В чем значение древнерусских городов. Древнерусский город. История городов русских. Город – центр духовной культуры

Города появились в глубокой древности. Это были укреплённые поселения земледельцев и скотоводов. Русское слово «город» произошло от слов «ограда», «городить». Поселение окружали оборонительной оградой - земляным валом, частоколом или стеной.

В Древней Руси городом называлось всякое жилое место, окружённое такой защитной оградой. Со временем жители городов стали заниматься ремеслом и торговлей, повсеместно появились рынки и ярмарки. Площадь для торговли называлась торгом. Здесь размещались лавки купцов и общественные здания. Для приезжих купцов строили гостиные дворы. Часто города возникали по берегам морей и рек или на перекрёстках дорог: на судах или лошадях купцам было легче привозить товары. Близость переправы - моста или брода - тоже имела значение. Порой город возникал рядом с волоком - сухим путём, по которому корабельщики «волокли» суда с товарами из одной реки в другую (так появился Волоколамск). Иногда город вырастал вокруг крупного монастыря (как Сергиев Посад).

Город состоял из крепости (кремля) и посада. Посад делился на слободы. В каждой из них жили ремесленники одной профессии - гончары, кожевенники, кузнецы. Город мог появиться по воле князя или царя. Так, князем Владимиром Святославичем был основан Владимир-на-Клязьме. А подготавливая поход на Казань, царь Иван Грозный повелел построить на реке Свияге - притоке Волги - крепость Свияжск.

Город выживал в том случае, если в его округе было хорошо налаженное сельское хозяйство. Городская жизнь имела отпечаток жизни деревенской. Часто неприятели сжигали древние города дотла, но жители восстанавливали их из пепла и руин. Город мог «исчезнуть», если мелкое княжество, которому он принадлежал, прекращало своё существование или в округе истощались запасы ценного сырья, ради добычи которого строился город. Люди также покидали «беспокойные» города, устав от постоянных набегов степных кочевников.

Среди жителей было много ремесленников. Горожан обслуживали мастера «по костюму» (ткачи, портные, кожевенники), мастера «по приготовлению пищи» (блинники, мясники, квасники), мастера «по строительству» (котельники, каменщики, замочники). На торгу проходила жизнь купцов. Были в городе служилые люди во главе с воеводой, а также военные - стрельцы, пушкари, воротники.

Что из себя представляет древнерусский город? Город был деревянным. Из камня строили храмы и редко палаты. Жилые дома были чаще всего одноэтажными. Нередко город, окружённый деревянной (а позже каменной) стеной и рвом, дополнительно защищал земляной вал или ещё одна деревянная стена. Между кремлём и этими укреплениями жили люди. Так, в центре Москвы был кремль и Китай-город. На расстоянии от них находилась другая защитная стена - Белый город. А дальше шло следующее укрепление - земляной вал.

Древнерусский город — укрепленное поселение, которое одновременно являлось военным, хозяйственным, политическим, социальным и культурным центром всей окружающей территории. В городах поселялись купцы, ремесленники, монахи, живописцы и т. д.

Основание древнерусских городов

История городов русских началась с появлением в определенном месте людей, которые строили жилье и надолго поселялись в нем. В окрестностях древних городов, которые дошли до наших дней (Москва, Киев, Новгород, Владимир и др.) найдены следы ранних эпох, начиная еще с палеолита. Во времена трипольской культуры на территории будущей России существовали уже поселения из нескольких десятков и сотен домов и жилищ.

Поселения Древней Руси, как правило, были расположены на возвышенных местах около естественных источников воды (реки, родники). Состояли они из домов, защищенных от нападений врагов бревенчатым частоколом. Предшественниками русский городов в эпоху средневековья считаются укрепленные святилища и убежища (детинец и кремль), воздвигнутые жителями нескольких поселений в округе.

Ранние средневековые города основывались не только славянами, но и другими племенами: Ростов Великий основало финно-угорское племя, Муром — племя мурома, Суздаль, Владимир основаны мерянами совместно со славянами. В состав Киевской Руси кроме славян входили народности балтии и финно-угории, которые сливались в единый народ при помощи политического объединения.

В 9-10 веках вместе с городами-убежищами начинают появляться небольшие крепости, а затем посады, в которых селятся ремесленники и купцы. Точные даты основания раннерусских городов обычно устанавливаются только по первым упоминаниям в летописях тех времен. Некоторые даты основания городов были установлены в результате археологических раскопок тех мест, где были древнерусские города. Так, Новгород и Смоленск упомянуты в летописях 9 века, однако культурные слои ранее 10 века пока не обнаружены.

Самые крупные города, которые начали бурно развиваться в 9-10 вв. на главных водных путях, — это город Полоцк, Киев, Новгород, Смоленск, Изборск и др. Их развитие было напрямую связано с торговлей, осуществлявшейся на пересечениях дорог и водных путей.

Древние крепости и защитные сооружения

Существовали «старшие» города и пригороды (подчиненные), которые происходили из выселок из главных городов, и заселение их шло по распоряжениям из столицы. Любой древнерусский город-крепость состоял из укрепленной части и расположенных рядом неукрепленных посадов, вокруг которых находились угодья, используемые для сенокоса, рыбной ловли, выпаса домашнего скота, лесные участки.

Основная защитная роль отводилась земляным валам и деревянным стенам, под которым находились рвы. Для строительства оборонных укреплений использовался подходящий рельеф местности. Так, большая часть крепостей Древней Руси располагалась на защищенных территориях: вершины холмов, острова или мыс горы.

Примером такого города-крепости может служить город Вышгород, расположенный недалеко от Киева. С самого основания его строили как крепость, окруженную мощными земляными и деревянными укреплениями с валами и рвом. Город подразделялся на княжескую часть (детинец), кремль и посад, где располагались кварталы ремесленников.

Крепостной вал являлся сложным сооружением, состоящим из стоящих впритык огромных деревянных срубов (часто из дуба), пространство между которыми забивали камнями и землей. Размер таких срубов, например, в Киеве составлял 6,7 м, в поперечной части более 19 м. Высота земляного вала могла достигать 12 м, а вырытый перед ним ров часто имел форму треугольника. Наверху находился бруствер с боевой площадкой, где находились защитники крепости, которые стреляли во врагов и метали камни. В местах поворота строили деревянные башни.

Въезд в древнюю крепость был всегда единственный через специальный мост, проложенный надо рвом. Мост ставили на опоры, которые во время нападений разрушали. Позднее стали строить подъемные мосты.

Внутреннее устройство крепости

Древнерусские города 10-13 вв. уже имели сложное внутреннее устройство, которое складывалось по мере увеличения территории и объединяло различные укрепленные части вместе с посадами. Планировка городов была различной: радиальной, радиально-кольцевой или линейной (вдоль реки или дороги).

Основные общественные и экономические центры древнего города:

  • Церковная резиденция и Вечевая площадь.
  • Княжий двор.
  • Порт и торговая площадка рядом с ним.

Центр города — детинец или кремль с укрепленными стенами, валами и рвом. Постепенно в этом месте группируется общественно-политическое управление, располагаются княжеские дворы, городской собор, жилища челяди и дружины, а также ремесленники. Уличная планировка состояла из магистралей, которые шли вдоль берега реки или перпендикулярно ему.

Дороги и инженерные коммуникации

Каждый древнерусский город имел свой план, по которому прокладывались дороги и коммуникации. Инженерное устройство для того времени было на достаточно высоком уровне.

Строились деревянные мостовые, состоящие из продольных лаг (10-12 м длина) и укладываемых сверху деревянных, расколотых пополам бревен плоской стороной вверх. Мостовые имели ширину 3,5-4 м, а в 13-14 вв. уже 4-5 м и функционировали обычно 15-30 лет.

Водоотводные системы древнерусских городов были 2-х типов:

  • «канализационные», которые отводили подземные воды из-под строений, состоящие из бочек для сбора воды и деревянных труб, по которым стекала вода в водосборник;
  • водосборник — квадратный деревянный сруб, из которого затем грязная вода по толстой трубе стекала в сторону реки.

