Программирование речевого высказывания. Теории порождения речи В организации речевого высказывания выделяют следующие уровни

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира, А. А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания*.

По модели А. А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

§ Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) - направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае - на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив... т. е. потребность выразить, передать определенную информацию» (123, с. 41).

Рассматривая этот этап порождения речи, А. А. Леонтьев приводит весьма удачное, на его взгляд, определение Дж. Миллера - «образ результата». «На этом этапе говорящий имеет «Образ результата».., но еще не имеет Плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить»*. По Б. Скиннеру, мотивом речевого высказывания может быть: требование (к выполнению определенного действия) или «манд», обращение информационного характера (сообщение) - «такт» и, наконец, - желание выразить в развернутой языковой форме (т. е. сформулировать) какую-либо мысль - «цепт» (342). Сам мотив при этом не имеет четко определенного содержания.

§ На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А. Р. Лурии, А. А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется-о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) - рема высказывания. На данной фазе порождения речи эти два основных структурно-семантических компонента высказывания «существуют» (и соответственно, осознаются говорящим) «глобально», вт. н. симультанном, нерасчлененном виде (123, 124).

§ Следующий - ключевой этап порождения речи - этап внутреннего программирования. А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого (122, с. 7).


Основываясь на взглядах Л. С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А. А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного РВ программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания (123, с. 183).

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

§ Операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев» или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всех возможных), которые «актуальны» для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего).

§ Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. «Внутренняя программа высказывания представляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его основе. Эта иерархия формируется у говорящего на базе определенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от «когнитивного веса» того или иного компонента этой ситуации» (139, с. 114). Так, известный пример Л. С. Выготского: «Я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице» (50, с. 355) допускает различную интерпретацию в зависимости от того, что именно является для говорящего основным, а что - второстепенным.

§ Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Как указывает А. А. Леонтьев, возможны три основных типа процессов оперирования с «единицами» программирования. Во-первых, это операция включения, когда одна кодовая единица (образ) получает две или несколько функциональных характеристик разной «глубины». Например: (КОТ + ученый + ходит). Во-вторых, операция перечисления, когда одна кодовая единица получает характеристики одинаковой «глубины» (могучее + ПЛЕМЯ + лихое). В-третьих, это операция сочленения, которая является частным случаем операции включения и возникает, когда функциональная характеристика относится одновременно к двум кодовым единицам: КОЛДУН + (несет + (богатыря)) или ((колдун) + несет) + БОГАТЫРЯ (139, с. 115). Основываясь на концепции Н. И.Жинкина о кодах внутренней речи, А. А. Леонтьев полагает, что характер (или «вид») кода программирования «может варьироваться в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе» (123, с. 184).

Составление смысловой программы на этапе внутреннего программирования осуществляется на основе особого, весьма специфического кода внутренней речи.

«Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н. И. Жинкину. Иначе говоря, в основе программирования лежит образ, которому приписывается некоторая смысловая характеристика... Эта смысловая характеристика и есть предикат к данному элементу. ... А вот что происходит дальше - зависит от того, какой компонент является для нас основным» (139, с. 115).

§ Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Нелинейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеупотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) «функциональной нагрузки», имеющей в своей основе грамматические характеристики. По А. А. Леонтьеву, этот процесс схематически можно представить следующим образом: «смысл» (смысловая единица, носителем которой является образ-представление) - слово (как лексема) - требуемая грамматическая форма слова {словоформа).

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже - целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы - смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А. А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов: ассоциативно - семантическими характеристиками слов, их звуковым обликом и субъективной вероятностной характеристикой (123, с. 186).

Этап лексико-грамматического развертывания РВ можно, по мнению А. А. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л. С. Выготскому). В результате его реализации создается набор языковых единиц объективного кода, например, набор слов типа: «Девочка / яблоко | красное / есть»*.

«Линейное развертывание» РВ состоит в его грамматическом структурировании - создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом, на основе выделения «исходной» предикативной пары (субъект - предикат ), начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания. Процесс грамматического структурирования включает:

§ нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;

§ определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками,

§ выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. Например, выполнение «грамматических обязательств», определяемых типом словосочетания (определяемое слово > грамматическая форма определяемого слова; «стержневое» слово > форма управляемого слова и т. п.).

