Под влиянием тех или иных. Психология принятия решений. Не перечитывайте уже прочитанные книги

Публилий Сир

Нам всем приходится постоянно принимать в своей жизни различные решения, важность и сложность которых мы далеко не всегда осознаем, поскольку не можем предугадать всех возможных последствий этих решений. Поэтому нередко наши решения оказываются ошибочными и приводят нас не к желаемому результату, а к неприятным последствиям. Однако если подойти к процессу принятия решений более серьезно, с, так сказать, научной точки зрения, то качество и правильность принимаемых человеком решений существенно возрастет. Психология принятия решений, о которой пойдет речь в этой статье, позволяет нам понять – как мы принимаем решения, что нами движет в тот момент, когда мы делаем выбор в пользу одной из альтернатив, во время принятия того или иного решения. Это очень важно понимать, чтобы видеть, на чем основываются наши решения и к чему они нас могут привести. Так что я уверен, что эта статья окажется полезной для абсолютного большинства людей, так как мы все без исключения постоянно принимаем в своей жизни те или иные решения и хотим, чтобы они были правильными.

Так как же мы с вами принимаем решения? Что нами в этот момент движет, какие потребности и желания нами руководят? Давайте разбираться. Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимания, дорогие друзья – это вера человека в правильность своего решения. Часто в основе принятия того или иного решения, помимо мотивации, желаний, целей и потребностей, лежит полная уверенность человека в правильности своих суждений и расчетов. Если человек убежден, а говоря точнее – если он верит в то, что из пункта А, благодаря определенным действия он попадет в пункт Б, то невзирая ни на какие сомнения и тем более возражения других людей, которые могут быть вполне обоснованными, он будет действовать именно так, как считает нужным. При этом расчеты его могут быть в корне неверными, но поскольку он смотрит на них под определенным углом, под углом собственной правоты – он не станет допускать возможности того, что может ошибаться. Иными словами, очень часто люди принимают решения – веря в истинность своих убеждений и в правильность основанных на них расчетов. И чем сильнее эта вера, тем сложнее ее поколебать, чтобы вынудить человека обратить внимание на множество других моментов его решения, которые он в силу узости своего взгляда на него не замечает. Сам он, разумеется, не мысля достаточно широко, не может сменить точку зрения на свое решение, так как не имеет представления о том, что она может быть иной и к тому же более правильной. Знаете, что в таком случае управляет человеком в момент принятия им того или иного решения? Им управляет эго. Именно оно вынуждает его верить в собственную правоту и не обращать внимания ни на какие сомнения и тем более мнения и возражения других людей. Наше эго, друзья, мешает нам мыслить объективно. Оно нам, безусловно, необходимо, так как позволяет нам быть личностью, способной отстаивать в этом непростом мире свои интересы, оно способствует нашему выживанию и помогает нам добиваться успеха в жизни. Но когда мы не контролируем свое эго – оно ослепляет нас.

Следующее, что влияет на качество принимаемых нами решений – это время, которое может быть сильно ограничено. В некоторых случаях острая необходимость в принятии быстрого решения, вынуждает человека принимать это самое решение, будучи не до конца уверенным в его правильности, потому что ситуация, в которой оно принимается, не оставляет времени на его обдумывание. Это, пожалуй, самое неприятное, что может случиться в нашей жизни, когда мы сознательно делаем то, чего не хотим делать, но что мы вынуждены делать. И вы, наверное, ни раз оказывались в такой ситуации, когда вам нужно было принять решение, а времени на его обдумывание совсем не было. Помните, что вы в этот момент чувствовали? Беспокойство, нервозность, страх – верно? Вот, в основе принятия срочных решений лежит именно страх. Это страх, как перед теми последствиями, которые могут наступить, если вы примите то или иное решение, так и перед теми последствиями, с которыми вам придется иметь дело, если вы его не примите. И порой очень непросто определиться с тем, к какому страху лучше всего прислушаться – к тому, который призывает действовать, или к тому, который призывает не спешить. Стоит также сказать, что страх перед принятием решения может быть вызван и другими факторами, как внешними, так и внутренними. Поэтому далеко не всегда ограниченность по времени приводит к тому, что человеком во время принятия решения движет страх. Тем не менее, смысл все тот же – если человеком движет страх, а страх – это эмоция, а эмоции – отключают разум, то велика вероятность того, что он примет неправильное решение, не сумев грамотно оценить все его плюсы и минусы. Поэтому так важно иметь сильный, уравновешенный характер и благодаря ему сохранять спокойствие даже в самых экстремальных ситуациях, чтобы руководствоваться своим разумом, а не эмоциями, при принятии тех или иных решений.

И все же, я считаю, что возникший во время принятия решения страх, чем бы он не был вызван, хоть нехваткой времени, хоть чем-то еще – это не самое страшное, что может произойти с человеком. Все-таки, куда страшнее, или лучше сказать, хуже – ошибаться вслепую, когда даже нет возможности подготовиться к тем неприятным последствиям, к которым тебя может привести твое неправильное решение, если оно действительно окажется неправильным. То есть, когда человек ослепленный своим эго принимает неправильное решение, даже не догадываясь о том, что оно может быть неправильным – это намного хуже, чем если бы он движимый страхом принял решение и при этом допустил вероятность того, что оно может оказаться неверным и привести его к негативным последствиям, а значит, и думал бы о том, как к этим вероятным негативным последствиям подготовиться. Из этого следует вывод – если обстоятельства не вынуждают вас спешить с принятием решения – не спешите! Перед принятием любого, особенно важного для вас, прямо-таки, судьбоносного решения – найдите время подумать, посомневаться, поискать другие точки зрения на тот вопрос, по которому вы собираетесь принять решение, чтобы, во-первых, не принимать решение на эмоциях, а во-вторых, не уповать на веру в собственную безоговорочную правоту, а руководствоваться разумом, делая выбор в пользу одного решения и в ущерб другим возможным решениям. Непростая задача, понимаю, но ее необходимо постоянно решать, чтобы принимать максимально правильные решения.