Структура городской усадьбы

Усадьба в городе состояла из нескольких жилых домов и хозяйственных построек. Площадь таких дворов была от 300 до 800 кв. м. Каждая усадьба была огорожена деревянным забором от соседей и улицы, которые делались в виде частокола из еловых бревен, торчащих острием кверху высотой до 2,5м. Внутри нее жилые строения стояли с одной стороны, а хозяйственные (погреб, медуша, клеть, скотница, житница, хлев, баня и др.). Избой называли любое отапливаемое строение с печкой.

Древние жилища, из которых состоял древнерусский город, начинали свое существование как полуземлянки (10-11 вв.), затем наземные строения с несколькими помещениями (12 в.). Дома строили в 1-3 этажа. Полуземлянки имели столбовую конструкцию стен длиной до 5 м каждая и глубиной до 0,8 м, круглая глиняная или каменная печь ставилась недалеко от входа. Полы делали из глины или досок, дверь всегда располагалась на южной стене. Крыша была двускатной из дерева, которое сверху промазывалось глиной.

Древнерусское зодчество и религиозные постройки

Города в Древней Руси были местом, где строились монументальные здания, которые в основном были связаны с христианской религией. Традиции и правила постройки древних храмов пришли на Русь из Византии, потому они строились по крестово-купольной схеме. Возводились храмы по заказу богатых князей и самой православной церкви.

Первыми монументальными сооружениями были десятинные церкви, самая древняя из сохранившихся до наших дней — Спасская церковь в Чернигове (1036 г.). Начиная с 11 в., уже стали строить более сложные храмы с галереями, лестничными башнями, с несколькими главами. Внутренний интерьер древние зодчие стремились сделать выразительным и красочным. Примером такого храма является Софийский собор в Киеве, аналогичные соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.

Немного иная, но яркая и оригинальная, сложилась архитектурная школа на Северо-Востоке Руси, для которой характерны множество декоративных резных элементов, стройные пропорции и пластичность фасадов. Один из шедевров того времени — церковь Покрова на Нерли (1165).

Население древнерусских городов

Основная масса населения города — это ремесленники, промысловики, поденщики, купцы, князь и его дружина, администрация и господская «челядь», важную роль в связи с крещением Руси стало играть духовенство (монахи и церковники). Очень большую группу населения составлял всевозможный ремесленный люд, который селился по специальностям: кузнецы, оружейники, ювелиры, плотники, ткачи и портные, кожевники, гончары, каменщики и т. д.

В каждом городе обязательно находился рынок, через который осуществлялась купля-продажа всех производимых и привозимых товаров и продуктов.

Самый большой древнерусский город — Киев в 12-13 в. насчитывал 30-40 тыс. человек, Новгород — 20-30 тыс. Города поменьше: Чернигов, Владимир, Полоцк, Смоленск, Ростов, Витебск, Рязань и другие имели население в несколько тысяч человек. Численность проживающих в более мелких городках редко превышала 1 тыс. человек.

Самые крупные земли Древней Руси: Волынская, Галицкая, Киевская, Новгородская, Полоцкая, Ростово-Суздальская, Рязанская, Смоленская, Турово-Пинская, Черниговская.

История Новгородской земли

По территории, которую охватывала Новгородская земля (север и восток проживающих финно-угорских племен), она считалась самым обширным русским владением, включающим пригороды Псков, Старая Русса, Великие Луки, Ладогу и Торжок. Уже к концу 12 в. сюда вошли Пермь, Печора, Югра (Северный Урал). Все города имели четкую иерархию, где главенствовал Новгород, которому принадлежали самые важные торговые пути: идущие с Днепра караваны купцов, проходящие в Швецию и Данию, а также ведущие в северо-восточные княжьи уделы через Волгу и на Булгарию.

Богатство новгородских купцов приумножалось за счет торговли неисчерпаемыми лесными ресурсами, а вот земледелие на этой земле было неурожайным, потому в Новгород хлеб завозили из соседних княжеств. Население Новгородской земли занималось скотоводством, выращиванием злаков, садовых и огородных культур. Очень развиты были промыслы: меховые, моржовые и др.

Политическая жизнь Новгорода

По данным археологических раскопок к 13 в. Новгород был большим укрепленным и прекрасно организованным городом, в котором проживали ремесленники и торговый люд. Политической жизнью его управляли местные бояре. На этих землях в Древней Руси сложились очень крупные боярские землевладения, которые состояли из 30-40 кланов, монополизировавших многие государственные должности.

Свободное население, которое включала Новгородская земля, — это боярство, житьи люди (мелкие землевладельцы), купечество, торговцы и ремесленники. А к зависимым относились холопы и смерды. Характерная черта жизни Новгорода — призвание князя с помощью оформления договора на княжение, причем он выбирался только для вершения судебных решений и военного руководства в случае нападения. Все князья были приезжие из Твери, Москвы и других городов, и каждый пытался отторгнуть от Новгородской земли некоторые волости, из-за чего их тут же сменяли. За 200 лет в городе поменялось 58 князей.

Политическое правление в этих землях осуществляло Новгородское вече, которое, по сути, представляло федерацию из самоуправляющихся общин и корпораций. Политическая история Новгорода сложилась успешно именно за счет участия во всех процессах всех групп населения, начиная от бояр и заканчивая «черным людом». Однако в 1418 г. недовольство низов завершилось их восстанием, при котором жители бросились крушить богатые дома бояр. Кровопролития удалось избежать только через вмешательство духовенства, которое решило спор через суд.

Расцвет Новгородской республики, просуществовавшей не одно столетие, возвел большой и красивый город до уровня средневековых европейских поселений, архитектура и военная сила которого восхищала современников. В качестве западного форпоста Новгород успешно отражал все нападения немецких рыцарей, сохранив национальную идентичность Русской земли.

История земли Полоцкой

Полоцкая земля охватывала в 10-12 вв. территорию от реки Западная Двина до истоков Днепра, создав речной путь между Балтикой и Черным морем. Крупнейшие города этой земли в раннем Средневековье: Витебск, Борисов, Лукомль, Минск, Изяславль, Орша и др.

Удел Полоцкий был создан династией Изяславичей вначале 11 в., которая закрепила его за собой, отказавшись от претензий на Киев. Само появление словосочетания «Полоцкая земля» уже ознаменовало в 12 в. отделение этой территории от Киева.

В это время правила землей династия Всеславичей, но случались и переделы столов, что, в конце концов, привело к распаду княжества. Следующая династия Васильковичей уже правила Витебском, потеснив полоцких князей.

Полоцку в те времена подчинялись и литовские племена, а самому городу часто угрожали нападением соседи. История этой земли очень запутана и мало подтверждена источниками. Полоцкие князья часто воевали с Литвой, а иногда выступали ее союзником (например, при взятии города Великие Луки, относящегося в то время к Новгородской земле).

Полоцкие войска совершали частые набеги на многие русские земли, а в 1206 г. предприняли штурм Риги, но неудачно. К началу 13 в. в этом регионе увеличивается влияние Ливонских меченосцев и Смоленского княжества, затем происходит массовое вторжение литовцев, которые к 1240 годам подчиняют себе полоцкие земли. Затем, после войны со Смоленском, город Полоцк переходит во владение князя Товтивилла, к концу княжества которого (1252) заканчивается древнерусский период истории Полоцкой земли.

Древнерусские города и их роль в истории

Древнерусские средневековые города основывались как людские поселения, стоящие на перекрестках торговых путей и рек. Другой их целью была защита жителей от набегов соседей и вражеских племен. По мере развития и укрупнения городов происходил рост имущественного неравенства, создание племенных княжеств, расширение торговых и экономических связей между городами и их жителями, что в дальнейшем повлияло на создание и историческое развитие единого государства — Киевской Руси.

С самого своего появления Русь славилась густонаселенными и укрепленными селениями. Славилась настолько, что варяги, которые позже стали ею править, называли славянские земли «Гардарики» - страна городов. Скандинавов поражали укрепления славян, так как сами они проводили большую часть жизни в море. Сейчас мы можем разобраться, что же такое древнерусский город и чем он знаменит.

Причины появления

Не секрет, что человек - существо социальное. Для лучшего выживания ему необходимо собираться в группы. И если раньше таким «центром жизни» становилось племя, то с уходом варварских обычаев пришлось искать цивилизованную замену.

На самом деле, появление городов в жизни людей настолько естественно, что вряд ли могло бы быть по-другому. От села или деревни они отличаются одним важным фактором - укреплениями, которые защищали поселения. Проще говоря, стенами. Именно от слова «городить» (укрепление) и пошло слово «город».