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры: а) место в общей синтаксической схеме высказывания; б) «грамматические обязательства», то есть конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки; в) полный набор семантических признаков; г) полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков (139, с. 117) Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим «контекстом» речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом РД принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания - фазе его внешней реализации. Здесь возможны три варианта «решения»: решение о «запуске» РВ во внешнем плане, т. е. об его «озвучивании»; решение о внесении «корректив» в содержание или языковое оформление РВ и, наконец, - решение об отмене речевого действия. (Например, вариант реализации РД в диалогической форме, когда один из участников процесса общения, «подготовивший» за время восприятия речи собеседника уточняющий вопрос, вдруг, неожиданно получает интересующую его информацию от своего партнера по диалогу. В этом случае его собственное РВ «уточняющего характера» становится излишним.)

§ Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во «внешней речи»). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплесов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Как подчеркивает А. А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной) устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться - вплоть до включения первосигнальных (по И. П. Павлову) речевых реакций» (139, с. 113-114).

Таким образом, в основе предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Научные взгляды А. А. Леонтьева, как указывает Т. В. Ахутина, во многом определили многие современные исследования не только отечественных, но и ряда зарубежных ученых по данной проблеме (14, 42, 93, 98, 212 и др.).

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к модели А. А. Леонтьева, предложила И. А. Зимняя (1984, 2001 и др.). Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, И. А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями - смыслообразущим и формулирующим) и реализующий.

Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, является «запуском всего процесса порождения речи». Здесь потребность (в высказывании) находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма (95).

В своей концепции речевой деятельности И. А. Зимняя разграничивает мотив и коммуникативное намерение. «Коммуникативное намерение - это то, что объясняет характер и цель данного речевого действия. На этом уровне говорящий знает только о чем, а не что говорить, т. е. он знает общий предмет или тему высказывания, а также форму взаимодействия со слушателем (нужно ли спросить его о чем-либо или выдать какую-либо информацию). То, что сказать, осознается позднее» (95, с. 73).

Второй этап - процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные и вместе с тем взаимосвязанные фазы. Смыслообразующая фаза образует и развертывает общий замысел говорящего - этот подуровень И. А. Зимняя соотносит с «внутренним программированием» по концепции А. А. Леонтьева. По И. А. Зимней, процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, т. е. установление связей типа «новое - данное». На этом уровне происходит одновременное воплощение замысла как в пространственно-понятийной схеме, актуализирующей «поле номинации», так и в схеме временной развертки, актуализирующей поле предикации. Пространственно-понятийная схема представляет собой «сетку» отношений понятий, вызываемых внутренним образом предметных отношений действительности, который, в свою очередь, определен мотивом. Временная развертка отражает связь и последовательность понятий, а соответственно - последовательность элементов смысловой программы, т. е. своего рода «грамматику мысли» (95, 98).

По концепции И. А. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и в моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, т. е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Таким образом, формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый фазами смысло-образования и формулирования, одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развертки и артикуляционную программу; последняя непосредственно и реализует («объективизирует») замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка (95, с. 78).

Т. В. Ахутина различает три уровня программирования речи: внутреннее (смысловое) программирование, грамматическое структурирование и моторная кинетическая организация высказывания. Им соответствуют три операции выбора элементов высказывания: выбор семантических единиц (единицы смысла), выбор лексических единиц, которые комбинируются в соответствии с правилами грамматического структурирования, и выбор звуков. Автор выделяет программирование как развернутого высказывания, так и отдельных предложений (12, 14, 200 и др.). При этом Т. В. Ахутина предлагает следующую характеристику последовательных этапов («уровней») порождения речи. На уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется «смысловое синтаксирование» и выбор «смыслов» во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем). Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем.

На нейролингвистическом материале построена также модель Т. В. Черниговской и В. Л. Деглина (1984). Они выделяют несколько «глубинных уровней речепорождения». Первый - уровень мотива. Второй - глубинно-семантический, на котором происходит глобальное выделение темы и ремы, т. е. определение «данного» («пресуппозиционного») и «нового». Это уровень «индивидуальных смыслов» (по Л. С. Выготскому). Следующий глубинный уровень - это уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перевода «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования будущего высказывания. И, наконец, - глубинно-синтаксический уровень, формирующий конкретно-языковые синтаксические структуры (259, с. 42).