Теперь давайте поговорим о том, на чем еще помимо эго базируется уверенность человека в своей правоте, когда он принимает то или иное решение? По моим наблюдениям, в своей основе уверенность человека в собственной правоте основывается также на его невежестве, из-за которого он просто не допускает вероятности того, что есть другие варианты решения той или иной задачи, проблемы, что есть другие точки зрения на тот или иной вопрос и соответственно другие решения этого вопроса. При этом эго человека питается его невежеством. Оно как бы говорит ему – если ты не знаешь других вариантов решения стоящей перед тобой задачи, проблемы, то значит, их и не существует. То есть, эго мешает человеку признать собственное невежество, оно не позволяет ему допустить вероятности того, что он чего-то не знает и поэтому может ошибаться. Следовательно – перед принятием того или иного решения, даже если вы уверены в собственной правоте и не хотите допускать вероятности того, что вы можете ошибаться, из-за того, что чего-то не знаете – хотя бы ради любопытства допустите, просто допустите вероятность того, что существуют другие, пусть неправильные, неважно, но другие точки зрения на тот вопрос, на ту проблему, ситуацию, по которой вы собираетесь принять решение. Сначала допустите вероятность существования этих точек зрения, без всякого допущения того, что они лучше вашей нынешней точки зрения, чтобы ваше эго не сопротивлялось, а затем постарайтесь их найти, изучив дополнительную информацию по своему вопросу, проблеме, ситуации, чтобы взглянуть на свое решение через эти точки зрения. То есть, уповайте на любопытство, заставляя себя более тщательно изучать ту или иную ситуацию, вопрос, проблему, по которой вы собираетесь принять решение. Кто знает, вдруг вы найдете еще более интересное, не обязательно лучшее, а просто более интересное решение, которое окажется для вас чуть более выгодным. Это ведь допустимо, верно? Речь не идет о том, что вы не правы, речь идет о более интересном, более выгодном варианте решения того или иного вопросы, проблемы. Только и всего. Как видите, эго ваше в данном случае не страдает.

Следующее, на что я хотел бы обратить ваше внимание, дорогие читатели, говоря о психологии принятия решений – это избыток информации. Когда мы знаем мало – это не очень хорошо. Как мы с вами уже выяснили, недостаток информации по тому или иному вопросу сужает наше представление о нем. А значит, при принятии решения по этому вопросу, мы не можем учесть, уж если не всех, то во всяком случае максимально известное нам количество возможных последствий, к которым наше решение может нас привести, и не можем сравнить свое решение с другими решениями, которые теоретически могут оказаться более лучшими. Но дело в том, что мы сегодня живем в такое время, когда проблема недостатка информации давно вытеснена проблемой ее избытка. Ведь когда информации слишком много, и она противоречивая, то нам очень легко запутаться в ней. Избыток информации сбивает нас с толку и не позволяет окончательно определиться с правильностью нашего решения. И чем у человека пытливее ум, тем больше в нем сомнений относительно того, что он знает достаточно, чтобы принять правильное решение. Понимаете, в чем проблема? Поэтому иногда, для принятия правильного решения, человеку необходимы не знания, а решимость. То есть, необходимо быть смелым, чтобы рисковать, идя навстречу неизвестности. Ведь быть уверенными на все сто процентов в правильности своего решения мы не можем. Мы просто не в состоянии учесть всех существующих нюансов того вопроса, по которому мы принимаем решение, а также всех тех факторов, которые на наше решение повлияют, как бы мы не старались пролить свет на все имеющиеся в нем темные области, собирая все больше и больше информации. Ибо так устроен мир, что он для нас всегда будет загадкой, так как он слишком сложен, чтобы мы могли знать о нем абсолютно все. Так что теория неопределенности вынуждает нас рисковать. Поэтому нужно уметь игнорировать те моменты, из-за которых мы откладываем принятие решения/решений на потом, чтобы начать в некоторой степени действовать вслепую. Другими словами – нужно уметь преодолевать страх перед неопределенностью, чтобы не позволять ему мешать нам принимать решения.

Теперь давайте поговорим о различных наших недостатках, а для кого-то и достоинствах, таких как: повышенная эмоциональность, негативные черты характера [лень, глупость, высокомерие и прочие], а также невежество, жадность, агрессивность, самоуверенность и многих других человеческих качествах, которые хоть и необходимы нам для определенных жизненных ситуаций, в том числе и для принятия правильных решений в этих ситуациях, но в некоторых случаях они могут оказаться весьма вредными для нас и наших решений. Эти недостатки, достоинства, нам необходимо в себе замечать, чтобы понимать, какие из них и в какой степени влияют на наши решения. То есть, вы должны знать, какой вы человек с объективной точки зрения. Следовательно, вам нужно учитывать влияние именно ваших личностных качеств [достоинств и недостатков] на ваши решения, посредством, во-первых, изучения своего прошлого опыта и в частности своих прошлых решений, а во-вторых, с помощью прогнозирования возможных, подчеркиваю, возможных негативных последствий, к которым вас могут привести принятые вами под влиянием тех или иных ваших достоинств и недостатков решения. Скажем, если вы агрессивный человек, то вы должны понимать, какие решения вы обычно принимаете, находясь в возбужденном состоянии, и к чему они вас приводили раньше и теоретически могут привести в будущем. Или, если вы знаете, что обычно вам лень рассматривать все возможные решения, которые вы можете принять в той или иной ситуации, а также, вам лень учитывать все возможные последствия этих решений, то обязательно учитывайте эту свою склонность к принятию простых и очевидных решений, чтобы, либо делать исключение для отдельных ситуаций, которые требуют серьезного подхода, а значит и более продуманных решений, или будьте готовы к тем последствиям, к которым ваши прямолинейные решения могут вас привести. Есть еще вариант – вы можете исправить свои недостатки, чтобы в будущем они не влияли негативным образом на ваши решения. Тут уже вы сами решаете – работать вам над собой или нет.