Образование древнерусских городов связано, прежде всего, с необходимостью защиты от врагов и создания административного центра для княжества. Ведь именно в них чаще всего находилась «голубая кровь» Руси. Для этих людей было важно чувство безопасности и комфорта. Сюда стекались все торговцы и ремесленники, превращая поселения в бурлящие жизнью Новгороды, Киевы, Луцки.

Кроме того, вновь созданные поселения становились прекрасными торговыми центрами, сюда могли стекаться купцы со всего света, получая обещание находиться под защитой военной дружины. По причине невероятной важности торговли города на Руси чаще всего возводились на берегу рек (например Волги или Днепра), поскольку на тот момент водные пути были наиболее безопасным и быстрым способом доставки товаров. Находящиеся на берегах рек поселения обогатились как никогда раньше.

Население

Прежде всего, город не имел возможности существовать без правителя. Это был либо князь, либо его наместник. Здание, в котором он проживал, было самым богатым светским жильем, оно становилось центром поселения. Он решал различные правовые вопросы и устанавливал порядки.

Вторая часть древнерусского города -это бояре - люди, приближенные к князю и способные влиять на него непосредственно своим словом. Они занимали различные чиновнические должности и жили в таких поселениях богаче всех, кроме разве что купцов, но те долго на одном месте не засиживались. В то время их жизнь представляла собой бесконечную дорогу.

Далее надо вспомнить про различных ремесленников всех возможных профессий, начиная от иконописцев и заканчивая кузнецами. Как правило, их жилищные помещения находились внутри города, а рабочие мастерские - за стенами, снаружи.

И последними в социальной лестнице были крестьяне, они не жили внутри поселения, а располагались на тех землях, которые обрабатывали. В древнерусский городони, как правило, попадали только по торговым или правовым делам.

Собор

Центр древнерусского города - церковь. Собор, находившийся перед главной площадью, был настоящим символом. Самое монументальное, украшенное и богатое здание, храм был центром духовной власти.

Чем больше становился город, тем большей церквей появлялось внутри него. Но ни одна из них не имела права быть грандиознее, чем главный и первый храм, который олицетворял собой все поселение. Княжие соборы, приходские и домашние церкви - все они должны были будто тянуться к главному духовному центру.

Особую роль играли монастыри, которые иногда становились буквально городами внутри городов. Часто укрепленное поселение вообще могло возникнуть именно вокруг места жительства монахов. Тогда главный храм монастыря становился доминирующим в духовной жизни города.

Соборы активно украшали, и позолоченные купола появились не просто так: их было видно за много километров, и они являлись «путеводной звездой» для путешественников и заблудших душ. Храм своей пышностью должен был напоминать людям, что земная жизнь - ничто, и истинной может считаться только Божья красота, которой и была церковь.

Ворота

Воротам, которых в укрепленных селениях было до четырех штук (по сторонам света), уделялось, как ни странно, огромное значение. Как единственный проход в древнерусский город они представляли собой огромное символическое значение: «открыть ворота» значило отдать город врагу.

Ворота пытались максимально украсить, а лучше сделать из хотя бы одних парадный въезд, через который въезжал бы князь и знатный люд. Они должны были моментально потрясать приезжего и свидетельствовать о зажиточности и счастье местных жителей. На хорошую отделку ворот не жалели ни денег, ни сил, часто ремонтировали их всем городом.

Также было принято считать их неким сакральным местом, которое защищали не только земные войска, но и святые. В помещениях над воротами часто находилось множество икон, а прямо радом с ними была небольшая часовня, цель которой было уберечь вход Волей Божьей.

Торг

Небольшая площадь, как правило, возле реки (около них основывались большинство поселений) была необходимой частью экономической жизни. Древнерусские города России вряд ли могли бы существовать без торговли, главными в которой были купцы.

Здесь, на торге, они размещали и выгружали свои товары, здесь же проходили основные сделки. Часто, уже стихийно, здесь появлялся рынок. Не тот, где торговали крестьяне, а богатое, созданное для элиты города место с множеством заграничных товаров, дорогих украшений. Он представлял не символический, а истинный «знак качества» поселения. Именно по торгу можно было понять, насколько богато поселение, ведь купец не будет простаивать там, где нет выгоды.

Хоромы

Воплощением светской власти было жилье князя или наместника. Оно было не только местом проживания правителя, но и административным зданием. Здесь решались различные правовые вопросы, проходил суд, собиралось войско перед походами. Часто это было наиболее укрепленное место в городе, имеющее защищенный внутренний двор, куда должны были сбегаться все жители в случае военной угрозы.

Вокруг покоев правителя располагались менее богатые боярские дома. Чаще всего они были деревянными, в отличие от княжьего дома, который мог позволить себе Древнерусские города были архитектурно богаты именно благодаря жилищам знати, которые старались максимально украсить свой дом и показать материальный достаток.

Простой люд же размещался в отдельных деревянных одноэтажных домах либо ютился в бараках, которые чаще всего стояли на самом краю города.

Укрепления

Как уже было сказано, города древнерусского государства создавались, прежде всего, для защиты людей. Для этого были организованы укрепления.

Вначале стены были деревянными, однако со временем все чаще и чаще появлялись каменные защитные сооружения. Понятное дело, что подобное «удовольствие» могли позволить себе только зажиточные князья. Укрепления, созданные из тяжелых заостренных сверху бревен, назывались острогами. Подобное слово изначально обозначало каждый город в старорусском языке.

Кроме самого частокола, поселение защищал земляной вал. Вообще, чаще всего поселения появлялись уже в выгодных стратегических точках. В низине город просуществовал бы недолго (до первого военного конфликта), а потому чаще всего они основывались на высоких точках. Можно сказать, что мы не знаем ничего о плохо укрепленных поселениях, потому что они моментально пропадали с лица земли.

Планировка

Для современных, весьма хаотичных и запутанных населенных пунктов, настоящий образец - древнерусский город. Крепость,в которой проживала большая часть населения, была действительно умело и точно распланирована, как диктовала бы сама природа.

По сути, города того времени представляли собой округлую форму. Посреди, как уже было сказано, возвышалось два важных центра: духовный и светский. Это главный собор и княжье поместье. Вокруг них, закручиваясь спиралью, шли богатые дома бояр. Таким образом, обвивая, например, холм, город спускался все ниже и ниже, до стен. Внутри он делился на «улицы» и «концы», которые нитями проходили сквозь спирали и шли от ворот до главного центра.

Чуть позже с развитием поселений мастерские, которые изначально находились вне основной черты, также ограждались стенами, создавая вторичные укрепления. Постепенно, с ходом веков города разрастались именно подобным образом.

Киев

Безусловно, современная столица Украины - самый известный древнерусский город.В нем можно найти подтверждение всех тезисов, сказанных выше. Кроме того, его необходимо считать первым по-настоящему крупным укрепленным селением на территории славян.

Основной город, окруженный укреплениями, находился на возвышении, а Подол занимали мастерские. Там же, рядом с Днепром, находился торг. Главный вход в Киев, его парадный въезд - это известные Золотые ворота, которые, как было сказано, имели не только практическое, но и сакральное значение, тем более что названы они так в честь врат Царьграда.

Стал духовным центром города. Именно к нему тянулись остальные храмы и церкви, которые он превосходил и по красоте, и по величию.

Великий Новгород

Древнерусские города России нельзя перечислять, не упомянув Этот густонаселенный центр княжества служил важнейшей цели: это был крайне «европейский» город. Именно сюда стекались дипломаты и торговцы из Старого Света, так как Новгород находился посреди торговых путей Европы и остальной Руси.

Главное, что мы сейчас получили благодаря Новгороду, - это несравненно огромное количество различных исторических памятников Уникальная возможность увидеть их прямо сейчас, купив билет на самолет, есть потому, что Новгород не был разрушен и захвачен во времена монгольского ига, хотя платил непомерную дань.

Широко известен так называемый «новгородский Кремль», или Новгородский Детинец. Эти укрепления долгое время служили надежным фортом великому городу. Кроме того, нельзя не упомянуть Ярославово дворище - огромный район Новгорода на берегу Волхова, где располагался торг и множество домов самых разных зажиточных купцов. Кроме того, предполагается, что именно там находилась и обитель князя, хотя найти ее в Великом Новгороде до сих пор не удалось, возможно, из-за отсутствия в истории поселения цельной княжной системы как таковой.