Таким образом, в отечественной школе психолингвистики порождение речевого высказывания рассматривается как сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая «раскрывает «замысел» в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? в какой последовательности и как сказать?» (80, 95). Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка (98 и др.).

В работах представителей отечественной школы психолингвистики, помимо изучения закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, рассматриваемого как продукт речевой деятельности (функция внутренней речи, создание программы «речевого целого» в виде последовательных «смысловых вех», механизм воплощения замысла в иерархически организованной системе предикативных связей текста и др.). Подчеркивается роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.).

Психолингвистический анализ механизма порождения речевых высказываний имеет самое непосредственное отношение к теории и методике «речевой» (в частности логопедической) работы; знание этих закономерностей, а также основных операций, реализующих процесс порождения речи, являются, по нашему мнению, той необходимой теоретической базой, опираясь на которую, коррекционный педагог может эффективно решать задачи формирования речи детей. К числу их, в первую очередь, относится формирование навыков составления связных речевых высказываний. Так, для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за реализацией смысловой программы и использованием языковых средств.

Коррекционному педагогу надо учитывать в своей работе данные психолингвистических исследований, в которых с позиций психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (И. Н. Горелов, В. Н. Овчинников, А. М. Шахнарович, Д. Слобин и др.), планированием и программированием речевых высказываний (В. Н. Овчинников, Н. А. Краевская и др.). Так, например, весьма важное значение имеют полученные Н. А. Краевской данные о том, что речь нормально развивающихся детей 4-5 лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования (113).

Мышление существует в нескольких формах одновременно. В одном мыслительном акте участвуют и наглядное, и пространственное, и словесное мышление. В их взаимодействии строится, порождается высказывание.

Различаются две стадии порождения речи:

а) довербальная, связанная с появлением у говорящего замысла;

б) вербальная, когда личностные смыслы выражаются словесно.

Эти стадии затрагивают работу правого и левого полушарий коры головного мозга. При этом каждое из полушарий отвечает за «свой» участок речемыслительной деятельности. На «внутреннем экране» правого полушария проносятся образы, картины, рисуется воображаемая ситуация, а на «дисплее» левого полушария возникают не столько смутные образы, сколько подписи под ними. Взаимодействие правого и левого полушарий подчиняется в процессе порождения речи одной главной цели: переводу мысли в речь. Преобразование мысли в речь происходит путем трансформирования многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание.

Нейролингвист А.Р. Лурия выделяет четыре этапа порождения речи:

1. Мотивационно-побуждающий уровень . Начинается он с мотива и общегозамысла. Замысел - результат довербального мышления. На этом этапе происходит осмысление предмета речи при помощи неязыковых знаков - предметных, образных, ситуативных. Мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, тем, что конкретно и непосредственно побуждает к коммуникативной деятельности. На этом уровне сплетаются потребность, предмет и мотив. Это уровень объединения мотива как побуждающего начала и коммуникативного намерения говорящего, в котором обозначается конкретная цель будущего высказывания (определить, уточнить, спросить, призвать, осудить, одобрить, посоветовать, потребовать). Коммуникативное намерение определяет роль говорящего в общении. На данном уровне, уровне «запуска» процесса речепроизводства говорящий выделяет предмет и тему высказывания, он знает, о чем говорить, но еще не знает, что говорить.

2. Формирующий уровень, или уровень внутренней речи . Здесь происходит
формирование мысли в логическом и языковом аспектах. Определяется
смысловая схема высказывания, моделируется его «семантическая запись». На
этом уровне различаются:

а) подуровень внутреннего программирования. Замысел как нерасчлененный смысл высказывания реализуется в виде предметно-изобразительного кода;

б) подуровень формирования «грамматики мысли»: пространственно-понятийной схемы, схемы соотношения понятий, схемы временной развертки мысли. Программа призвана раскрыть замысел, расположив личностные смыслы в логической последовательности.

На основе психолингвистических данных внутренняя программа имеет следующие свойства: а) ее структура носит линейный характер; б) компонентами программы выступают надсловные единицы типа субъект, предикат, объект. Схе­матично это выглядит следующим образом: кто-то делает что-то, направленное на что-то; в) внутреннее программирование оперирует не лексическими значениями, а личностными «смыслами»; г) такое программирование представляет собой акт предикации, операции сочетания двух представлений.