Еще я хочу вам сказать, что какими бы продуманными не были ваши решения, они все равно могут оказаться неверными. То есть, вы всегда можете ошибиться, приняв то или иное решение, как бы вы его не продумывали и не просчитывали. И вы к этому должны быть готовы всегда, морально прежде всего. Крайне важно, чтобы ваши ошибки, которых в этой жизни не избежать – не вызвали у вас страх перед принятием решений в будущем. Поэтому, повторю – морально всегда будьте готовы к тому, что вы ошибетесь и поэтому старайтесь всегда иметь запасной план действий, а лучше несколько планов, на тот случай, если ваше решение все-таки окажется неверным. Можно, конечно, действовать по ситуации, ибо всего не учтешь, иной раз нужно мыслить и действовать гибко и быстро, чтобы исправить ситуацию или обойти непредусмотренные препятствия по ходу движения. Но все же с психологической точки зрения, быть готовым к другим решениям, к другим действиям, очень важно, ибо так человек настраивает себя на активное решение проблем, а не на их пассивное созерцание. Ведь неприятные неожиданности, хуже ожидаемых неприятностей. Поэтому если какое-то ваше решение оказалось неверным, помните – это нормально, это допустимо. Так что не падайте духом и ищите другие способы решения стоящей перед вами задачи, проблемы. Не нужно отказываться от действий и уходить в стороны, если что-то не получается с первого, да хоть даже со сто первого раза. Психология принятия решений опирается в том числе и на настойчивость. Чем более вы настойчивы, тем выше ваши шансы на то, чтобы принять правильное решение, пусть и не с первого раза.

И наконец, давайте с вами посмотрим на то, как мы принимаем решения, когда очень сильно чего-то хотим. Мы ведь все знаем о том, как сильно наши желания побуждают нас к принятию, порой абсолютно необдуманных решений, следствием которых является не ожидаемая радость, а полное разочарование. Когда человек очень сильно чего-то хочет, он опять-таки, находясь в возбужденном состоянии испытывает эмоции, которые, как мы с вами уже знаем – отключают его рассудок, они расслабляют человека, и он перестает критически воспринимать действительность. В таком состоянии им очень легко манипулировать, держа перед его носом конфетку, которую он страстно жаждет заполучить. Обратите внимание на то, как вы принимаете решения в таких ситуациях – как во сне, словно вы загипнотизированы, верно? Вы чего-то так сильно хотите, что в вашем воображении, обычно не без помощи других людей, вырисовывается очень яркая, очень красочная, очень приятная картина будущего, в котором вы незамедлительно хотите оказаться. И вы говорите себе – я поступлю так, потому что это правильно? А правильно это потому, что вам так хочется. И вы принимаете решение, даже не задумываясь о том, насколько верным оно является. Вам просто хочется верить в то, что оно правильное.

Но, друзья, в таких ситуациях, прежде чем идти навстречу своему миражу, объясните себе – почему ваше решение, основанное на ваших желаниях, является правильным? По сравнению с чем оно правильное? Какие у вас имеются доказательства того, что оно правильное? И есть ли другие решения, которые могут помочь вам ваше желание удовлетворить? Очевидно, что есть. А раз так, то вы должны их учитывать. Ведь идя на поводу у своих желаний, каждый из нас должен понимать, что чем сильнее наше желание – тем быстрее нам хочется его осуществить, а чем быстрее мы хотим его осуществить, тем мы менее разборчивы в способах его осуществления. Следовательно, мы можем совершить массу ошибок, выбирая самые легкие и быстрые пути осуществления своего желания. Эмоции и красивые образы могут начисто лишить нас рассудка, без которого в этой жизни правильные решения принять практически невозможно. А ведь путь к чему-то очень хорошему легким быть не может. Иначе бы все люди уже давно имели все то, что хотят иметь, и даже больше.

Поэтому, чтобы спуститься с небес на землю, не поленитесь задать себе, пусть и не очень приятные, но все же весьма полезные и необходимые для включения вами своего разума вопросы, касающиеся того способа, с помощью которого вы хотите удовлетворить то или иное свое желание. Чем больше таких вопросов вы себе зададите, тем легче вам будет справиться со своими эмоциями, которые отключают мышление, а значит и решение вы сможете принять более взвешенное и обдуманное. Следовательно, высока вероятность того, что это решение окажется верным. А вам ведь, именно такое решение и нужно, не так ли?

