Виды духовное и светское песенное искусство. Культура и искусство: русские имена. Тип урока: урок расширения и углубления знаний

Главная > Урок

Тема урока: Светская и духовная музыка

Тип урока: урок расширения и углубления знаний

Цель урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; воспитывать любовь к музыке; развивать самостоятельность, активность; формирование музыкальной культуры.

Ход урока:

    ОРГ Момент

    Повторение пройденного материала.

    С какими музыкальными жанрами связано понятие Музыкальная драматургия ? (опера, балет, оперетта, мюзикл, оратория, музыкальный кинофильм и симфоническая музыка)

    Что значит Развитие ?

    Какие способы развития музыки вам известны?(повтор, варьирование, секвенция, имитация)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ-ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская му-зыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах мо-нархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных обра-зов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал , многоголосное пение в сопровождении ор-гана или оркестра.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе-вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст-вия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музы-ку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубо-кое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в со-вершенной полифонической форме - фуге .

Вспомните знакомые вам мелодии духовной и светской музыки. Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского. Какой прием развития вы здесь слышите? (имитация) Какую роль выполняет прием имитации в развитии музыкальных образов? Светская музыка. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст-рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инст-рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная му-зыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вель-мож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в боль-ших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатю-ры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро-мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

    Закрепление и подведение итогов урока ДЗ повторить материал

Тема урока: Светская и духовная музыка

Тип урока: урок расширения и углубления знаний

Цель урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; воспитывать любовь к музыке; развивать самостоятельность, активность; формирование музыкальной культуры.

Ход урока:

ОРГ Момент

Повторение пройденного материала.

С какими музыкальными жанрами связано понятие Музыкальная драматургия? (опера, балет, оперетта, мюзикл, оратория, музыкальный кинофильм и симфоническая музыка)

Что значит Развитие?

Какие способы развития музыки вам известны?(повтор, варьирование, секвенция, имитация)

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская му­зыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах мо­нархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных обра­зов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музы­ку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубо­кое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в со­вершенной полифонической форме - фуге.

Вспомните знакомые вам мелодии духовной и светской музыки.

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

Какой прием развития вы здесь слышите? (имитация)

Какую роль выполняет прием имитации в развитии музыкальных образов?

^ Светская музыка. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст­рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инст­рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная му­зыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вель­мож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в боль­ших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатю­ры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро­мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

Закрепление и подведение итогов урока

ДЗ повторить материал

Материалы к уроку 7 класс 3 четверть

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

Музыкальная драматургия – отражение музыкальных образов в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).

Способы развития музыки:

1. Повторение, повторы – трехчастная форма ( АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.

2. Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).

Виды варьирования - секвенция, имитация .

Секвенция(от лат следование) перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.

Имитация (от лат. подражание) – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение - канон или фуга).

Два направления музыкальной культуры .

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.

Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Духовная музыка.

К сфере духовноймузыкиотносятпрежде всего вокальныеиливокально-инструментальные произведения на текстырелигиозного характера,исполняемые во время церковной службы

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен , в истоках которого лежит знаменный распев . В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора , а Березовский - для хора a capella , Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского развертывается в совершенной полифонической форме - фуге.

Светская музыка.

Светская музыка - музыка, свободная от влияния церкви.

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera - комната). Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое.

Камерная инструментальная музыка

Этюд

Этюд (от фр. изучение, упражнение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте. Это понятие встречается и в живописи: этюд - набросок, эскиз будущей картины.

В XIX веке с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр - концертные этюды . Их технические трудности подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца.

Яркими представителями романтизма являются польский композитор Фредерик Шопен (1810-1849) и венгерский композитор Ференц Лист(1811-1886). Оба они были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист - в больших концертных залах.

В этюдах Шопена звучит романтическая мечта о чувствах, возвышающих человека, - это и мысли о любви, и созерцание природы, и революционный пафос.

Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.

Транскрипция

Термин транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных проиведений. Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.