3. Уровень формирования глубинной синтаксической структуры.

а) включается механизм синтаксирования, грамматического структурирования
будущего высказывания. Структурируется схема предложения, в которой пока нет места для конкретных слов. Предложение на этой фазе порождения речи состоит лишь из словоформ.

б) включается механизм номинации, выбора слов. Синтаксическая схема
высказывания заполняется словами. Это обеспечивает «перевод» личностных
смыслов в языковые значения, понятные всем членам данного языкового
коллектива.

4. Завершается порождение речи развертыванием внешнего речевого
высказывания.

Чеканова Марина Владимировна, аспирант.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Вопросами порождения речи в психолингвистике занимались такие зарубежные учёные как Н. Хомский, Дж. Миллер, Дж. Селфридж, Ч. Осгуд, В. Ингве, Н. Джонсон, В. Левелт, Ь. Брэйн, Й. Энгелькамп, Дж. Кац, Дж. Фодор, М. Халле, И. Шлизенгер.

Теоретическую базу отечественной науки по рождению речи составляют работы Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутиной, И.А. Зимней.

Некоторые исследователи, [Т.В. Ахутина, М. Гаррет, Ч. Осгуд] предложили не одну, а несколько «моделей» процесса порождения речи.

Ряд исследователей [Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В. Ингве, А.А. Леонтьев, В. Пенфильд, Т.В. Рябова, Л.А. Чистович и др.] выдвинули различные схемы производства или порождения речевого высказывания. Основная цель построения подобных схем - проникнуть путём моделирования в механизм творческой деятельности мозга по созданию речевого высказывания.

Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л.С. Выготский. Он наметил и теоретически обосновал три основных уровня производства речевого высказывания, первый из которых определен им как мысль или синтаксис словесных значений, второй - как словесный синтаксис и грамматика слов, а третий - как физическая звучащая речь. Первые два уровня объединяются Л.С. Выготским в план внутренней речи, третий определяется как внешняя речь.

Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных учёных [Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Л.С. Цветкова]. Авторы отмечают специфичность первого этапа, его психологическую сущность, связанную с понятийно-смысловым планом содержания мысли. Второй этап - этап словесно-грамматического оформления высказывания во внутренней речи - также рассматривается авторами с большей или меньшей степенью.

Н. И. Жинкин, продолжая работу Л. С. Выготского, предположил универсальный предметный код (УПК). Код имеет невербальную природу, представляет систему знаков, схем, чувственных образов. По мнению автора, во внутренней речи движение от мысли к слову происходит перекодировка несловесного «предметно-схемного» кода на вербальный язык.

А. Р. Лурия считал, что речь - это система целых высказываний, слово - сложная система кодирования для обозначения анализа и обобщения, а для порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка». Автор разработал следующие этапы: мотив; замысел; внутренняя речь -внутренние субъективные смыслы превращает в систему внешних развернутых речевых значений»; формирование глубинно - синтаксической структуры; внешнее речевое высказывание.

В 1960-1970 годах в Московской психолингвистической школе, ряд исследователей [А. А. Леонтьев, Т.В. Рябова-Ахутина и др.] обобщили положения ученых по порождению и восприятию речи. Исследователи определили, что говорящий может выбирать разные модели порождения речи. поскольку в основе теории порождения речевого высказывания находится эвристический принцип.

А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности. Исходным моментом высказывания является мотивация и ориентировка. Внутренняя программа соответствует только содержательному ядру будущего высказывания (субъект, предикат, или объект).

На следующем этапе - замысел, этап внутреннего программирования, составление смысловой программы на основе кода внутренней речи. «Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Дальнейший этап речепорождения - этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане».

Процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

В основе модели порождения речи, предложенной А.А. Леонтьевым, лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к модели А.А. Леонтьева, предложила И.А. Зимняя.

И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями - смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.

На мотивационно-побуждающем уровне, потребность в высказывании находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма. Второй этап - процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные фазы.

Процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, на установление связей типа «новое - данное».

По концепции И.А. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, то есть грамматическое оформление высказывания.