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словосочетанием «под влиянием»

  • Под влиянием такого настроения человеческий характер представлялся ему исполненным злобы и мучительных инстинктов.
  • Он постоянно находился под влиянием братьев Соломона и Джеймса, заинтересованных в финансовых операциях в Италии.
  • Воспитывались они под влиянием воинствующего религиозного пыла и ощущения непобедимости испанского оружия.
  • Его абстрактная живопись под влиянием под обных экспериментов обогатилась новыми реминисценциями.
  • Под влиянием этих разговоров Филатов в 1960 году написал басню под названием «Домашнее задание и Колино призвание».
  • Эту часть я окрестила Комнатой Мюриэл, вероятно, под влиянием пленившего меня слова «эркер».
  • Под влиянием творческой манеры этих живописцев изменилось искусство Боччони.
  • Под влиянием непрерывных ударов и разочарований он наконец сломился.
  • Под влиянием винных паров он бывал то злее обычного, то, наоборот, мягче и даже становился нежным и ласковым.
  • Асфальт под влиянием света окисляется, бледнеет и становится нерастворимым.
  • Под влиянием Евангелия я набросал для идеальной сцены будущего трагедию под названием «Иисус из Назарета» .
  • Под влиянием выпитого вина все бывали страшно возбуждены, лица были красными, глаза сверкали.
  • Любовь к математике проявилась у меня под влиянием дяди Петра Васильевича Корвин-Круковского.
  • В них проглядывал огонек негодования, не то под влиянием чего-то случившегося, не то под влиянием выпитой в достаточной степени микстуры.
  • Под влиянием Ларионова художница заинтересовалась творческой манерой импрессионистов, хотя переработала ее в своем духе.
  • Тогда же было замечено, что вещество это чернеет под влиянием света и на почерневших местах появляется металлическое серебро, т. е.
  • Под влиянием событий за рубежом эти расхождения мало-помалу сглаживались.
  • В общем, молодой поэт был всецело под влиянием классиков и вполне предан Бурбонам.
  • Вероятно, под влиянием Дуракова Никитин решился послать некоторые из своих стихотворений в редакции столичных журналов.
  • Он расположился лагерем в поле и под влиянием мрачного настроения не пожелал ни навестить Хусейна, ни выслушать его посланцев.
  • Куда бы я пошел под влиянием тех или иных обстоятельств, где бы оказался?
  • Нелюдимость, приниженность и недоверие к людям выработались в Никитине очень рано под влиянием грубого и деспотичного нрава отца.
  • Под влиянием этой навязчивой идеи и нищеты у него, как видно, нарушилась психика.
  • Воспитатели, может быть под влиянием бабушки, говорили, что отец баловал сына и имел на него дурное влияние.
  • Теперь, под влиянием обожания, которое я питал к Скрябину, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти.
  • Под влиянием впечатлений заграничной жизни он стал ярым западником.
  • По крайней мере, по письмам ее видно, что ей приходилось переживать много горьких минут под влиянием таких мыслей.
  • Распадаясь само под влиянием кислорода, оно расшатывает соседние частицы сахара.
  • Такие личности легко сбиваются с пути истинного, как под давлением обстоятельств, так и под влиянием окружающих.
  • Мало ли какие резолюции под влиянием ленинского окружения выносил товарищ Сталин?
  • Под влиянием Тихомирнова Молотов также вошел в эту группу в 1906 году.
  • Демосфен сидит, низко опустив голову, лоб его сморщен, как под влиянием гнетущей печали.
  • Она жила с матерью и старшей сестрой, оставаясь первые годы жизни исключительно под влиянием матери.
  • Император под влиянием своего окружения, деморализованного на протяжении шести месяцев, сделал ошибку и согласился его под писать.
  • Я и мои три брата вырастали под влиянием отца, Петра Ивановича, и дяди, Дмитрия Ивановича, потомственных егерей.
  • Но чтоб это влечение под влиянием того или другого импульса проявилось, человеку необходимо родиться с искрой божией.
  • На вечерах Жуковского читал он песни “Руслана и Людмилы”, под вергая их переделкам под влиянием суждений и приговоров друзей.
  • В то время все трое были студентами, числились неблагонадежными, и отец, бывший под влиянием сыновей, мирволил политическим.
  • Дальнейшее развитие Никитина совершилось под влиянием кружка просвещенных людей, дружески принявших в свою среду “поэта-дворника”.
  • Прежде, под влиянием Шиллера, Шеллинга, Гегеля, ее понимали главным образом как свободу мысли, свободу сознания.
  • Была еще весьма заметная черта в характере Песталоцци, развивавшаяся именно под влиянием условий детской жизни.
  • Под влиянием сообщений о победе под Желтыми Водами и Корсунью отношение к восставшим в Москве стало меняться.
  • Игнатий Мацеевский колеблется и согласился только под влиянием Иосифа.
  • В это время он с увлечением читал Гердера, и под влиянием этого свободомыслящего епископа у него возникла мысль о будущих реформах.
  • Под влиянием голода, всех этих антикультурных условий современной жизни, жители Петрограда впали в апатию.
  • Под влиянием Анакреона Лессинг пишет свои первые лирические опыты, Плавт и Теренций были его первыми учителями в области драматургии.
  • Очевидно, ты снова находишься под влиянием «переходов», и я даже знаю, каких.
  • Это было еще и под влиянием Бернгарда Ивановича.
  • Моя душа находится под влиянием мучительной тревоги.
  • А под влиянием находившихся среди нас нью-йоркских ирландцев он вскоре запел протяжные ирландские баллады.
  • Эта идея родилась под влиянием очень популярной в то время 16-й полосы «Литературной газеты» под названием «Клуб 12 стульев».
  • Давая под обное обещание, люди морочат самих себя, действуя под влиянием скорбной минуты без малейшего помысла о будущем.
  • Итак, в умственном отношении первые годы жизни Бэкона, проведенные под влиянием отца и матери, принесли ему большую пользу.
  • Под врачебным наблюдением было 270 под земных рабочих, из них 90 находились под влиянием отрицательных аэроионов.
  • Под влиянием этой провокации началась под утро перестрелка, которая моментально была прекращена.
  • Под влиянием Бонна его палитра мрачнеет.
  • Под влиянием Климма Лессинг стал серьезно заниматься математикой, которою раньше пренебрегал, и даже перевел несколько книг Евклида.
  • Он был поражен умом этого пятнадцатилетнего мальчика, преждевременно возмужавшего под влиянием сурового воспитания.
  • Наклонность к мечтательности развилась в нем еще сильнее под влиянием обстановки.
  • Говоря об этих двух склонностях, нельзя избежать вопроса, под влиянием каких внешних условий они проявились.
  • Под влиянием Вальтера Скотта он задумал написать поэму в шести песнях, которую озаглавил „Битва при Чивиоте“.
  • Я еще не находился ни под чьим влиянием , а лишь под влиянием кино как единого целого.
  • После 1848 года, под влиянием чисто внешнего давления, движение прерывается.
  • Под влиянием этого ужаса он вышел в отставку и решился уехать за границу.
  • Под влиянием Мане Гоген писал картину за картиной, в частности натюрморты.
  • Под влиянием всего этого студенческие беспорядки в первый раз вырвались на улицу.
  • Вероятно, отчасти под их влиянием Рабле принялся за изучение права и приобрел даже некоторую известность как сведущий законовед.
  • Под их влиянием мы скоро прониклись революционными идеями и даже предоставили одну из своих комнат под явочную квартиру.
  • Как он отметил, «под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западноевропейским стали холопами чужой мысли».
  • Я в то время находился под сильным влиянием Боба и во многом старался его копировать.
  • В религиозном отношении молодой Гёте был долгое время под сильным влиянием девицы Клетенберг, троюродной сестры его матери.
  • До 1848 года Норвегия находилась под культурным влиянием Дании.
  • Из писем явствовало, что Николай был полностью под его влиянием .
  • Дюша, который все это время находился под сильнейшим влиянием Горошевского, очень обрадовался такому воссоединению.
  • Находясь полностью под его влиянием , она позволяла ему делать все, что взбредет в голову.
  • Ему было всего восемнадцать лет, и он по-прежнему находился под очень сильным влиянием своих фламандских советников.
  • Кипр, Крит и даже греческие острова находились под сильным египетским влиянием .
  • Сильно походя на отца по натуре и по складу ума, Андерсен очевидно больше любил мать и находился под ее влиянием .
  • Бёрне обладал слишком трезвой натурой, чтобы долго оставаться под обессиливающим влиянием своего неразделенного чувства.
  • Под его влиянием образовались некоторые из знаменитейших геологов Европы, между прочими Леопольд фон Бух, друг и приятель Гумбольдта.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Характер