Москва

История древнерусских городов, конечно, не поддается описанию без присутствия в списке такого грандиозного поселения, как Москва. Она получила возможность разрастись и стать центром современной России благодаря уникальному местоположению: фактически каждый большой северный торговый путь проходил мимо нее.

Конечно же, главной исторической достопримечательностью города является Кремль. Именно с ним сейчас возникают первые ассоциации при упоминании этого слова, хотя изначально оно обозначало просто «крепость». Изначально, как и для всех городов, защита Москвы была деревянной и значительно позже приобрела знакомый нам вид.

В Кремле также находится главный храм Москвы - Успенский Собор, который прекрасно сохранился до наших дней. Его внешний вид буквально олицетворяет собой архитектуру своего времени.

Итог

Многие названия древнерусских городов здесь не прозвучали, однако и не преследовалось цели создать их список. Трех вполне хватает для наглядной демонстрации, насколько консервативны были русские люди в закладывании поселений. И не скажешь, что это качество у них имелось незаслуженно, нет, тот внешний вид, который имели города, был продиктован самой природой выживания. План был максимально практичен и, кроме того, создавал символ настоящего центра области, коими укрепленные поселения и являлись. Сейчас подобное построение городов больше не актуально, но возможно, что и про нашу архитектуру когда-нибудь будут говорить так же.

Введение.

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае славянские поселения VI - VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города.

По всей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Мы видели, что восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. При церквах хоронили покойников: отсюда произошло значение погоста как кладбища. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Но все это - позднейшие значения термина: первоначально так назывались сборные торговые, "гостинные" места. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли Наши древнейшие торговые города по греко- варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:

1) развитие внешней южной и восточной, черноморско- каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов,

2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIIIв.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселениев отличие от веси или села - неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVIIв. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений - городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII- IX, а частично даже и в Х в., еще и не было возможностей строить мощные укрепления - ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленскойи Полоцкойземель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия - отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

К началу IXв. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром- кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы).

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство - Киевская Русь.

Роль городов в экономической политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

"В городах, - пишет В.П.Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях".

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

"Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие".

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи.

Что же такое древнерусский город?

В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения. Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей "очевидности" ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова "город" (родственное "жердь"), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, "городом" в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения "крупные"), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином "город" имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.


Вернуться назад на

1. Страна городов – Гардарики

В северных источниках, как известно, Русь называют страной городов – Гардарики. С таким названием вполне совпадают известия анонимного баварского географа IX в. (866-890 гг.). Отрывок из его работы сохранился в рукописи конца XI в., и сведения его тем более ценны, что они относятся ко времени более раннему, чем свидетельства нашей летописи и византийского императора Константина Багрянородного. Баварский географ упоминает об отдельных славянских племенах и количестве их городов. Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi), «народ многочисленный», – 318 городов, волыняне (velunzeni) – 70 городов и т. д. Неизвестно, откуда баварский географ заимствовал свои сведения, но, возможно, они восходят к какому-либо византийскому источнику, так как включают «описание городов и областей на северном берегу Дуная» (descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubium), а берег Дуная был рубежом византийских владений. К северу от этого рубежа находилась обширная область, заселённая многочисленными племенами антов, враждовавших с Византийской империей.

Города, упомянутые в сочинении баварского географа, несомненно, обладали незначительными размерами, что доказывается следующими соображениями. Для attorosi, под которым Шафарик с основанием понимает тиверцев, географ указывает 148 городов. Даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где, по летописи, жили тиверцы и уличи. Говоря об этих племенах в прошедшем времени, летописец замечает: «И суть города их и до сего дня».

Эта несколько неясная фраза должна быть понята в том смысле, что остатки городов тиверцев и уличей ещё сохранились во времена летописца (т. е. в XI в.).

Что же представляли собой славянские города IX в., о которых говорит баварский географ?

Наиболее достоверные письменные источники, сообщающие сведения о восточных и южных славянах VI-VII вв., принадлежат Прокопию и другим византийским авторам. Они дают такую характеристику славянских поселений: «Живут они, – пишет Прокопий о славянах и антах, – в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства». Конечно, в этих словах выражено явное пренебрежение к славянским жилищам, типичное для византийца, привыкшего к богатым и обстроенным городам Восточно-Римской империи. Из показаний другого византийского автора, почти современного Прокопию, видно, что славянские посёлки не были столь жалкими, как говорит Прокопий. Давая совет, как надо грабить славянские посёлки, автор указывает: войско должно быть разделено на две части и двигаться по двум дорогам, грабя ближайшие окрестности. Некоторые посёлки могут оказаться большими, но в этом случае не надо выделять слишком много воинов, часть которых должна грабить, а другая охранять грабящих.

Славянские посёлки находились близко один к другому, но были слабо укреплены. Это и есть «города» баварского анонима, насчитывающего их сотнями для некоторых славянских племён.

Археологические наблюдения последних лет подтверждают выводы, сделанные на основании письменных источников. В бассейне Днестра были найдены различные предметы, указывающие на существование здесь ремесленного производства в первые века нашей эры. Исследователи Поднестровья указывают на преемственную связь культуры этого района с культурой Киевской Руси. Некоторые городища были хорошо укреплены, но и они отличались небольшими размерами. Это пока ещё только зачатки будущих городов, куда окрестное население скрывалось во время набегов врагов (М. Ю. Смишко, Раннеславянская культура Поднестровья в свете новых археологических данных; Г. Б. Фёдоров, Работа Славяноднестровской экспедиции.

Отсутствие значительных славянских городищ до IX в. привело даже М. Ю. Брайчевского к выводу, что «в эпоху, предшествующую сложению (Киевской Руси, т. е. антскую (II век – половина VII в. н. э.) на территории Среднего Приднепровья, Поднестровья и Побужья укреплённых поселений (городищ) не существовало». Брайчевский объясняет это существованием Антского государства. Нечего и говорить, что такое объяснение стоит в резком противоречии с историческими фактами, так как наличие государства само по себе говорит уже о зарождении городов как укреплённых административных пунктов. Ведь даже в зачаточном виде имеет органы государственной власти, иначе оно не было бы государством. К тому же государство возникает не при первобытнообщинном, а при рабовладельческом или феодальном строе. Кто же, спрашивается, стоял во главе Антского государства, если таковое существовало у антов, а не было просто союзом племён? Ответа на этот вопрос у М. Ю. Брайчевского мы не найдём.

Отметим тут же интересное и обоснованное другое наблюдение того же автора, согласно которому «древнейшие русские городища появляются в VIII-IX вв.». К этому времени в Среднем Поднепровье, Поднестровье и Побужье «происходит трансформация основного типа поселений: от расположенных в низких местах незащищённых селищ – к городищам на высоких, естественно защищённых местах». Среди таких городищ далеко не все имели постоянное население. Некоторые были типичными городищами-убежищами.

Такой тип городищ археологи указывают и для Верхнего Поднестровья.

История такого типа городков – «твердей» – заслуживает особого внимания, но выходит за пределы нашей темы. Нас интересует, прежде всего, вопрос о городах как постоянных населённых пунктах, сделавшихся центрами ремесла и торговли. Особенно важен и интересен вопрос о времени появления новых городов и возникновения в них постоянного ремесленного и торгового населения. Конечно, возникновение городов нового типа произошло не сразу и не везде одинаково. В период расцвета городской жизни Киева и Новгорода в глухой земле вятичей ещё существовали городки, напоминавшие старые убежища антов, описанные Прокопием, но такие городки были уже характерны только для отдалённых уголков. Городская жизнь на Руси к этому времени шагнула далеко вперёд.

Туман, окутывающий историю Руси VIII в., при полном почти отсутствии письменных источников по этому периоду, рассеивается, как только мы вступаем в IX-X вв., когда на помощь нам приходят летописные свидетельства. Тем не менее, и для этого времени количество древнейших русских городов не может быть установлено с какой-либо, даже приблизительной, точностью, потому что наш основной источник, летопись, сообщает о них лишь случайные и мимолётные сведения. (Кроме того, летопись, как правило, говорит только о сравнительно крупных городских пунктах, наряду с которыми следует предполагать существование более мелких.