Т.В. Ахутина , изучая афазические расстройства, также разработала модель порождения речевого высказывания и определила уровни порождения речи: мотивацию; мысль; внутреннюю смысловую программу - смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи; семантическую структуру предложения - семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов; лексико-грамматическую структуру предложения - грамматическое структурирование и выбор слов по форме; моторную программу синтагмы - кинетическое программирование и выбор артикулем; артикуляцию.

В моделях порождения речи прослеживается [Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев] процесс речепорождения рассматривается как целенаправленная, мотивированная деятельность, имеющая определенные этапы, уровни. Внутренняя программа высказывания обеспечивается различными кодовыми системами (речедвигательным, слуховым, зрительным, предметно-схемным кодом).

В работах представителей отечественной школы психолингвистики идет изучение закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, подчеркивается роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания [Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев].

Анализ психолого-лингвистического подхода позволяет утверждать, что многие модели порождения речевого высказывания основываются на концепции Л.С. Выготского.

По мнению Л.С. Выготского зарождению речи предшествует мотив. Это то, ради чего строится высказывание. Мотив при дискуссии всегда есть; он становится толчком к началу любой речи. Именно мотив формирует в нашем сознании коммуникативное намерение - готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этом этапе у говорящего появляется общая, хоть и смутная, цель (интенция, иллокуция) высказывания.

Далее происходит формирование смыслового наполнения высказывания. В невербальном коде образов и схем в исследованиях Н.И. Жинкина, наблюдается четкое осознание общего замысла будущего дискурса. Позже появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. Во внутренней речи отмечается перекодировка, перевод смысла с языка образов и схем на национальный язык.

В соответствии с психолингвистической нормой текстовости, по словам Л.С. Выготского, дальнейшее формирование речи носит характер разворачивания ядерного замысла в целостный, связный текст. На данном этапе происходит «Совершение мысли в слове».

В исследованиях А.Р. Лурия подтверждается мысль о первичности синтаксиса в процессе формирования высказывания. Наблюдения автора свидетельствуют о том, что говорящий исправляет не фразу в целом, не синтаксическую конструкцию, а производит лексические замены.

Так, процесс порождения высказывания стимулируется мотивом. Первичная стадия формирования высказывания начинается с коммуникативного намерения, образования замысла в системе универсально-предметного кода до начала вербализации. Далее, во внутренней программе начинает работать перекодировки, перевод смысла с языков образа и схем на национальный язык. Появляется первичная вербальная запись будущего высказывания. Позднее разворачивание ядерного смысла проходит в построенное с психолингвистической нормой текстовости речевое целое, образуя вначале синтаксическую схему будущего высказывания и после формируется грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики. После чего реализуется послоговая моторная программа внешней речи.

Соотносительный анализ моделей позволяет построить следующую последовательность речевого высказывания:

Коммуникативное намерение

Замысел

Перекодировка, перевод смысла, первичная вербальная запись

Разворачивание ядерного смысла (темы)

Синтаксическая схема будущего высказывания

Отбор конкретной лексики

Моторная программа внешней речи, артикуляция

Все перечисленные этапы порождения речи не следует представлять отдельно и последовательно.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 1008 с.
  3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
  4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. - 471 с.
  5. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 370 с.
  6. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды/ - М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). - 432 с.
  7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.
  8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  9. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 253 с.

10. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

11. Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 93 с.

12. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - Учебное пособие. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. - 148 с.

процессы порождения речи

Прокофьева Л.В.

Проблема порождения речи относится к числу «ключевых» в психолингвистике. Во многом это связано с тем, что в большинстве психолингвистических школ (как отечественных, так и зарубежных) процессы порождения и восприятия речевых высказываний рассматриваются как основной предмет исследования психолингвистики. Ученые, работающие в этой области науки, предлагают различные варианты научной интерпретации процессов речепорождения.

Вместе с тем потребности практики логопедической работы определяют необходимость выбора какой-либо концептуальной «модели» речепорождения, которая могла бы быть использована в качестве «базовой» теоретической модели для методики «речевой» работы. По мнению Т.В. Ахутиной, в качестве «базовой» модели порождения речи может быть использована концептуальная схема-модель, разработанная А.А. Леонтьевым.

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов.