Комплексы человека являются неотъемлемой составляющей внутренней эмоциональной жизни. Комплекс представляет собой некоторую систему индивидуальных убеждений личности, которая влияет на жизнь в целом, мотивы поступков и внутренние ощущения. Комплексы иногда мешают человеку сделать правильный выбор, вовремя принять важное решение, проявить собственную инициативу. Существует ли человек без комплексов? Пожалуй, таких людей нет на свете. Даже самый смелый человек в определенной ситуации будет чувствовать себя некомфортно, скованно, действовать крайне нерешительно. В данной статье мы рассмотрим, какие комплексы человека мешают ему полноценно жить и чувствовать себя счастливым, а также обстоятельства, которые способствуют развитию комплексов.

Развитие комплексов

Любые комплексы формируются в детском возрасте. При определенном воздействии на психику ребенка родители могут воспитать в нем как уверенность в своих силах, так и ощущение собственной неполноценности. Развитие комплексов – процесс, которому способствует наше ближайшее окружение. Люди в большинстве случаев не имеют намерения обидеть или причинить боль, просто они действуют, исходя из личных соображений или стереотипов.

Родители

Самые первые комплексы в нас закладывает семья. Если родители постоянно твердят ребенку, что он неловкий и неуклюжий, малыш, в конце концов, сам поверит в это. Ребенок улавливает любое обращенное к нему слово, взгляд или просьбу. Комплексы формируются в результате частых одергиваний, запугиваний или сомнений в способностях маленького человека. Ведь если родители проявляют неуверенность по поводу будущего своего крохи, как он сам может быть в нем уверен? Маленький ребенок основывается на мнении родителей. Если те выражают хотя бы малейшее сомнение в его физических или умственных способностях, сын или дочка тоже начинают сомневаться в себе. Так формируется комплекс неполноценности , при котором личность ощущает себя недостаточно хорошей для получения всевозможных благ.

Друзья и общество

В результате взаимодействия с другими людьми человек тоже составляет определенное мнение о себе. Окружающие могут невольно повлиять на развитие комплексов, сделать личность замкнутой и даже агрессивной. Отношение к нам друзей и знакомых прямым образом воздействует на подсознание. Когда случаются неудачи, очень важно чувствовать реальную поддержку, а не выслушивать нравоучения, не встречать повсюду насмешки. Если нет истинного принятия, легко формируются различные комплексы.