По летописи можно установить существование в IX-X вв. свыше двух десятков русских городов. Назовём их с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках: Белгород (980), Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862) Василев (988), Вышгород (946), Вручий (977), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам) 8), Ладога (862) 9), Любеч (882) , Муром (862), Новгород (по одним сведениям был основан в незапамятное время, по другим – в 862 г.), Пересечен (922), Перемышль (981), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Родня (980), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Туров (980), Червень (981), Чернигов (907).

Таким образом, летописи дают сведения о бесспорном существовании в IX-X столетиях по крайней мере, 23 русских городов. Но этот список, безусловно, неточный и должен быть пополнен. Так, Суздаль упоминается в летописи под 1024 г. как город, явно существовавший значительно ранее. В неполноте списка русских городов, составленного нами по летописям, убеждает нас трактат об управлении империей Константина Багрянородного. В испорченных названиях русских городов, упоминаемых Багрянородным, угадываются города, тесно связанные с великим водным путём «из Варяг в Греки». Византийский император знает Немогардас, или Новгород, Милиниска – Смоленск, Телюцы – Любеч, Чернигога – Чернигов, Вышеград – Вышгород, Витичев.

В поле внимания византийского императора были города, группировавшиеся вокруг Киева, который был важнейшим отпускным центром в торговле Руси с Византией на великом водном пути «из Варяг в Греки». Начальным пунктом движения торговых караванов из Руси в Константинополь у Константина Багрянородного назван Новгород, тогда как не упомянуты многие города, известные по летописи. Назван и Витичев, появляющийся в летописи только с конца XI в., да и то под названием Витичева холма, что указывает на запустение города. Упоминание византийским автором такого города, как Витичев, весьма ценно для историка. Оно показывает, что в X в. существовали города, почему-либо не упомянутые в летописи. Следовательно, летописный список русских городов можно считать неполным даже для относительно крупных городских пунктов.

Анализируя составленный нами список русских городов, общее число которых с включением Суздаля и Витичева достигает 25, мы приходим к выводу, что часть их по своему происхождению, безусловно, восходит ещё к IX в. Таковы Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и, вероятно, Чернигов. Всего замечательнее, что в этот список попадают не только древнейшие, но и самые значительные русские города, о начале которых сами летописцы имели смутное представление. Из этих городов только Изборск рано потерял своё значение, уступив его соседнему Пскову. Конечно, ничто не даёт права думать, что все остальные города из названных нами 25 пунктов возникли только в X в., но нами выделены те города, происхождение которых бесспорно должно быть отнесено к более раннему периоду.

Кто же явился строителем первых русских городов? Вот тот вопрос, который естественно поставить, имея в виду существование клеветнических теорий, стремящихся представить восточных славян дикими людьми, начатки культуры у которых возникли только после появления в Восточной Европе норманнов на севере или хазар на юге. Исследование названий русских городов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их носит славянские названия. Таковы Белгород, Белоозеро, Василев, Витичев, Вышгород, Вручий, Изборск, Искоростень, Любеч, Новгород, Перемышль, Пересечен, Переяславль, Полоцк, Псков, Родня, Смоленск и Червень.

С большой вероятностью к городам с русскими названиями могут быть отнесены Чернигов, Ростов и Туров. Так, на Украине встречаем несколько сёл с названием Черняхов, близким к Чернигову, в бывших Полтавской, Черниговской, Волынской и Киевской губерниях. Название «Ростов» производится от личного имени «Рост», или «Раст» (А. И. Соболевский), такого же происхождения и название «Туров». Русское окончание на «ев» (ов) находим также в названии города Киева, которое ещё древним летописцем возводилось к некоему Кию (славянское «кий» – молот). Таким образом, видимо, неславянские названия носят только два города – Ладога и Муром. Последнее название является племенным, так как летописец указывает, что существовал особый народ («язык свой Мурома»). Возможно, такого же племенного происхождения было название Суздаля, или Суждаля. Впрочем, у нас нет полной уверенности, что даже Ладога, Муром и Суздаль не были построены славянами, лишь получив свои названия от более ранних поселений.

Приведённое выше наблюдение приводит к естественному выводу, что древнейшие русские города были основаны восточными славянами, а не каким-либо другим народом. Следовательно, восточные славяне являются первыми и главными создателями городов и городской жизни на территории Киевской Руси, а так как города являются носителями культуры, то и развитие русской культуры надо отнести в основном за счёт славянского элемента.

Таким образом, изучение истории русских городов наносит решительный удар разного рода построениям о норманнах, хазарах, готах и т. д. как создателях русской государственности и культуры.

Развитие древнейших русских городов легче всегда проследить на примере крупных центров Древней Руси, о которых сохранились некоторые, хотя бы и отрывочные письменные свидетельства. К числу этих городов принадлежат: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков, Новгород, Ладога. Существование их в IX-X вв. засвидетельствовано летописью, византийскими (Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород) и скандинавскими (Новгород, Полоцк, Ладога) источниками. Громадный материал по ранней истории этих городов дают находки советских археологов за последние годы.

Следует, впрочем, заранее оговориться, что материалы раскопок, относящихся к ранней истории городов, несколько своеобразны. Они получены по преимуществу из могильников, примыкающих к древним городам, а не из раскопок на территории самих городов. Так, для суждения о древнем Киеве даёт материал обширный Киевский некрополь, о Чернигове – окрестные курганы, о Смоленске – Гнездовские курганы, о Ладоге – курганы Приладожья. В некоторых случаях древние погребения занимают часть территории самих городов (Киев, Чернигов), в других они расположены в некотором отдалении от них (Ладога, Смоленск), что связано с какими-то местными особенностями, вероятно культового характера. Приладожские и Гнездовские курганы, расположенные в некотором отдалении от города, сосредоточены в местностях с характерными названиями: Плакун (в Приладожье) и Гнездово. Первое название связывается с древнерусским «плакати» – оплакивать умерших («мертвеца плачются» – в Изборнике 1073 г.). По словарю Даля, «плакуша» – плакальщица по умершим. Название «Гнездово» связывается с понятием «гнезда», по-древнерусски – рода. Вероятно, такого же происхождения и название одного из древнейших польских городов – Гнезно.

Таким образом, устанавливается крайне своеобразный факт: существование больших некрополей вокруг древнейших русских городов или в непосредственной близости к ним. Такие некрополи служили местом погребения, главным образом верхушки общества. Этим объясняется обилие в погребениях оружия и украшений. Тем не менее материал некрополей позволяет составить некоторые суждения о ремесле и торговле русских городов IX-X столетий.

2. История древнего Киева

Наиболее полные, как письменные, так и археологические, сведения имеются по истории древнего Киева. Даже летопись, отнюдь не склонная прибеднять прошлое помнила о том времени, когда на его месте стояли только три городка. В них будто бы сидели три брата: Кий, Щек и Хорив. Они «сотворили град во имя брата своего старейшаго и нарекли имя ему Киев. Был около града лес и бор велик, и они ловили зверей».

Перед нами три небольших городка, находящихся в близком соседстве друг с другом, из которых выделяется один, более удобно расположенный над Днепром. Летописец ещё знал, что во времена существования этих городков поляне «жили каждый со своим родом и на своих местах». Раскопки последних лет на горе Киселёвке в районе Киева действительно показали, что поселения на этой горе с древнейшего периода существовали одновременно с киевским городком.

Исследователь киевских археологических памятников М. К. Каргер отмечает, что в соответствии с легендой о трёх братьях существовали на территории города несколько (не менее трёх) «самостоятельных поселений VIII-X вв.». Эти самостоятельные поселения лишь в конце X в. объединились в один город. Последнее наблюдение, конечно, требует дополнительной проверки, так как уже летописные известия о Киеве X в. говорят о нём, как о значительном городе.

Город, основанный Кием и его братьями, был незначительным поселением. Летописец называет Киев даже не городом, а городком («градок»), подчёркивая этим его незначительные размеры.

