех понятий, которые характеризуют отношения к другому человеку как к средству, которым можно пренебречь в погоне за личным благом.

Термин макиавеллизм своим происхождением обязан учению итальянского мыслителя, но далеко не тождественен его учению. Из некоторых писменных основ, нам становится известно, что исторический термин макиавеллизм применяется с давних времен. В начале 17-ого веке начали употреблять термин макиавеллизм.

И кратко говоря, в макиавеллизме как совокупности разных политических взглядов, мы можем выделить в качестве основных следующие идеи:

  • üПостоянство и несовершенство человеческой природы, которая определяет и воздействует на характер и динамику общественной жизни.
  • üМысль о государстве, что с его интересами оно является самоцелью;
  • üВ политике утверждение о решающей роли фактора силы;
  • üПоложение о неразделённости политики и морали.