Личный опыт

В повседневной жизни личность составляет собственное мнение о себе. Происходящие события накладывают отпечаток на способность в дальнейшем верить окружающим, принимать ответственные решения. Личный опыт играет большую роль в становлении индивидуальности, развитии характера, самооценки. Комплексы формируются тогда, когда человек не знает, как правильно к себе относиться, не может понять, почему окружающие воспринимают его определенным образом. Нередко в результате негативных факторов человек составляет о себе невысокое мнение и придерживается его долгие годы. Над комплексами необходимо работать, иначе они подчинят себе личность, заставят ее переживать тяжелейшие минуты собственной несостоятельности. Комплекс – это всегда симптом того, на что следует обратить внимание.

Комплексы современного человека

Современный ритм жизни накладывает на человека характерный отпечаток своего времени. Современная личность должна быть мобильной, уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни. У разных людей могут возникать различные комплексы, касающиеся той или иной сферы. Обычно комплексы связаны с самоощущением личности. Какие комплексы встречаются чаще других? Комплексы современных людей можно разделить на несколько видов.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности обычно связан с низкой самооценкой, с субъективным ощущением собственной ненужности и невостребованности. Человек может считать себя некрасивым и недостойным всяческого внимания и похвалы. Сам комплекс формируется в результате негативного опыта в детстве и невольно переносится во взрослую жизнь. Такой человек часто отказывается от собственного мнения, психологически подчиняется давлению окружающих. Многие считают, что подобной личностью легко управлять, но от этого, в первую очередь, страдает сам человек.

Комплекс неполноценности – это задача, с которой необходимо работать. Она решается нелегко, но стоит больших усилий. Как правило, если человек начинает себя ценить, с большим уважением к нему относятся и окружающие. Наличие комплекса помогает личности понять, над чем ей необходимо работать, что в себе нужно менять.

Комплекс бедности

Комплекс бедности формируется в том случае, когда ребенок растет в малообеспеченной семье. Он с малых лет ощущает на себе все тяготы и лишения, его внутренние запросы не удовлетворяются. Данный комплекс развивается постепенно: в голове у малыша откладывается мысль о том, что денег всегда не хватает, что его потребности не важны и средства нельзя тратить на разные прихоти. Он наблюдает, как родители отказывают себе в необходимом, чтобы собрать его в детский сад или школу, делает соответствующие выводы. Комплекс бедности порождает определенные последствия. Если во взрослой жизни у такого человека что-то не получится с первого раза, он опустит руки. Чаще всего, он не станет даже пытаться достичь чего-то по-настоящему значимого, а удовлетворится неинтересной посредственной должностью. Парадокс заключается в том, что часто такие люди, страдающие комплексом бедности, оказываются одаренными и талантливыми.

Комплекс маленького человека

Данный комплекс тоже берет начало из детства. Сам комплекс указывает на то, что у человека крайне низкая самооценка. У такой личности имеется твердое убеждение в том, что она ничего не стоит. Мужчины и женщины, имеющие комплекс маленького человека, убеждены, что от них ничего не зависит, ощущают себя некрасивыми и непривлекательными. Комплекс заставляет все время ждать поддержки от окружающих. Человек боится пробовать свои силы в новых начинаниях, часто не знает, как вести себя в обществе, теряется в сложных ситуациях. Все потому, что он внутренне убежден в собственной никчемности. Нерешительность только усугубляет проблему: не делается никаких попыток, чтобы преодолеть комплекс, человек замыкается в проблеме.

Сам комплекс сильно связан с процессом внутреннего саморазрушения личности. Этот комплекс нередко заставляет не просто сомневаться в своих возможностях, но и отрицать уже имеющиеся достижения. Даже если окружающие твердят, что у него есть какие-то значимые способности, человек с комплексом никогда не поверит в то, что ему говорят правду. Личность обесценивает свой опыт, не берет в расчет сильные стороны, концентрируется только на недостатках.

Комплекс вины

Комплекс вины формируется под воздействием родителей и ближайшего окружения. В результате вырастает личность, которая причину любой проблемы начинает искать в себе. Такой человек многое принимает на свой счет и легко обижается. Создается впечатление, что он один виноват во всем, что происходит на свете. Комплекс вины способствует разрушению личности, накапливанию обид. Чувства выражать становится трудно, появляется страх сделать что-то не так, произнести дурное слово, навредить близким делом или поступком. Комплекс жертвы в обязательном порядке требует коррекции и внимания. В противном случае он может привести к самым нежелательным последствиям.

Комплекс вины – это всегда серьезная психологическая нагрузка, которая требует от человека и его родных максимального участия. Комплекс подразумевает, что человеку становится достаточно сложно выражать собственное мнение, иметь индивидуальный взгляд на жизнь.

Комплекс зависти

Комплекс зависти – это проблема, требующая обязательной работы над собой. Комплекс формируется в результате приобретенного опыта несправедливого отношения взрослого к ребенку. Когда маленький человек недополучает внимания и любви, у него начинает развиваться комплекс зависти. Комплекс зависти подразумевает, что кого-то другого любят больше, а он чувствует себя обделенным и обиженным. Комплекс зависти может привести к самым нежелательным последствиям, таким как развитое равнодушие к окружающим, чувство безразличия к страданиям, отчужденность, эмоциональная холодность. Читать подробно про зависть .

Таким образом, мы рассмотрели, какие комплексы возникают у личности под влиянием тех или иных факторов. Каждый негативный опыт не проходит бесследно, он приводит к глубокой внутренней ране, которую не так просто бывает излечить в дальнейшем.

«Здравствуй, глаголю, царю православный,

на престоле ти буди миру явный

Премудростию царя Соломона,

силою паки славна Македона».