Первым этапом порождения речевого высказывания является мотив . Мотивация порождает речевое намерение – направленность сознания, воли, чувства индивида на предмет речевой деятельности.

На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел , который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания . Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности).

Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования . А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого.

Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного речевого высказывания программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится:

  • приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки;
  • построение функциональной иерархии этих единиц.

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

  1. Операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев», или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всех возможных), которые «актуальны» для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего).
  2. Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого высказывания, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. Внутренняя программа высказывания представляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его основе. Эта иерархия формируется у говорящего на базе определенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от „когнитивного веса“ того или иного компонента этой ситуации.
  3. Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Нелинейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеупотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) «функциональной нагрузки», имеющей в своей основе грамматические характеристики.

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов:

  • ассоциативно – семантические характеристики слов;
  • звуковой облик слов;
  • субъективная вероятностная характеристика слов.

В результате реализации нелинейного этапа создается набор языковых единиц объективного кода.

«Линейное развертывание» речевого высказывания состоит в его грамматическом структурировании – создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом на основе выделения «исходной» предикативной пары, начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания. Процесс грамматического структурирования включает:

  • нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;
  • определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками;
  • выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении.

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры:

  • место в общей синтаксической схеме высказывания;
  • «грамматические обязательства», т. е. конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки;
  • полный набор семантических признаков;
  • полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков.

Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим «контекстом» речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом речевой деятельности принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания – фазе его внешней реализации.

Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Таким образом, в основе предложенной А.А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Процесс порождения речевого высказывания рассматривался им как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности.

Научные взгляды А.А. Леонтьева, как отмечает Т.В. Ахутина, во многом определили проведение целого ряда научных исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.

Библиографический список

  1. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
  2. Интернет-ресурсы
  • http://do.gendocs.ru
  • http://rudocs.exdat.com

В основе порождения и восприятия речи лежат аналогичные, но не тождественные и не всегда взаимно обратимые процессы, основанные на вероятностном прогнозировании. При этом как порождение, так и восприятие (понимание) речи опирается на эвристические принципы – на психолингвистические механизмы, которые регулируют степень сокращения поиска способов и средств решения разных коммуникативных и интеллектуальных задач в пространстве большого числа возможностей.

При порождении и восприятии речевых высказываний осуществляется выбор определенной стратегии и тактики речевого поведения, которые обычно реализуются автоматизировано, но при необходимости могут частично осознаваться на разных уровнях организации.

4.2.1. Порождение речевого высказывания

Что должно учитываться при построении теорий и моделей порождения человеком речевых высказываний?

Любая теория и модель порождения речевых высказываний должна включать анализ психолингвистических механизмов, которые организуются в ряд последовательных этапов, которые имеют целенаправленный (телеологический) характер. При этом следует учитывать, что в основе множества механизмов программирования и выбора различных единиц, необходимых для построения высказывания (семантических, лексических, грамматических, фонологических), лежат вероятностно-эвристические принципы.

При порождении высказываний могут наблюдаться речевые ошибки – паузы, колебания, исправления, повторы, замещения, оговорки (подстановки, перестановки, опущения, добавления). Речевые ошибки могут наблюдаться на разных уровнях организации речевых действий: а) на фонологическом уровне – фонематические ошибки (перестановки, оглушение-озвончение, замены); б) на слоговом уровне; в) на лексическом уровне; г) на синтагматическом уровне.

Факты, свидетельствующие об активном порождении речевых высказываний на основе неречевых форм мысли (Горелов, 2003):

При построении высказываний наблюдается поиск субъектом подходящих слов для выражения своих мыслей и чувств, который проявляется в паузах и колебаниях (хетизации). После каждой семантически завершенной единицы речи, люди делают короткую паузу.

При внешней реализации высказываний чаще корректируются и исправляются не фразы, не синтаксические структуры, а отдельные лексические единицы (70%). Это свидетельствует о первичности программирования синтаксических структур перед наполнением их лексическими единицами.

Лексические ошибки связаны с уровнем построения целого высказывания, а звуковые ошибки встречаются на уровне построения отдельных фраз и слов.

Регистрация речевых ошибок в обычных, а также в специально создаваемых (экспериментальных) условиях позволяет выделять разные этапы и уровни, обеспечивающие порождение речевых высказываний (Лурия, 1979):


1. Актуализация мотива высказывания.