С одной из транскрипций русского композитора XIX в. М. Балакирева вы уже знакомы. Это фортепианная пьеса, написанная на тему известного романса М.И.Глинки "Жаворонок"

Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф.Листа. Его мастерство пианиста-виртуоза современники оценивали очень высоко. "Когда играет Лист, - говорил немецкий писатель Г.Гейне, - не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка". Он сделал переложения для фортепиано девяти симфоний Л.Бетховена. Лист писал: "Если я выполню свою задачу - сделать их доступными - на уровне искусного гравера или умного переводчика, то моя цель будет достигнута". Огромной популярностью пользовались этюды Листа по каприсам Паганини. Именно Лист привлек внимание Рахманинова, Лютославского к Капрису №"4 Паганини.

Лист боготворил музыку австрийского композитора Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как "Лесной царь", "Серенада", "Форель", "Аве, Мария" и др.

Известный итальянский пианист и педагог Ферруччо Бузони (1866-1924) продолжил традицию создания транскрипций, оказав значительное влияние на развитие пианистического искусства Европы. В своих транскрипциях он, так же как и Лист, обращался к сочинениям многих композиторов.

Исполнение Бузони сравнивалось то с творениями живописи, то с великими соборами. Слушая его, говорили о "красочных полотнах", "фресках", "звуковых скульптурах" в его "как из мрамора изваянной игре". В исполнении Бузони все производило впечатление гениальной импровизации - и в этом была его главная сила!

Циклические формы инструментальной музыки

"Кончерто гроссо" А.Шнитке

Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.

Музыка выдающегося отечественного композитора А.Шнитке - это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий - от XVII до XX в. Свободное совмещение прошлого и настоящего - особенность его музыки. Привлечение музыкальных цитат. полистилистика (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений) свойственны А.Шнитке. Благодаря этому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.

Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А.Шнитке имеет старинное название "Concerto grosso" (в переводе с итал. - большой концерт). В этом концерте взаимоотношения между солистами и оркестром такие же, как в старинных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Партии солистов не довлеют над оркестром, а подчинены какому-то высшему порядку, высшим взаимоотношениям с оркестром.

Свой концерт композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. "Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют... Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение".

Волевой, целеустремленной главной теме 5-й части композитор противопоставляет тему другого мира - злобного, враждебного. "Наплывы", искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.

"Сюита в старинном стиле" А.Шнитке.

Сюита (от фр. ряд, последовательность) существует с XVI в. и относится к многочастным циклическим формам инструментальной музыки, так же как возникшие позднее соната и симфония. Сюиту можно сравнить со сборником рассказов, в отличие от симфонии - более динамичной, цельной, подобной роману. Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей - танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом.

В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.

Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме сюит, например знакомое вам "Рондо" из "Маленькой ночной серенады" В.А.Моцарта.

В XIX в. мода на сюиту возродилась. Русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной сюиты "Картинки с выставки" М.Мусоргского, симфонической сюиты "Шехерезада" Н.А. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра "Моцартиана" П.И.Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XX в. возникли сюиты из кинофильмов.

- Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская "Музыка" 7 класс;

Следует отметить, что современные исследователи, задающиеся вопросом о сущности искусства как такового, настаивают на том, что отождествление искусства с эстетичностью «кажется нам неприемлемым, потому что, если, с одной стороны, оно и упрощает проблему, то, с другой, ограничивает сферу эстетического опыта, абстрагируя и изолируя реальность искусства» (Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989. –С.358). Однако, это внехудожественное основание, к примеру, писатель Шиллер и философ Спенсер видели в игре . Спенсер рассматривал игровой характер искусства в качестве развлечения , вызванного необходимостью восстановить физические силы человеческого организма. Для Шиллера игровой характер искусства сводим к «иронической диалектике для отдыха духа», своеобразное отвлечение от привычной работы. Потому-то, как пишет А. Банфи, «в искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования , неестественности , чего-то искусственного , я бы сказал, чего-то почти магического , в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (-С.34). Любопытным есть и вывод, который делает на основании анализируемого материала этот автор: «Всякое произведение искусства - это в известном смысле некий идол, тот самый идол, которого грешники слепили собственными руками, чтобы ему поклониться» (-С.35). И далее: «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире и личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни».(-С.35) Другое дело, как понимает представитель и выразитель светской мысли, что есть «присутствующий в мире и личности дух», какие задачи и в чем сущность искусства? Оказывается сфера духа для него – это сфера художественной жизни: «Лишь в сфере художественной жизни художник выступает в качестве художника, то есть творца: его чудотворная гениальность и состоит именно в участии в этой жизненной потребности, чуждой каких-либо личностных поползновений, свободной от настроения публики и идеально абстрактного схематизма: в мучительном стремлении к решению своих конкретных проблем» (-С.37). Потому-то искусство своим источником имеет жизнь, «ею и вскармливается». «Искусство не знает других норм, других традиций, помимо своей жизни; не знает других проблем, иных решений, кроме тех, которые выдвигает перед художественной реальностью сама жизнь в своем непрерывном развитии» (- С.38).

Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности , а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения . От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм , стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.

Отличительные особенности церковного искусства и мирского (светского, секулярного).

Итак, искусство есть специфическая форма отражения, освоения действительности или способ выражения в художественной форме идей, принципов и духовных устремлений человека. Из этого следует, что в зависимости от того какие идеи, принципы и нормы положены в основание мировоззрения человека, который в художественной форме отражает, выражает или осваивает эту действительность, таковым будет и характер искусства.

Если мировоззрение человека, устремления его души имеют вектор мирской, то и результаты его творческой деятельности будут иметь светский или секулярный характер. В том случаи, если мастер смотрит на мир не плотскими («плотяными») глазами, а «глазами умными» и имеет «умное видение» мира, как говорили Отцы, то и результат его творческих устремлений будет обращен ко Творцу и пронизан Благодатью. Потому-то церковно-христианское искусство в своей сущности несет отражение молитвенного опыта человека и в зависимости от того, насколько этот опыт глубок, насколько человек погружен в молитву, настолько духовно выразительно и благодатно будет его творчество.

Проанализируем существенные особенности и характер искусства светского и церковно-христианского.

Следует отметить, что современные исследователи, задающиеся вопросом о сущности искусства как такового, настаивают на том, что отождествление искусства с эстетичностью «кажется нам неприемлемым, потому что, если, с одной стороны, оно и упрощает проблему, то, с другой, ограничивает сферу эстетического опыта, абстрагируя и изолируя реальность искусства» (Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989. –С.358). Однако, это внехудожественное основание, к примеру, писатель Шиллер и философ Спенсер видели в игре . Спенсер рассматривал игровой характер искусства в качестве развлечения , вызванного необходимостью восстановить физические силы человеческого организма. Для Шиллера игровой характер искусства сводим к «иронической диалектике для отдыха духа», своеобразное отвлечение от привычной работы. Потому-то, как пишет А. Банфи, «в искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования , неестественности , чего-то искусственного , я бы сказал, чего-то почти магического , в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (-С.34). Любопытным есть и вывод, который делает на основании анализируемого материала этот автор: «Всякое произведение искусства - это в известном смысле некий идол, тот самый идол, которого грешники слепили собственными руками, чтобы ему поклониться» (-С.35). И далее: «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире и личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни».(-С.35) Другое дело, как понимает представитель и выразитель светской мысли, что есть «присутствующий в мире и личности дух», какие задачи и в чем сущность искусства? Оказывается сфера духа для него – это сфера художественной жизни: «Лишь в сфере художественной жизни художник выступает в качестве художника, то есть творца: его чудотворная гениальность и состоит именно в участии в этой жизненной потребности, чуждой каких-либо личностных поползновений, свободной от настроения публики и идеально абстрактного схематизма: в мучительном стремлении к решению своих конкретных проблем» (-С.37). Потому-то искусство своим источником имеет жизнь, «ею и вскармливается». «Искусство не знает других норм, других традиций, помимо своей жизни; не знает других проблем, иных решений, кроме тех, которые выдвигает перед художественной реальностью сама жизнь в своем непрерывном развитии» (- С.38).



Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности , а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения . От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм , стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.