Симеон Полоцкий. «Гусль доброгласная»


«Царь умер. Да здравствует царь!»

8 февраля 1676 скончался Алексей Михайлович Романов. За два года до этого в своем «новогоднем обращении» на Красной площади Тишайший объявил наследником престола царевича Федора. Тем не менее он оставил семейство в опасном положении, «предвещавшем большие смуты». Дело в том, что при дворе было два влиятельных клана, боровшихся за власть. С одной стороны, родственники первой жены Алексея, Марии Ильиничны Милославской, у которой родились наследник престола Федор, Иван, шесть дочерей, в том числе «мужеумная» Софья... С другой стороны, приближенные второй жены Тишайшего, Натальи Кирилловны Нарышкиной, и ее воспитатель боярин Матвеев. По свидетельству польского хрониста, Артамон Сергеевич Матвеев после смерти Алексея подкупил стрельцов и уговаривал бояр признать государем четырехлетнего Петра. Однако бояре взломали двери в покои, «взяли на руки Феодора, потому что сам идти не мог: ноги распухли, понесли, посадили на престол и сейчас же начали подходить к руке, поздравляя на царстве».

Вертоград многоцветный

Несмотря на свою болезнь, Федор Алексеевич очень любил верховые прогулки. Годовалому наследнику подарили игрушечного конька, с тех пор лошади стали настоящей страстью. Взойдя на престол, он вникал во все подробности коннозаводства и не стеснялся выменивать лошадей даже у иностранных послов! Другой любовью Федора была стрельба из лука. Частенько устраивались соревнования в стрельбе по мишеням или же военные игры, например перестрелка через Крымский брод на Москве-реке.

Федор Алексеевич получил, по тем временам, блестящее образование. Учителем царских детей был поэт и богослов Симеон Полоцкий. И хотя его называли «верхоглядом» и «борзописцем», Симеон Ситиянович был хорошим педагогом, который умел «подсластить науку» и мог приохотить воспитанников к учению. Он перекладывал на стихи деяния римских императоров, события Ветхого и Нового завета, писал поэтические нравоучения, и в таком удобоваримом виде преподносил ученикам. Несколько тысяч подобных «педагогических» виршей Симеона Полоцкого вошли в сборник «Вертоград многоцветный».

Благодаря своему учителю, Федор Алексеевич тоже «великое искусство в поезии имел и весьма изрядные вирши складывал», он помогал Полоцкому в поэтическом переложении Псалтыря, считается, что перевод 132 и 145 псалмов принадлежит Федору. Молодой царь знал польский, греческий языки, отчасти латынь, любил живопись, музыку, он преобразовал придворную капеллу и одобрил переход со старых крюковых нот на европейскую линейную нотную запись. Федор Алексеевич очень интересовался архитектурой, Малый дворец в Кремле и Алексеевская церковь Чудова монастыря были построены по его чертежам, да и канализацию в Кремле впервые провели при Федоре.

Наша тихость

Практически все историки XIX века считали, что Федор Алексеевич из-за своего возраста и болезни правил «лишь номинально», и постоянно находился под влиянием тех или иных придворных группировок. Однако венценосный юноша, в торжественных случаях величавший себя «наша тихость», был «одарен постоянством царским», его политический курс был стабильным и последовательным, что редко случается, когда государь испытывает давление множества партий, последовательно приходящих к власти. Похоже, молодой царь сам вникал во все государственные дела. Так, уже на третий день своего правления Федор Алексеевич расширил значение Думы: «Боярам, окольничим и думным людем съезжаться в Верх в первом часу (то есть с рассветом) и сидеть за делы», - объявил царь, а в дальнейшем увеличил число думцев с 66 до 99 человек. Дума при Федоре работала очень продуктивно. Кстати, Федор Алексеевич установил единое время работы чиновников: пять часов с рассвета и пять часов перед закатом.

Молодой царь изменил систему приказов, сократив их число с 43 до 38, упразднил очень важный при Алексее Михайловиче Приказ Тайных дел, стоявший вне или даже над единой административной системой, уничтожил традицию воеводских «кормлений», отныне воеводы получали государево жалование, и не должны были брать подношений.

Отмена местничества

В 1681 году закончилась русско-турецкая война. По условиям Бахчисарайского мирного договора Россия присоединила Левобережную часть Малороссии и Киев. Участвовавшие в этой войне полки нового строя, сформированные на западный манер, сражались хорошо, но неприятели показали «новые в ратных делах вымыслы». Поэтому Федор Алексеевич выпустил указ о созвании собора служилых людей для «устроения и управления ратного дела».

Выборные говорили о необходимости ввести европейское разделение войска на роты вместо сотен, а также подали мысль об уничтожении местничества - системы распределения должностей, когда человек назначался согласно месту в служебной иерархии, которое занимали его предки. Назначения на ту или иную должность вызывали множество распрей и разбирательств, спор о том, кто должен командовать войском, мог возникнуть даже накануне сражения!

На Соборе Федор Алексеевич произнес речь о том, что чины должны даваться по разуму и заслугам, «посему государь может жаловать новых людей в боярство, не унижая ни их, ни старые роды». 12 января 1682 года царь приказал всем боярам «быть без мест». Разрядные книги собрали и сожгли в сенях царской передней палаты.

Женитьба

В первые годы правления Федора Алексеевича власть при дворе захватили Милославские, «люди с легкою нравственностию», как писал о них Сергей Соловьев. Однако в 1679 году власть Милославских пошатнулась. На крестном ходе «между многим смотрящим народом» царь увидел девушку, которая ему чрезвычайно понравилась. Это была дочь смоленского шляхтича Агафья Семеновна Грушецкая, жившая в доме дяди, думского дворянина Семена Ивановича Заборовского.