Иное значение Киева выясняется из рассказа о захвате его Аскольдом и Диром, которые распространили свою власть на окрестных полян. В этом рассказе Киев выступает в роли главного города земли полян, центра «Польской земли». Летописец с этого времени называет Киев уже не городком, а «градом». Известие о смерти Аскольда и Дира ещё реальнее рисует новое значение Киева. Посланные Олега говорят киевским : «мы купцы, идем в Грецию от Олега и от Игоря княжича». Посещение гостей – купцов – не вызывает никаких подозрений у Аскольда и Дира, значит рассматривается как явление обычное для Киева, выступающего в качестве политического и торгового центра земли полян.

Когда Киев приобрёл новое значение? Конечно, не при Аскольде и Дире, которые княжили в Киеве в конце IX в., а раньше. Свидетельством этому является то обстоятельство, что Аскольд и Дир сами выбирают центром своего княжества Киев, откуда легко спуститься по Днепру до Чёрного моря. Значит, своё новое значение – торгового центра – Киев получил по крайней мере в первой половине IX в., а возможно, и ранее. Смутное сказание летописи о дани, которую киевляне платили хазарам, напоминает о связи Киева с хазарской торговлей. Торговое значение Киева имело следствием знакомство с ним арабских писателей, один из которых считает Куйаб (Киев) большим городом, чем Великий Булгар. Однако арабы были знакомы с Киевом, видимо, при посредстве хазар. Отсюда проистекает сказание Аль Джай-гани о том, что в Киеве убивают приезжих чужеземцев, – рассказ, вероятно пущенный в оборот хазарскими купцами, чтобы напугать соперничающих с ними купцов.

Отдельные замечания летописи, относящиеся к топографии Киева X в., не оставляют сомнения в том, что город в это время располагался на высотах над Днепром и не имел ещё прибрежного квартала – «Подола». Тем не менее это был уже настоящий город – с княжеским дворцом, языческими святилищами и христианской церковью. В таком бесспорном документе, как договор Игоря с византийскими императорами в 945 г., говорится о холме, «где стоял Перун». Перед его идолом «поклали оружие свое и щиты и золото и ходил к присяге Игорь и люди его, из числа язычников». Русские же христиане ходили к присяге в церкви св. Ильи, «яже есть над Ручаем, конець Пасынъче беседы». Не входя в обсуждение спорного вопроса о том, где находилась Пасынча беседа, отметим только, что название этого урочища связывается со словами «пасынок» – дружинник, «беседа» – место собраний, встреч, разговоров, бесед, небольшое строение. Летописец прибавляет, что многие варяги были христианами, а варяги составляли – значительную прослойку в княжеской дружине.

Краткие летописные заметки о древней топографии Киева, занесённые в летопись в 60-х и 70-х годах XI в., позволяют судить о Киеве более раннего времени, по крайней мере X столетия. Говоря о прибытии древлян к Ольге, летописец делает к своему рассказу такое топографическое пояснение: «Тогда ведь вода текла возле горы Киевской и на Подоле не жили люди, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордятин и Никифоров, а двор княжий был в городе, где ныне двор Воротиславль и Чюдин, а перевесище было вне города, и был вне города двор другой, где двор деместика за святой Богородицей над горою, двор теремный, потому что тут был терем каменный».

Эта краткая летописная заметка по существу даёт ясное понятие о Киеве X в. Прежде всего устанавливается важный факт – позднее заселение Подола, лежавшего у подножия киевских высот. «Люди» – городское население – жили на горе, где был расположен город. B городе находился княжеский двор. Другой княжеский двор стоял «вне града». Тут же был и каменный терем. Место его указывается «за святой Богородицей», т. е. за Десятинной церковью. «Двор теремный вне града» известен и по рассказу о мести Ольги древлянам.

Из летописных известий становится совершенно ясным, что укреплённое место, или собственно «город», занимало совсем незначительную территорию. Киев был расширен только при Ярославе, заложившем в 1037 г. «город великий Киев» с Золотыми воротами. До этого местность, на которой был позже воздвигнут Софийский собор, была полем «вне града», так же как и Подол в низине у Днепра оставался незаселённым.

Археологические наблюдения, сделанные на территории Киева, подтверждают наше представление о небольших размерах первоначального города. Об этом свидетельствуют остатки древнего рва поблизости от Десятинной церкви. Этот ров и предполагаемый земляной вал ограждали Киев VIII-IX вв. В этом же районе были обнаружены плохо сохранившиеся землянки того же времени. Территория древнего Киева была незначительной, что свидетельствует о первоначальном этапе в его развитии. Киев уже перестал быть городком – твердью – и сделался «матерью русских городов». Он уже доминирует над другими русскими городами, тем не менее рост города как центра торговли и ремесла целиком падает на позднейшее время и только начинается в IX-X вв.

Наиболее ранней датой киевских курганов считается IX в. В мужских погребениях в грунтовых могилах имеются железные ножи с костяными рукоятками, наконечники копий и стрел, шпоры и пр. В женских погребениях находят различного рода серебряные и медные украшения, реже золотые, а также ожерелья и крестики. Значительно богаче погребения в срубных гробницах. «Обилие и особое богатство украшений, изящество ювелирных изделий из золота и серебра, роскошные одежды, наличие большого количества диргемов в составе инвентарей резко подчёркивают принадлежность их владельцев к высшим кругам киевского общества». Погребения датируются по византийским монетам и арабским диргемам IX-X столетий.

Ряд предметов, найденных в грунтовых могилах и в срубных погребениях, носит черты местного происхождения. Такова «серебряная серьга с надетыми на дужку тремя шариками, покрытыми грубой зернью». Это прототип так называемой серьги киевского типа, сложившегося уже в XI в. Другие серьги близки к серьгам так называемого Волынского типа, также местного происхождения. К местной продукции Л. А. Голубева, .исследовавшая Киевский некрополь, причисляет и скорлупообразные бронзовые фибулы. Число местных ремесленных изделий IX-X вв. может быть значительно увеличено, если к ним отнести различного рода бытовые предметы вроде железных ножичков, кресал (для зажигания) , наконечников копий, стрел и т. д. Тогда ясна станет и основная продукция киевских ремесленников IX-X вв.: производство из металла изделий быта, оружия и примитивных украшений из серебра и меди, реже из золота. Находки весов и гирь вместе с монетой Константина Багрянородного (913-954 гг.) говорят о торговле Киева с Византией, о тех «гостях», которые приходили в Константинополь и жили в предместья св. Мамы. Крестики, привески, найденные в погребениях, свидетельствуют о распространении христианства в Киеве IX- Х вв.

В целом Киев этого времени рисуется как город с ремесленным производством и торговлей, но едва ли со значительным ремесленным населением. Это по преимуществу город князей с их дружиной. «Люди» – горожане – уже составляют в Киеве значительную прослойку, но ещё близко связаны с княжеским двором и дружиной, а сами ремесленники по преимуществу являются зависимыми людьми.

Аналогичные наблюдения можно сделать и над территорией других древнерусских городов, в первую очередь Новгорода.

3. Происхождение Новгорода, Полоцка, Пскова, Суздаля

Летописи знали две версии о происхождении Новгорода, приписывая его создание как славенам, так и Рюрику. Впрочем, одна версия не противоречит другой, так как легенда о построении города Рюриком может относиться к Городищу, которое так и носит название Рюрикова городища. Действительно, летопись говорит о построении Рюриком города над озером Ильмень, а это мало подходит к топографии Новгорода и более соответствует местоположению Городища, стоящего на Волхове поблизости от его впадения в Ильмень. Правда, А. В. Арциховский скептически смотрит на возможность раннего возникновения Городища, считая его основанным князьями, выселившимися из Новгорода в XII в., но этот вывод ещё требует проверки, поскольку в районе Городища были найдены предметы конца X или начала XI в., например золотая эмалевая пластинка византийской работы А. В. Арциховский, Раскопки на Славне в Новгороде. На особую древность этого района указывают также раскопки М. К. Кaprepa, открывшие фрагменты керамики IX-X вв.

Что касается самого Новгорода, то некоторый свет на его происхождение бросают раскопки последних лет, проведённые А. В. Арциховским. На месте Ярославля дворища в X в. существовал дохристианский могильник; значит, этот район ещё не был заселён. При раскопках на Славенском холме найден был помост, под которым оказался арабский диргем X в. О существовании поселений на Славенском холме, по мнению А. В. Арциховского, говорить можно, «но и то без особой уверенности». Следовательно, по имеющимся археологическим данным, Торговая сторона Новгорода стала заселяться только в X в., причём древнейшая часть поселений была расположена на возвышенном Славенском холме.