2. Формирование замысла высказывания (актуализация общего субъективного смысла): производится отделение темы (о чем сказать?) от ремы (что сказать?).

3. Первичная семантическая запись в виде симультанной схемы, включающей а) смысловые элементы, б) смысловые связи-векторы.

4. Перераспределение семантических отношений в линейную (сукцессивную) последовательность – синтаксическое прогнозирование.

5. Этап программирования высказывания во внутренней речи, которая имеет а) предикативный характер, б) сокращенный характер – включает отдельные слова и их потенциальные связи.

6. Этап развернутого речевого высказывания – сложная система выполнения речевых действий, которая предполагает: а) предметную отнесенность; б) учет социального контекста; в) расширение темы и ремы в иерархическую последовательность синтагматических высказываний.

Каковы основные этапы и механизмы, лежащие в основе порождения речевых высказываний?

В качестве основных этапов порождения речевых высказываний следует выделять:

1. Этап актуализации мотивации высказывания на основе внеречевых факторов и условий, которые побуждают к организации речевых действий. Формируется цель, которую предполагается достичь с помощью речевого высказывания.

2. Этап формирования замысла и внутреннего программирования семантико-смысловой стороны высказывания .

Семантический замысел будущего высказывания исходно строится на основе определенного субъективного образа (тема), которому приписывается некоторая личностно-смысловая характеристика, выступающая смысловым предикатом (рема). Такой процесс должен опираться на складывающийся в течение жизни индивидуальный субъективный предметно-изобразительный, предметно-схемный код (по Н.И. Жинкину).

Построение семантического замысла предполагает несколько основных типов оперирования с семантико-смысловыми «единицами» предметно-изобразительного, предметно-схемного образа:

· Операции включения, когда одна семантическая единица получает несколько функциональных характеристик разной «глубины» (иерархия семантических противопоставлений).

· Операции перечисления, когда одна семантическая единица получает характеристики одинаковой «глубины».

· Операции сочленения, когда по отношению к двум (и более) семантическим единицам используется одна и та же функциональная характеристика, приписывается отношение или связь.

3. Этап грамматико-семантического программирования и организации предстоящего высказывания . Этап выбора слов и грамматической организации высказывания.

Тектограмматический подэтап – перевод семантической программы будущего высказывания на объективный код: а) замена единиц субъективного смыслового кода минимальным набором семантических признаков слов; б) приписывание таким единицам дополнительных признаков, которые позднее преобразуются в предикаты высказывания. В результате возникает иерархия организованных единиц объективно-языкового кода.

Фенограмматический подэтап – введение линейного принципа в организацию программы высказывания: а) распределение семантических признаков между несколькими единицами объективно-языкового кода; б) линейное распределение единиц объективно-языкового кода в высказывании без их грамматических характеристик.

Подэтап синтаксического прогнозирования – лексико-грамматическая (синтагматическая) организация высказывания в синтаксически организованную последовательность единиц объективно-языкового кода.

Подэтап синтаксического контроля по отношению: а) верности или ситуативной корректности построенной лексико-синтаксической конструкции; б) соответствия грамматической формы высказывания исходному замыслу.

При этом следует учитывать, что семантическое программирование и грамматическое программирование высказываний – это относительно независимые, но в норме тесно взаимосвязанные процессы.

4. Этап моторного программирования синтагматической последовательности артикуляционно-фонематических компонентов высказывания . Моторное программирование артикуляционно-фонематических компонентов высказывания, как правило, носит характер высоко автоматизированных операций.

5. Этап внешнеречевой моторно-артикуляционной реализации , которая предполагает возможную корректировку и перепрограммирование высказываний по ходу их исполнения на основе обратных связей различного типа. В качестве обратных связей могут выступать: а) слуховое и визуальное восприятие характеристик субъекта, на которого направлено речевое воздействие; б) слуховое и кинестетическое восприятие характеристик собственной речи; в) смысловые (умственно устанавливаемые отношения) между семантическим, лексическим и грамматическим уровнями внутреннего программирования и внешней организацией высказывания.

6. Этап сопоставления результатов реализации высказывания с замыслом , который предполагает прекращение или организацию новых речевых высказываний в зависимости от достижения или не достижения поставленных целей.