Намерение царя жениться неприятно поразило родню. «Мама его и дятька, хотя женить его на иной, Грушецкую многими неистовствы порицали», а Иван Ильич Милославский стал распускать слухи: «Мать ея и она в некоторых непристойностях известны!» Федор все же женился на Агафье. После свадьбы царица, «разсудя слабость человеческую», простила Милославского, но царь запретил ему являться ко двору.

Под влиянием Агафьи Семеновны придворный быт сильно изменился, царь и сам переоделся в польское платье, и запретил придворным носить русские охабни и однорядки. Бояре стали брить бороды и в открытую курили табак. Царица свободно появлялась перед людьми и восседала рядом с царем, что раньше позволяла себе лишь Марина Мнишек.

Счастье Федора Алексеевича длилось недолго, 21 июля 1681 года Агафья Семеновна родила наследника престола Илью, а через три дня скончалась. Вскоре умер и царевич. Историк Василий Татищев писал: «его величество настолько опечалился, что несколько дней ни с кем говорить и брашна употреблять не хотел... И его величество от такой печали вскоре заболел».

Через полгода Федор Алексеевич женился во второй раз, на Марфе Матвеевне Апраксиной. А еще через два месяца, 7 мая 1682 года, преставился, не отдав распоряжений о престолонаследии.

Братья

Деятельность Федора Алексеевича была прологом к реформам Петра I, и именно при Федоре были начаты преобразования, сделавшие младшего брата Императором Всероссийским. Подворное налогообложение жителей «по животам и промыслам», которое ввел Федор, - это первый шаг к подушной подати Петра, создание воеводского и местного приказного управления подготовило губернскую реформу Великого реформатора, а борьба с влиянием патриарха Иоакима завершилась при Петре отменой патриаршества.

В своем реформаторском стремлении братья были очень похожи: при Федоре Алексеевиче готовился проект введения в России чинов - прообраза петровской Табели о рангах, был разработан проект создания первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии, которая должна была не только обучать, но и надзирать за вопросами веры и бороться с ересями...

Главное различие между братьями - в отношении к народу. Петр, стремясь воплотить свою мечту о «регулярном государстве», «людишек» рассматривал только как строительный материал, глину для обжига, недаром в его царствование население сократилось на несколько миллионов. Федор же видел в людях богатство страны и постоянно заботился о благосостоянии подданных. Он строил приюты для нищих, хотел открыть приюты для сирот и детей убогих родителей, где должно учить воспитанников различным наукам, чтобы вместо тунеядцев страна получила зажиточных граждан. Но ранняя смерть помешала свершить много «полезного и народу потребного».

Утомление – это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

Различают два вида утомления - физическое и умственное

  • Умственное утомление характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться.
  • Физическое утомление – снижением физической работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц.

По внешним и внутренним признакам утомления контролируют физическую нагрузку .

К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышение потоотделения, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. По степени выраженности этих признаков различают три степени утомления:

· Легкая – дыхание ровное, но учащённое, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

· Значительная (переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи, одышка, жалобы не усталость, боль в мыщцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение координации при выполнении упражнений.

· Очень большая, резкое переутомление (переутомление 2 степени):подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное дыхание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

К внутренним признакам относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях занятие надо прекратить.

Для того, чтобы не уставать, необходимы:

Правильная дозировка нагрузок;

Чередование упражнений связанных с напряжением и расслаблением;

Благоприятный эмоциональный фон.

Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо . Но при появлении неблагоприятных признаков переутомления 1 и 2 степени надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха выполнить упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания и обязательно обратиться к учителю или врачу.

К профилактическим приёмам снятия утомления при умственном утомлении являются физкультурные минутки (3-5 упр. в течение 1-2 мин) и физкультурные паузы (5-7 упр. в течение 3-5 мин). Их цель повышение продуктивности умственной работы, предупреждение нарушения осанки.

Ответ 2 (Что понимается под тестированием физической подготовленности и с помощью каких тестов можно определить развитие силы, быстроты, выносливости?)


ТЕСТ – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В физическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные задания), с помощью которых оценивают развитие физических качеств человека.

ТЕСТИРОВАНИЕ – это процесс непосредственного выполнения тестов.

Полученное в ходе измерений числовое значение (например выраженное в секундах, сантиметрах, метрах) является результатом тестирования (теста).

Например: прыжок в длину с места – это тест; процедура проведения прыжков в длину и измерение результата – тестирование, длина прыжка – результат теста.

На основе результатов тестирования можно:

  • Сравнивать физическую подготовку отдельных учащихся;
  • Проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;
  • Осуществлять контроль за обучением (тренировкой) школьников и спортсменов;
  • Выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.

Для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу, быстроту, выносливость)

СИЛА – сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине, подъём переворотом, жим штанги и т.д

БЫСТРОТА – бег на 20 и 30м с хода, бег на 30,60,100м (на скорость преодоления дистанции)

ВЫНОСЛИВОСТЬ – бег на 600, 800,1000м (дети 7-10 лет),2000м(11-14 лет), 3 000м (15-18 лет), бег на лыжах 3 км, 12-минутный беговой тест Купера, 6-минутный бег и др.

1. Расскажите об основных правилах самостоятельного освоения двигательных действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»),

2. Общие требования безопасности при проведении туристических походов.