Запутанная и до сих пор окончательно не разрешённая археологическими исследованиями топография Торговой стороны Новгорода всё-таки позволяет заключить, что рост этого района падает на X в. Впрочем, начало поселений на Торговой стороне могло восходить и к гораздо более раннему времени. В частности, в Новгороде держалось упорное предание о существовании древнего города Словенска. «И поиде по Днепру горе, – говорит одна поздняя новгородская летопись об апостоле Андрее, – и прииде в Словенск, идеже ныне... стоит град Великий Новгород». Название города «Словенском» связывает его с племенным названием ильменских словен, которое сохранялось на Руси длительное время. Город «Словенск» упомянут в списке русских городов начала XV в. как находившийся по соседству с Серпейском и Козельском. Отсутствие же указаний на древнее поселение в районе Славенского холма само по себе не является ещё доказательством того, что старое предание о существовании Словенска на месте Новгорода недостоверно: ведь территория древнего города изучена пока ещё недостаточно.

Что касается Софийской стороны и Детинца, то наблюдения над временем возникновения поселений в этом районе сделаны только в последнее время. Раскопки на территории бывшего Неревского конца к северу от Детинца (Кремля) подтвердили, что этот район Новгорода был заселён с древнего времени. Так, в нижних земляных слоях оказались лимоновидные бусы, по словам А. В. Арциховского, появившиеся ещё в IX в., «а в XI в. не заходящие». Они могут считаться «надёжным признаком X в.». Ещё замечательнее находка в Неревском конце сердоликовых шарообразных бус; «в X в. этот тип является уже исключением, хотя и не редким, в XI веке и позже – редчайшим исключением».

Таким образом, выясняется существование поселений на территории Неревского конца в Новгороде уже в IX-X столетиях. Поселения эти возникли в непосредственной близости к северной, наиболее древней части Детинца, где помещался дом новгородского епископа и собор св. Софии. Они были зародышами новгородского посада, быстро разросшегося в позднейшие столетия. Такие посады, как правило, основывались и развивались в непосредственной близости и под защитой городских замков.

Во всяком случае, история первоначального Новгорода рисуется нам аналогично истории Киева. Вначале на месте Новгорода находим небольшой городок, один из племенных центров (безразлично, назывался ли этот городок Словенском или как-либо по-иному), позже возникает город-замок одного из князей. Усиленное развитие городской жизни в Новгороде, как и в Киеве, происходит в определённое время – в IX-X столетиях.

Сказанное можно проследить на примере других древних городов – Полоцка, Пскова, Суздаля.

Раскопки, произведённые на территории древнего Полоцка, привели к исключительно ценным выводам. Они установили, что на территории Верхнего замка, в Полоцке, где стоит каменная церковь св. Софии, не было городища, хотя, может быть, существовало поселение, судя по обломкам посуды, относящееся к концу X – началу XI в. Ещё позднее возник Нижний замок. Первоначальное ядро города надо искать на правом берегу реки Полоты, где находится древнее городище. Предметы, найденные на городище, относятся к XI-XII вв., позолоченную бляшку и гончарную посуду можно датировать X в., а некоторые обломки посуды – даже IX в. Учекные отмечают присутствие более ранних остатков посуды, которые можно отнести «до часу раней IX-X ст.». Исследование обрыва у Западной Двины в Заполотье, или «старом городе» Полоцка, обнаружило, что Заполотье было заселено с самых древних времён, может быть и с X столетия.

По мнению исследователей полоцкой старины, первоначально укрепление находилось на Полоцком городище. Оно возникло приблизительно в VIII- IX вв., судя по находкам в нижнем и наиболее раннем культурном слое. В верхнем, более богатом культурном слое городища найдена гончарная посуда X-XII вв. «Верхний слой значительно богаче находками, чем нижний. Это свидетельствует о том, что и жизнь на городище в этот период шла более интенсивно (особенно в XI-XII вв.)». Ученые делают вывод, что в это время городище служило укреплённым центром, своего рода Кремлём города Полоцка. Поселения же полоцких жителей находились ниже реки Полоты, около Двины, на месте Заполотья, Верхнего и, может быть, Нижнего замков. Название «старый город», которое встречается в документах уже XIV в. первоначально относилось к городищу, а теперешнее название Заполотья «старым городом» возникло, возможно, значительно позднее.

Отмечая исключительную ценность раскопок, нельзя не обратить внимания на некоторую неясность в представленной исследователями попытке воссоздать историю древнего Полоцка. Во всех известных нам городах соборные храмы стояли в кремле, поблизости от княжеского двора. Современный Софийский собор в Полоцке построен не позднее XII в., а с большой вероятностью может быть отнесён и к XI в. Немыслимо представить себе, что собор был сооружён вне городских стен, так как древнерусские соборы являлись внутренними крепостями, библиотеками и хранилищами казны. По-видимому, историю древнего Полоцка надо представить себе несколько иначе.

Первоначальный городок был основан на месте городища, расположенного несколько в отдалении от Западной Двины, как лежал и древнейший Киев, тоже основанный на горах над Днепром. Позже, примерно в X в., стало заселяться низменное Заполотье, или территория «старого города», игравшее роль киевского «Подола» с его ремесленным населением. Это потребовало переноса городских укреплений ближе к Двине и вызвало появление Верхнего замка, тогда как на городище осталось поселение, возможно – даже особый княжеский двор. При всех условиях начало Полоцка как города восходит к VIII-IX вв., а рост ремесленной его части – к X в.

Приблизительно к тому же времени восходит начало Витебска. Городище на месте Верхнего замка в Витебске возникло не позднее IX в. Кроме того найдены следы культуры X в., а главным образом XI-XII столетий. Поселения на месте Нижнего замка также существовали в IX-X вв.

Интересно, что подобного же рода выводы сделаны были Н. Н. Ворониным, исследовавшим территорию Суздальского кремля. В результате раскопок было найдено немало интересных предметов, в том числе три рубленых гривны второй половины X – начала XI в. Общий вывод Н. Н. Воронина сводится к тому, что «раскопы позволяют говорить о заселении кремлёвской территории в конце IX и начале X в.». Нельзя, впрочем, не посетовать на автора цитируемых слов, который снижает свои выводы общим замечанием, что вещи, найденные в нижнем горизонте культурного слоя Суздальского кремля, характеризуются довольно однородным комплексом вещей, характерных для среднерусских городищ X-XIV вв.

Несколько иную картину дают археологические наблюдения, сделанные в Пскове. В итоге работ, проведённых под руководством Н. Н. Чернягина на территории Псковского кремля («Крома»), была установлена целость напластований Псковского кремля и наличие ряда последовательных культурных слоев, датируемых начиная с VIII-IX вв. и кончая XII, быть может, XIII в. Таким образом, Псков возник раньше, чем Новгород, и в этом нет ничего невероятного, так как торговая дорога по реке Великой восходит к очень раннему времени. Характерно, что в древнейшем слое был найден костяной гребень с резным изображением ладьи с парусом и сильно приподнятыми, загнутыми кормой и носом. Ладья по своей форме напоминает типичную древнерусскую ладью, как она нам известна по миниатюрам. Рисунок украшал вещь, принадлежавшую какому-либо купцу-воителю.

Новые раскопки на территории Пскова подтвердили, что Псков уже в IX столетии был значительным городским пунктом. В Детинце найдены были мостовые X в. и остатки жилого дома VIII-IX столетий.

Интересные соображения о времени возникновения и развития городской жизни в Пскове высказала С. А. Тараканова. Как и многие другие города, Псков стоял на месте древнего поселения. «Изучение остатков материальной культуры древнего Пскова, а также его крепостных стен, в особенности первоначальных, позволяет отнести возникновение Пскова как собственно города к VIII в. н. э.», – пишет С. А. Тараканова. Особенно ценно наблюдение С. А. Таракановой, что слои земли в Псковском кремле VIII-X вв. по своим материальным остаткам принципиально отличаются от слоев II-VIII столетий. Так, лепная посуда, производившаяся раньше домашним способом, заменяется посудой, сделанной на гончарном круге. На новой технической основе развивается кузнечно-литейное ремесло. Вместо полуземлянок появляются наземные дома с деревянными полами и т. д.

Все эти новые явления обозначают переломное время – переход к качественно иной форме городского поселения от городка родоплеменного времени к городу феодального времени. «Найденные при раскопках разнообразные железные вещи (железные ножи, рыболовные крючки, тёсла, сошники, топоры, скобель, косы, серпы, молоток, кованые гвозди со шляпками, наконечники стрел, славянские цилиндрические замки и ключи, «древолазные шипы», лодочные заклёпки и многие другие вещи) характеризуют деятельность кузнецов-ремесленников».

В IX-X столетиях Псков уже втягивается в торговые отношения с Востоком и Западом. Об этом свидетельствуют находки саманидского диргема 940-955 гг. и западноевропейской монеты 1068-1090 гг. и пр.

Псков начал развиваться в VIII в., а в IX-X столетиях становится значительным городским центром. К этому времени и надо относить зарождение псковского посада, раскопки которого пока ещё не произведены.

Со значительной полнотой можно нарисовать картину древнего Смоленска на основании раскопок В. И. Сизова, произведённых в Гнездове. Гнездовский могильник находится километрах в 10 к западу от Смоленска, на правом, в данном случае северном берегу Днепра. Обширный могильник примыкает к городищу, невидимому раньше находившемуся при впадении речки Свинки в Днепр. «Начало XI в. может служить конечной гранью для жизни Гнездова, которая заканчивалась всё тем же языческим трупосожжением, исключительно практиковавшимся в этой местности», – пишет Сизов.

Вопрос о взаимоотношении Гнездова к древнему Смоленску весьма важен для историка древнерусских городов. Само название «Гнездово» появляется только в начале XVII в., между тем существование Смоленска в X в. засвидетельствовано начальной летописью и Константином Багрянородным. Существование в районе Смоленска двух больших поселений, расположенных километрах в 10 одно от другого, представляется маловероятным. Понимая малую вероятность близкого соседства двух подобных центров в X столетии, В. И. Сизов выходит из затруднения путём следующих рассуждений: «Нам кажется, что Гнездово в древнее время, т. е. в IX-X столетиях, было погостом Смоленска, и что здесь, в Гнездове, с древних времён развивалась торгово-промышленная жизнь в то время, когда Смоленск был только острожком или крепостью, где сидел правитель («муж княжой»), ездивший на полюдье или принимавший дань или товар от окрестных мест.

Население Смоленска было в то время незначительное и только административно-военное, и потому оно не оставило после себя никаких ясных следов, относящихся ко времени ». Сизов предполагает, что уничтожение Гнездова произошло посредством крутых административных мер, которые привели к уничтожению древнего языческого погоста, вероятно слишком упрямого в своём язычестве. Население ютилось ближе к берегу Днепра, на юг от могильника, и посёлки тянулись длинной полосой у правого берега реки, в центре же поселений находилось городище, «валы которого были укреплены каменной кладкой внутри и, быть может, горелыми брёвнами». К сожалению, Сизов не произвёл детального исследования городища и остатков поселений. Главное внимание его было обращено на изучение курганов, а между тем вопрос о характере Гнездовского поселения является важным для суждений о русском городе IX-X вв.

Изучение Гиездовских курганов было успешно продолжено советским археологом Д. А. Авдусиным, который произвёл раскопки и на Гнездовском городище. Авдусин приходит к выводу, что древний Смоленск не находился на центральном Гнездовском городище, а найденные на его территории предметы IX-X вв. являются остатками курганных погребений, разрушенных при сооружении епископского замка в XVII столетии. Впрочем, этот решительный вывод сам же автор несколько подрывает заключительной фразой, что вопрос о первоначальном месте Смоленска ещё не решён.

Трудный вопрос о местоположении древнего Смоленска в какой-то мере может быть если не решён, то приближен к решению по аналогии с другими древнерусскими городами. Прежде всего, по-видимому, надо отказаться от мысли, что первоначальный Смоленск стоял на Гнездове и центром его было Гнездовское городище, к чему я сам склонялся в первом издании этой книги. Местоположение Смоленска на высотах совершенно аналогично местоположению Киева, Чернигова, Пскова, Полоцка. Наоборот, Гнездовское городище стоит в низине и не на самом берегу Днепра. Даже Новгородский кремль был построен на более возвышенном месте, хотя он и расположен на равнине у берегов Волхова, где нет значительных высот.

Мало вероятными кажутся также представления В. И. Сизова о Гнездове как торгово-промышленном посаде Смоленска. В этом случае мы имели бы беспрецедентный случай большого поселения, лежавшего далеко от замка, под стенами которого обычно располагался неукреплённый посад. Это опровергается и самими находками, сделанными В. И. Сизовым, в частности обычаем погребения воинов с рабынями. Только в богатых курганах Гнездова мужские трупосожжения сопровождаются женскими. Военный элемент сказался в предметах, открытых в Гнездове в таком большом количестве, что нельзя говорить о случайности. Чего стоит хотя бы находка горшка с жжёными костями, по бокам которого в землю были воткнуты с одной стороны меч с рукояткой, отделанной серебром, с другой – копьё.

Что Гнездово нельзя считать первоначальным Смоленском, доказывается прямым свидетельством письменных источников. По сказаниям о Борисе и Глебе, встреча Глеба с его убийцами произошла в устье Смядыни. Глеб спускался вниз по Днепру: «и как (Глеб) пришел к Смоленску и пошел от Смоленска и видим еще был, остановился он на Смядыне в кораблике». Ту же версию о месте гибели Глеба находим и в летописи. Таким образом, в начале XI в. Смоленск находился на своём теперешнем месте, выше Смядыни, а не ниже, как надо было бы предполагать, если бы речь шла о Гнездове. Небольшой корабль Глеба был ещё виден от города. Эта подробность заимствована, видимо, из рассказов очевидцев события.

О правильности наших предположений можно будет судить после дальнейших археологических наблюдений, пока же Гнездовские курганы позволяют сделать ряд наблюдений над жизнью древнейших русских городов. Прежде всего поражает большое количество богатых погребений с оружием, что заставляет говорить о крупном значении в Смоленске X в. общественной верхушки. В. И. Сизов совершенно правильно подчёркивает отсутствие указаний на решительное преобладание варягов в Гнездове, хотя и отмечает явные следы скандинавских погребений. Судя по всему, население Смоленска в Х в. в основном состояло из военного люда – княжеской дружины и княжеских слуг.

Характер ремесленных изделий, найденных в Гнездове, очень своеобразен. В основном перед нами железные и гончарные изделия. Железные изделия, найденные в Гнездове, относятся к предметам местного производства, причём «обработка металлических украшений доводилась здесь до известной технической виртуозности» Наряду с кузнецами существовали мастера, производившие бронзовые и серебряные изделия. Кроме того, выдающееся значение имело гончарное производство.

Следует, впрочем, заметить, что раскопки не дают оснований для окончательных суждений о происхождении и составе ремесленного населения в Смоленске X в. Ведь это население могло состоять не столько из свободных, сколько из зависимых ремесленников. Однако обилие железных и гончарных изделий в гнездовских находках заставляет думать о существовании в нём значительного количества свободных ремесленников, работавших не только на удовлетворение запросов княжеско-дружинных кругов, но и на более широкий сбыт. Таковы стальные огнива, ножи, железные остовы для шейных гривн и т. д.

Кроме того, найдены предметы, указывающие на большое торговое значение Смоленска в X в. Особенно показательны находки диргемов в полном и разрезанном виде и небольших весов с гирьками. «Арабские и среднеазиатские диргемы с их обрезками, заменявшими мелкую монету или служившими дополнением к известному весу, были единственной ходячей монетой для Гнездова». Некоторые предметы, найденные в Гнездовских курганах, занесены были с Востока. В меньшем количестве найдены вещи византийского и скандинавского происхождения.

Смоленск IX-X вв. представляется ещё замком, вокруг которого только начинает создаваться посад, населённый купцами и ремесленниками. Таким образом, имеется полная аналогия в истории древнейших русских городов – Киева, Чернигова, Полоцка, Смоленска, Пскова и Новгорода. Рост этих крупнейших русских городов, развитие в них ремесла и торговли происходят в IX-X вв., т. е. одновременно с усиленной феодализацией Древней Руси.